Навыки безопасного поведения. Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а так же сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. В процессе освоения образовательной области «Безопасность» дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводится систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
Обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде.
Стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами.

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. В старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.
Предметно-развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей .
В работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста необходимо использовать несколько методов обучения.
1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.
2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.
3. Словесный метод. Обсуждение и рассматривание с детьми наиболее типичных и опасных ситуаций. Воспитывать аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.
Изучать предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для предупреждения опасных ситуаций знакомиться с основной группой пожароопасных предметов.
4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.
Реализация образовательной области «Безопасность» может осуществляется в разных формах работы:
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций;
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;
самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;
взаимодействие с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.

з алогом успешности по формированию у дошкольников безопасного поведения в окружающем мире может стать использование инновационных методов, разнообразных по содержанию и форме. Можно использовать в работе следующие виды деятельности: проведение КВН, викторин, весёлых занятий, литературных викторин, разгадывание кроссвордов, сканвордов, чайнвордов, ребусов, загадок, перевёртышей, заучивание считалок, скороговорок, стихотворений из серии «безопасность в рифмах».

В работе необходимо использовать произведения художественной литературы, которые дети могут читать самостоятельно. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные ситуации если они зарифмованы. Например стихотворение С.Маршака «Мяч»

Для развития логического мышления у детей и закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности, можно использовать в работе кроссворды, сканв орды, чайнворды. При этом возникает ситуация непринуждённого игрового общения на серьёзные темы. Если у детей возникают трудности с ответом на тот или иной вопрос, всегда есть возможность для игровой подсказки, например: «Ребята, слова которые нужно угадать, начинаются на букву…».

В работе с детьми по безопасности жизнедеятельности необходимо также составлять ребусы, которые представляют собой комбинацию рисунков, букв, и других изображений. Дети с удовольствием отгадывают слова, которые зашифрованы в ребусах.
Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы, способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

СЛАЙД 3

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования.

СЛАЙД 4

Метод содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации .

СЛАЙД 5

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

    использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;

    предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;

    введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

    поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

СЛАЙД 6

Основное содержание строится по специально разработанным направлениям из книги Берегиня «Опасности дома», «Опасная дорога», «Как стать не жертвой», «Игры могут быть опасными», «Безопасность в природе». В соответствии с данными направлениями нами предложен перспективный план с тематикой игровых ситуаций, которая позволяет нам сформировать у детей широкий круг знаний и навыков.

Игровые занятия мы проводим во II половине дня в рамках деятельности по интересам. Например, такие ситуации как, «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

СЛАЙД 7

Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой . Ситуации «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации. Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»

СЛАЙД 8

Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.

СЛАЙД 9

В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры, как «Пожарная тревога», «Из группы исчезли все стулья», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?». О бучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специальной игры, проведение которой можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо», «Чем ты огорчен?».

В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Предложенный перспективный план органически вписывается в педагогический процесс, организуемый в детском дошкольном учреждении.

В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. После формирования безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей в группе улучшился. Можно говорить о том, что произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения по таким показателям, как взаимодействие с людьми, поведение в помещении, здоровье, психоэмоциональная устойчивость и поведение на улице и на транспорте. В ходе проведенной работы мы определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей. Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

СЛАЙД 10 Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенз

Творите сами,как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов

СЛАЙД 11 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Безопасность»

«Школа светофорных наук»

«Катаемся на роликах и велосипедах»

«В парке»

«Ядовитые растения»

1. показать причину дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов.

2. формировать умение правильно веси себя на дороге и в природе.

3. воспитывать бережное отношение к миру природы.

Октябрь

    «Перекресток»

    «Путешествие за город»

    «Собака – друг человека»

    «Незнакомец в группе»

1. учить соотносить свои действия с цветом светофора.

2. развивать представления о причинно-следственных связей возникновения опасных ситуаций.

3. воспитывать культуру поведения.

Ноябрь

    «Как вызвать милицию»

    «Как вызвать пожарных»

    «Как вызвать скорую помощь»

    «Пожарная тревога»

1.разучить с детьми алгоритм действий при вызове спецслужб.

2.формировать навык общения по телефону.

3. помочь сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами.

