Формирование профессиональных традиций и их роль в воспитании личного состава органов внутренних дел. Предмет, метод и задачи учебной дисциплины «История органов внутренних дел «Педагогические основы воспитания и обучения

История свидетельствует: воспитание ставится в число приоритетов в переломные моменты жизни государства, общества и людей.

И именно в такие периоды осуще­ствление воспитания сопряжено с нема­лыми трудностями, и тем не менее любые реформы и решения об­речены на провал, если они не подкрепляются усиленным внима­нием к воспитанию, тесно увязанному с реалиями происходящих перемен. Общечеловеческие истины воспитания, складывавшиеся веками, не устаревают, но на каждом новом методическом отрезке времени нуждаются в новом понимании, требуют новых технологи­ческих разработок. При этом проблемы усложняются, если в пред­шествующий период работа по воспитанию была ослаблена. Именно такое положение имеет место в современных условиях деятель­ности органов внутренних дел.

Не случайно министр внутренних дел России относит воспита­тельную работу к одному из важнейших направлений работ с кадрами и обеспечения оперативно-служебной деятельности6. К недостаткам проведения этой работы он относит:

Недооценку места и роли вос­питательной работы в системе обеспечения оперативно-служебной деятельности;

Декларативный и оторванный от жизни характер про­ведения;

Недостаточную ее эффективность, не выдерживающую ис­пытаний реальной практикой,

Неспособность оказать должное воз­действие на результаты оперативно-служебной деятельности,

Слу­жебную дисциплину и законность;

Устаревшие подходы, организа­цию,

Принципы, формы и методы, не учитывающие реалии сего­дняшнего времени;

Отсутствие ведомственной системы информаци­онно-пропагандистского воздействия на личный состав;

Неконст­руктивное противопоставление материальных и нравственных начал в мотивации сотрудников;

Преобладание репрессивной практики в отношении оступившихся сотрудников, в то время как негативные проявления могли быть профилактированы при упреждающем сис­тематическим воспитании личного состава;

Слабая связь с институтами гражданского общества;

Значительный отток кадров и размывание профессионального ядра органов внутренних дел (особенно уголовного розыска и службы участковых инспекторов);

Недостаточный уровень педагогической культуры части руководителей, занятых вопросами воспитания подчиненных, и др.

Слабости в постановке воспитания личного состава рассматри­ваются руководством МВД как причины многих недостатков в оперативно-служебной деятельности: участившихся случаев невнима­тельного реагирования сотрудников на сообщения и заявления гра­ждан о совершении преступлений, укрытие их от учета, необоснованных прекращений или отказов в возбуждении уголовных дел, подтасовки отчетных данных о раскрытии преступлений, противо­правных действий, снижения уровня доверия населения к государ­ственным органам власти и др. Ошибочным признано сокращение чис­ленности воспитательных аппаратов, свертывание подготовки и пере­подготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел.

Перед МВД поставлена задача модернизации системы воспита­тельной работы с личным составом органов и подразделений внут­ренних дел, для чего в ее характер, содержание и организацию вно­сят существенные изменения, нацеленные на:

Восстановление отношения к воспитательной работе как к важнейшему направлению повышения эффективности опера­тивно-служебной деятельности и решения задач, возложенных на органы внутренних дел;

Определение места воспитательной работы в обеспечении опе­ративно-служебной деятельности всей системы органов внут­ренних дел, направленной на:

Формирование у сотрудников комплекса гражданских, нрав­ственных, духовных и иных профессионально значимых ка­честв сотрудника ОВД, обусловленных потребностями этой деятельности;

Подготовку сотрудников, способных реализовать задачи правоохранительной деятельности в условиях демократиче­ского общества, готовых соблюдать конституционные права человека и гражданина и на практике осуществлять их эф­фективную защиту;

Обеспечение высокой антикоррупционной устойчивости со­трудников и надежного иммунитета к профессиональным деформациям личности;

Разработку научной основы развития системы воспитательной работы применительно к современным условиям;

Создание нормативно-правовой и методической базы функ­ционирования воспитательной работы как в масштабах министерства, так и непосредственно в органах внутренних дел субъектов Федерации;

Приведение организационно-штатной структуры воспитатель­ных аппаратов в соответствие с изменившимися условиями;

Организацию подготовки и переподготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел;

Организацию обучения руководителей всех звеньев теории и практики воспитания подчиненных, повышение их педагоги­ческой и управленческой компетентности. «Главной фигурой в системе организации воспитательной работы с личным со­ставом был и остается руководитель, и в первую очередь на­чальник ОВД. Именно на него возложена персональная ответ­ственность за организацию и состояние воспитательной рабо­ты с подчиненными».

Работа по этим направлениям уже проводится, но еще больше предстоит сделать. И здесь очень важно осознать сложность этой задачи и необходимость высокой педагогической компетентности для успешного ее решения.