Декабрь

    «Незнакомец звонит в дверь»

    «Незнакомец звонит по телефону»

    «Дым в помещении»

    «Потерялся в детском саду»

1. учить детей действовать в опасной ситуации.

2. развивать навык набора номеров экстренных служб.

3. воспитывать стремление помочь ближнему человеку

Январь

    «Защити сам себя – 1».

    «Возгорание».

    «Как устроено тело человека»

    «Из группы исчезли все стулья»

1.отработать навык безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях.

2. приобщать детей к здоровому образу жизни.

3. воспитывать умение детей находить выход из затруднительного положения.

Февраль

    «Красота человека и здоровье»

    «Одежда и здоровье»

    «Отношение к больному»

    «Плохо воспитателю. Что делать?»

1. формировать представления о ЗОЖ.

2.развивать навык действий в экстремальных ситуациях.

3. пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больному человеку.

Март

    «Защити себя сам – 2»

    «Найди по описанию»

    «Чистим зубы»

    «Приглашение»

1.закрепить правила поведения при контакте с посторонними людьми.

2. развивать навык осторожного и уважительного поведения.

3.проанализировать конкретные ситуации.

Апрель

    «Как пешеходы и водители поделили улицу».

    «Во дворе»

    «Мы – спасатели»

    «Медбрат – медсестра»

1. учить переходить улицу, оказывать первую помощь.

2. формировать чувство долга.

3. воспитывать у детей необходимость соблюдения правил безопасного поведения.

Май

    «В городском транспорте»

    «Сбор грибов и ягод»

    «Съедобное – несъедобное»

    «Потерялся в городе»

1. закрепить правила этичного и безопасного поведения в транспорте и природе.

2.формировать у детей отношение к здоровью, как к ценности.

3. воспитывать внимание, осторожность.

Организация: МКДОУ д\с № 275 «Миша»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Наша жизнь содержит много опасностей, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше опасностей появляется вокруг. Огромное количество машин на улицах; пожары, новые электроприборы, требующие умений работы на них; высотные здания и стройки, и многое другое.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Сегодня к этому направлению работы каждого дошкольного учреждения предъявляются особые требования, проверки.

Поэтому главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности ведётся по разделам:

«Ребёнок и другие люди»;

«Ребёнок и природа»;

«Ребёнок дома»;

«Здоровье ребёнка»;

«Эмоциональное благополучие ребёнка»;

«Ребёнок на улицах города".

Во-первых, необходимо создать условия в группе, то есть накопить и систематизировать методическую, познавательную литературу, пособия и игры по всем представленным направлениям.

В группе создан уголок безопасности, в котором сосредоточены атрибуты и игры : настольно – печатные игры, плакаты и альбомы по безопасности, подбор видеоматериала по безопасности, подборка детской художественной литературы для чтения детям. Так же в уголке имеется демонстрационный материал, изготовлены атрибуты и пособия к проведению сюжетно – ролевых игр, подборка игрушек (пожарные машины, игрушки зверей, куклы). Разнообразный материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.

Во-вторых, необходимо тщательно продумать и спланировать работу на учебный год в соответствии с возрастом детей. В тематическом плане, утвержденном на педагогическом совете, предусмотрены как специальные темы по формированию основ безопасного поведения: «Неделя здоровья и безопасности», «Что случилось с куклой Машей?», «Транспорт, ПДД», «Опасные предметы вокруг нас», так и темы, в содержание которых легко включать проблему ОБЖ: «Наш город-Новосибирск», «Что я знаю о себе», «Дом, в котором мы живем», «В гостях у Айболита» и другие. Другими словами, тема безопасности может и должна присутствовать практически постоянно в образовательном процессе каждого педагога ДОУ.

Составляя план на следующую неделю, я продумываю, как и в какой форме включить в нее материал по безопасности.

Например, темы прошедшего месяца в нашей средней группе были такие: Наша любимая группа» . Здесь мы включили повторение правил безопасного поведения детей в группе и на прогулке через беседу «Мы снова вместе», дидактическую игру «Как избежать неприятностей?». Следующие темы: «Что нам осень подарила» и «Мир осенней обуви и одежды» . Здесь мы отработали направление «Здоровье ребенка». Провели беседы по здоровью осенью, включили детей в практическую деятельность: изготовление салата, познакомились с рецептами полезных блюд питания. С инструктором физвоспитания провели тематическое развлечение «В здоровом теле здоровый дух». Следующая тема «Детский сад в нашем городе» кроме основного познавательного материала, включила в себя повторение правил дорожного движения через дидактические игры: «Светофор», «Собери дорожный знак». В игровой форме мы с детьми нарисовали безопасный маршрут движения в детский сад.