«Путь к уважению профессии сотрудника... и поддержке госу­дарства может оказаться безнадежно долгим, если в сознании каж­дого из нас не будет понимания сложности современного периода развития общества, выработки собственной безупречной линии по­ведения на службе и в быту, осознания своего личного значения в деле служения гражданину, обществу и государству», - сказал ми­нистр МВД России.

Юридическая педагогика обладает теоретическими и прикладными разработками, способными содействовать реализации воспитатель­ной работы по повышению ее качества и эффективности. И здесь следует помнить, что задача модернизации всей системы воспита­тельной работы требует новых теоретических и прикладных педаго­гических разработок для решения острейших, современных проблем.


Похожая информация.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ, правовой И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РОБОТЫ

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Б. Ю. Дерешко

В статье раскрываются базовые подходы к организации исторической и военно-исторической работы, дается обоснование необходимости и актуальности правового регулирования исторической работы в органах внутренних дел Российской Федерации на примере творческого осмысления, накопленного опыта исторической работы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности, как основы патриотического воспитания личного состава. Предлагаются цели, задачи и первостепенные направления исторической работы.

Ключевые слова: историческая работа, военно-историческая работа, органы внутренних дел, правовые основы.

События последних лет свидетельствуют о том, что в Российской Федерации наступил новый период развития и реализации государственной политики в сфере сохранения культурно-исторических, духовно-нравственных и мировоззренческих ценностей. Важнейшие государственные решения о воссоединении Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией, формирование идеи «русского мира» в системе современного миропорядка, активное противодействие попыткам фальсификации истории нашей страны доказывают, что общественная мысль в качестве основы государственно-правового мировоззрения российских граждан уверенно выдвигает достижения тысячелетней истории России.

На протяжении прошедших пяти лет внимание к отечественной истории и исторической работе со стороны высших органов государственной власти Российской Федерации растет.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. указал на важнейшую роль отечественной истории в возрождении национального сознания российского народа для обретения внутренней силы и смысла национального развития 1.

Указом Президента Российской Федерации (от 9 января 2012 г. № 49) 2012 г. был ознаменован как Год российской истории 2, в рамках которого проведен комплекс мероприятий, посвященных 1150-летию зарождения российской государственности.

В июне 2012 г. возобновило свою деятельность одно из старейших российских общественных объединений - Российское историческое общество, которое возглавил С. Е. Нарышкин, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3.

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1710 в качестве общероссийской общественно-государственной организации создано Российское военно-историческое общество 4. Председателем общества в марте 2013 г. на учредительном съезде избран министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский.

Историческая работа в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 5, в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 6, и в других руководящих документах рассматривается как основа патриотического воспитания граждан России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности народов нашей страны.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин 12 декабря 2013 г. четко обозначил «всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа», поставил задачу учитывать культурно-исторические ценности российского народа как в строительстве государственной политики, так и в сфере образования 7.

Это последовательно реализуется в ряде нормативных и руководящих документов федеральных органов государственной власти, в том числе и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, решением министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции В. А. Коло-кольцева в 2014 г. в системе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел организована историческая работа8, издан ряд ведомственных организационно-распорядительных документов.

Интерес к истории органов внутренних дел в обществе и научной среде существовал всегда. Об этом говорят книги, выходящие большими тиражами, как правило, мемуарного и публицистического жанра, многочисленные журнальные и газетные статьи. При этом отметим ощутимый дефицит научных исторических исследований, отсутствие научно-исследовательских организаций, специализирующихся на изучении ведомственной истории, в то время как, например, в Министерстве обороны Российской Федерации уже без малого 50 лет успешно функционирует Институт военной истории, ныне - Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 9, с 1939 г. издается «Военно-исторический журнал» 10.

В органах внутренних дел наработан значительный эмпирический опыт исторической работы. Активную выставочную и музейную работу осуществляет Постоянно действующая выставочная экспозиция, посвященная созданию и истории МВД России (филиал Центрального клуба МВД России) 11. На 1 января 2015 г. в ведомстве созданы 253 постоянно действующие выставочные экспозиции 12 (в соответствии с приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1145) 13.

В местах дислокации органов внутренних дел установлены 1984 памятника, обелиска, стелы, памятных досок и иных мемориальных сооружений, посвященных героическим подвигам сотрудников органов внутренних дел на полях войн и в мирное время 14.

Неоценимый вклад в патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел вносят 4415 ветеранских организаций в составе Российского совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск 15, Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России 16, а также других ветеранских организаций. Свыше 500 тыс. ветеранов активно участвуют в работе с сотрудниками и членами их семей.