Особенно много возможностей в организации образовательного процесса по ОБЖ в детском саду есть в использовании «метода проектов». В старшей и подготовительной группе мы с детьми и родителями реализовали долгосрочные проекты «Книга здоровья и безопасности» и «Познай себя». Детско-родительский образовательный проект «Познай себя» направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме. Этот долгосрочный проект помог детям узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы, а также познакомиться с правилами безопасного поведения на дороге, на воде, в лесу и при пожаре, которые помогут избежать опасных ситуаций.

В другом проекте педагогами, детьми и родителями была создана «Книга здоровья и безопасности». Презентация данного проекта - совместный праздник с родителями, посвященный дню здоровья и правильному питанию.

В образовательной деятельности по ОБЖ я использую следующие формы работы с детьми.

По разным разделам используются различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

У нас в группе есть интересная игра «Азбука безопасности. Один в доме». Эта игра поможет детям не растеряться и правильно действовать в различных опасных ситуациях, которые могут случиться дома: затопление, пожар, поражение током, взрыв и обрушение. В ходе игры с детьми обсуждаются ситуации, разбираются причины бедствий и как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации. И самое главное, выясняем с детьми как можно избежать таких ситуаций: не баловаться со спичками, петардами, не засорять раковину отходами, быть осторожными с газом и т.д.

В игре «Учим дорожные знаки», дети знакомятся с дорожными знаками, светофором. Ребенок должен рассказать, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется.

В настольно-печатной игре «Большая прогулка» дети узнают, как должен вести себя пешеход, научит понимать язык улицы, разговаривать с ней при помощи дорожных знаков

Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевых играх, где дети изучают знаки дорожного движения, правила поведения на дороге, я беру на себя роль инструктора автошколы. Дети становятся учениками автошколы. Потом, дети, которые лучше всех знают и знаки, и правила дорожного движения становятся членами комиссии, они инспектора ГИБДД. Ученики автошколы должны знать не только знаки дорожного движения, но должны ориентироваться в ситуациях на дороге. Детям, успешно ответившим на все вопросы, выдаются водительские удостоверения, а остальные дети становятся пешеходами. И дальше дети распределяют между собой роли диспетчера, продавца в магазине, мамы, папы.

В сюжетно-ролевой игре «Травмпункт» закрепляем свои знания о травмоопасных ситуациях, закрепляем умение обрабатывать раны, бинтовать травмированную руку или ногу.

Одной из форм работы являются словесные игры.

В игре «Добавь слово» закрепляются основные правила безопасного поведения в быту, на улице. Воспитатель читает строчки стихов, а дети добавляют недостающее слово.

  • Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег. Не смотри, не жди, не стой, а залей его... водой.
  • Если младшие сестрички, зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички... отобрать.

«Запрещается - разрешается»

Ход игры: Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово: «разрешается» или «запрещается».

  • Идти по тротуару...(разрешается)!
  • Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом...(запрещается)!......

Одной из освоенных нами форм работы являются игры-тренинги, в ходе которых отрабатываются действия в различных ситуациях. Например, в тренинге по теме «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице», очень важно обучить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Вначале тренинга прошу детей позвать на помощь, как это делал петушок в сказке: «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы… кот и дрозд, спасите меня. Разыгрываем эту сценку, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. Лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывая на помощь кота и дрозда.

Людмила Макарова
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте . При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников .

Цели и задачи формирования у дошкольников знаний , умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т. д. Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач , безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей . К другим факторам можно отнести :

1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги высокий уровень само концентрации воли и внимательности, способность координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения.

2. Следующим фактором является недостаточный опыт. Общения детей с дорогой , слабая облучённость дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах .

3. Низкий уровень общего и психо- физиологического развития и др.

Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач , можно выделить и объективные. К ним относятся : значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных и бесшумных.

При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте.

Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его

отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т. п.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду , подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач :

- Формирование координации движения;

Совершенствование навыков ориентации в пространстве;

- Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях

дорожного движения;

Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность

ребенка на улице;

- Формирование мотивационно- поведенческой культуры ребенка , как основы

безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части .

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах . Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста , так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения , а их соблюдение – потребностью человека.

Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице . Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач : развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице ;

обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек .

В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность ".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков , выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице .

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Воспитывая дошкольников , педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно : в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки , при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций .

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками , когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице .

При этом необходимо учитывать следующую закономерность : чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице , тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии : моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций ; самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей ; интерактивный опрос; коллективная деятельность детей по изучению , осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде .

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог . С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице . Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста , постепенно наращивая знания дошкольников таким образом , чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа : ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т. д.

Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения

Рост количества машин, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно-транспортного происшествия. Статистика утверждает, что очень часто причиной ДТП являются именно дети (каждое десятое происходит с участием детей). По данным ГИБДД по Нижегородской области в 2011 году с участием детей произошло 443 ДТП, в которых 13 погибло, получили ранения 467. Именно по вине детей произошло 172 ДТП, в которых 5 детей погибло, и 181 получили ранения различной степени тяжести.

Важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребёнка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. Поэтому необходимо вырабатывать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одна из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения на улице несомненна.

Целью нашей работы стало: формирование у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Для выполнения цели поставили следующие задачи:

  • Сформировать умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
  • Сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке на дороге.
  • Воспитывать культуру поведения в транспорте и на улице.

В своей работе мы опирались на методический материал: Программу «Детство» Бабаевой Т.И.; Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., так же использовали Программу «Светофор» Даниловой Т.И., «Профилактика ДДТ травматизма» Жуковой Р.А., «Изучаем дорожную азбуку» Майоровой Ф.С. и др.

Анализ уровня знаний, умений и навыков показал:

По устройству проезжей части: 37% детей с высоким уровнем, 30% - со средним, 33% - с низким;

По дорожным знакам: 60% - с высоким уровнем, 40% - со средним,

20% - с низким;

По работе ГИБДД: 20% - с высоким, 30% - со средним, 50% - с низким;

По правилам поведения в транспорте: 40% - с высоким, 30% - со средним,

30% - с низким;

По правилам поведения на улице (если ребенок потерялся): 30% - с высоким, 40% - со средним, 30% - низким.

Система работы по формированию навыков безопасного осознанного поведения на улице велась по трем направлениям:

1. Работа с детьми:

Ребенок – пешеход,

Ребенок – пассажир,

Ребенок – водитель.

2. Работа с родителями:

Планирование работы с семьей,

Совместные мероприятия,

Педагогическое просвещение.

3. Взаимодействие с ГИБДД.

В группе была организована предметно-развивающая среда:

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, спецмашины), светофоры, фигурки людей;

Подобрана детская литература;

Настольно-печатные игры (лото, домино «На улицах и дорогах», «Дорожные знаки», «Говорящие знаки», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога», «Правила движения», пазлы «Транспорт», конструкторы).

Плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов, пассажиров (жезл, свисток, фуражки, нагрудные изображение различных видов транспорта, дорожных знаков и др.);

Дорожные знаки на магнитах, подставках («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки», «Место стоянки», «Движение прямо», «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и др.) –настольных и напольных;

Игровые поля, макет дороги, макет «Путешествие во времени в прошлое»;

Уголок «Безопасность».

Знания, полученные в ОО «Безопасность» расширялись, уточнялись, дополнялись в Образовательных Областях:

Познание,

Социализация,

Художественное творчество,

Физическая культура,

Разработан перспективный план работы, который помогает вести работу систематически и планомерно. В непосредственной деятельности познакомила детей с новыми дорожными знаками, закрепляла знания о транспорте, о поведении в нем, о профессии водителей, регулировщика, создавала проблемные ситуации, которые обучали детей безопасному поведению на дороге, в транспорте.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации совместной и самостоятельной деятельности. Стимулирование у детей самостоятельности и залогом успешности данной работы является сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:

Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (перекресток, транспорт, работа сотрудников ГАИ, пешеходы, пассажиры);

Игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница», «Улица», «Дорожный патруль», «Путешествие по городу»), театрализованные («Не играйте на дороге», «Волк и семеро козлят»);

Составление коллажей;

Моделирование и анализ заданных ситуаций («Опасные и безопасные ситуации», «Обзор закрыт», «Родители с детьми», «Внимание отвлечено»);

Алгоритмические игры («Перекресток», «Дорога домой», «Помоги героям сказки»);

Сочинение историй («В городе светофорных наук»);

Беседы («Кто регулирует движение транспорта»,

«Два светофора», «Путешествие в прошлое светофора» и т.д.;

Чтение художественной литературы.

Познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания (вечер загадок «Автоклуб» «Путешествие в страну дорожных знаков», «Что? Где? Когда?», КВН);

Минутки безопасности (катание с горы, переход через дорогу, поведение пассажира, если ты потерялся);

Больше всего дети любят смотреть мультфильмы («Академия Светофорчика», «За рулем»).

В группе имеются план-схема («Дорога от дома до детского сада») и макет поселка с улицами, прилегающими к территории детского сада, которые помогают определить опасные места на улице и дорогах около детского сада, во дворе. Они помогают проложить безопасный путь к дому, к магазину, детскому саду, развивают внимание, умение ориентироваться.

В нашей группе созданы оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей, в организации которой имеется спектр дидактических, настольных, режиссёрских игр, атрибуты и игровые маркеры для сюжетно-ролевых игр, макеты улиц, отражающих расположение объектов реально существующих в нашем поселке. В ходе игр мы с детьми обсуждаем интересные ситуации; создаем и разрешаем проблемные ситуации. Дети любят мастерить поделки (транспорт, дома, дорожные знаки), а потом использовать их в своих играх.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям. Мы провели большую работу с родителями: опросы, анкетирование на тему: «Я и мой ребёнок на улице», родительское собрание «Безопасность детей на дороге». Привлекли родителей к участию в проектах:

Творческий проект «Загадки по ПДД»,

Информационный проект «Я - пешеход» (состоит из индивидуальных проектах о дорожных знаках),

Создание Автоклуба.

Родители помогали вместе с детьми в создании дидактических игр: «Опасно-неопасно», «Дорожная азбука».

Творчески подошли к изготовлению костюмов для показа «Весёлые знаки».

Для родителей было проведено открытое мероприятие «Как наши дети знают ПДД», были показаны сказки: «Волк и семеро козлят», «Не играйте на дороге». Родители участвовали в спортивном празднике «В стране Светофории».

В течение года сделаны папки –передвижки:

- «Безопасность на дороге»,

- «Три закона безопасности пешехода на дороге»,

- «Ребёнок на улице»,

- «Основные законы безопасного движения».

Ежемесячно в уголке «Советы для родителей» вывешиваются рекомендации по формированию навыков безопасного осознанного поведения детей. Эта рубрика очень важна, так как мы живём в поселке, и наши дети оказываются часто неподготовленными к правильному поведению на городской улице, в общественном транспорте. Поэтому мы просим родителей вывозить детей в город и закреплять знания, полученные на занятиях. В тесном сотрудничестве с родителями мы установили, что успех профилактики дорожно-транспортного происшествия с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное средство воспитания детского пешехода, пассажира- пример поведения на дороге и в транспорте родителей.

Огромную помощь в формировании знаний ПДД, профилактики ДТП имеют встречи с сотрудниками ГИБДД. Они расширяют и закрепляют знания, предупреждают об опасностях на дороге.

Повторный анализ уровня знаний, умений и навыков показал положительные результаты:

Устройство дороги: 60% - высокий уровень, 40% - средний уровень;

Дорожные знаки: 65 %- высокий, 35% - средний;

ГИБДД: 85%- высокий, 15% - средний;

Правила поведения: 90%-высокий, 10%-средний;

Поведение на улице (если ребёнок потерялся) - 90% - высокий, 10% -средний.

В результате проведённой работы у детей сформированы умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения; сформированы умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, дети умеют ориентироваться в различной обстановке на дороге; знают правила поведения в транспорте и на улице и стараются их выполнять. В группе пополнилась предметно-развивающая среда.

Эффективность работы была достигнута во взаимодействии всех участников педагогического процесса, до которых была донесена актуальность проблемы.

Проведенная работа поможет решению проблемы охраны жизни и здоровья детей, и формированию у них навыков осознанного безопасного поведения на улице.