Большой объем работы проводится в системе МВД России в связи с различными памятными датами ведомственной истории. Так, в преддверии празднования 200-летия Министерства внутренних дел в 2002 г. Главным управлением кадров и кадровой политики МВД России, ведомственными образовательными и научными организациями был проведен масштабный комплекс организационных и практических мероприятий, выполнены научно-исследовательские работы по изучению истории ведомства, накоплен значительный исторический материал, подготовлен и выпущен ряд научных изданий 17.

Приуроченные к юбилею события вызвали широкий резонанс и получили положительную оценку общественности. Однако предложения сделать историческую работу системной в тот период так и не реализовались, деятельность по изучению истории МВД России была свернута, а научные подразделения сокращены. После памятной даты «200 лет МВД России» внимание к исторической работе снизилось, вследствие чего она свелась к формам музейной работы, проводимой ведомствен-

ными музейными образованиями, а также к эпизодическим инициативным исследованиям в образовательных и научных организациях МВД России.

При этом актуальность научной и практической значимости исторической работы в условиях реформирования и модернизации органов внутренних дел неуклонно растет. Исторический опыт развития ведомства требует глубокого и специализированного изучения для определения оптимальных путей строительства органов внутренних дел, повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

Решение проблемы организации исторической работы в системе МВД России возможно на основе творческого осмысления накопленного опыта исторической работы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности, как основы патриотического воспитания личного состава войск и органов.

Так, в Министерстве обороны Российской Федерации военно-историческая работа осуществляется в соответствии с Положением о военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, которое рассматривает военно-историческую работу в качестве составной части научной работы, проводимой в Вооруженных Силах, определяет ее как «деятельность по исследованию актуальных проблем военной истории и внедрению полученных результатов в теорию и практику военного (военно-морского) дела, использованию знаний истории войн и военного искусства, истории строительства вооруженных сил и развития военной мысли, истории развития вооружения и военной техники в интересах обучения и военно-патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил, а также граждан Российской Федерации» 18.

Более развернутое определение военно-исторической работе дает С. В. Бориснев: «Это комплексно-синтезированная деятельность как теоретического (исследовательского), так и прикладного (практического) характера. Оно входит в различные сферы жизнедеятельности видов и родов вооруженных сил, государственных структур и общества, одновременно включает в себя в различной степени научно-теоретическую (теоретико-методологическую) и научно-исследовательскую (познавательно-методическую) работу в военной истории как элементы военно-научной работы, часть образовательного процесса по обучению военных кадров в военно-учебных заведениях с использованием военной истории, воспитательную работу с военнослужащими через патриотическое (военно-патриотическое), идейно-политическое (идеологическое) воздействие, посредством культурно-просветительской, агитационно-пропагандистской работы, деятельности военных средств массовой информации» 19.

В Вооруженных Силах Российской Федерации военно-историческую работу проводят органы военного управления, ответственные за организацию военно-научной работы, а также военно-учебные заведения и специализированные научно-исследовательские организации.

Общее руководство военно-исторической работой возложено на Генеральный штаб. Военно-научный комитет Вооруженных Сил РФ осуществляет организационно-методическое руководство военно-исторической работой, а научно-методическое руководство - Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил (в части государственно-патриотического воспитания военнослужащих); Архивная служба Вооруженных Сил (в части архивной и справочной работы); Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил (в части методологии военно-исторических исследований, а также координации научной работы по проблемам военно-исторических исследований).

В военных округах, родах войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления общее руководство военно-исторической работой осуществляют соответствующие штабы или управления. Организационно-методическое руководство военно-исторической работой возложено на военно-научные отделы (группы) видов и родов войск Вооруженных Сил, подразделения научной и военно-исторической работы военных округов.

Такая система организации военно-исторической работы позволяет успешно решать поставленные задачи в сфере проведения военно-исторических исследований и внедрения положительного исторического опыта в практику деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовое регулирование исторической и военно-исторической работы в Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации осуществляется на основе Положения по организации и ведению исторической и военно-исторической работы в системе МЧС России 20.

В со отв етствии с п. 2 Положения историческая и во ен-но-историческая работа в системе МЧС России представляет собой творческую и организаторскую деятельность руководящего и командно-начальствующего состава по развитию исторической и военно-исторической науки в области защиты населения и территорий, по использованию ее выводов и накопленного опыта местной противовоздушной обороны, гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в практике совершенствования строительства и подготовки органов управления, войск гражданской обороны, сил РСЧС и населения Российской Федерации к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Положение определяет основные задачи и формы исторической и военно-исторической работы в системе МЧС России.

В пограничных войсках и органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации военно-историческая работа организована в соответствии с приказом директора ФПС России от 1 июля 1996 г. № 467 «Об организации военно-исторической работы в ФПС России и органах Пограничной службы Российской Федерации» 21. Приказ утверждает Положение

о военно-исторической работе в ФПС России и органах Пограничной службы Российской Федерации, Положение о Совете по военно-исторической работе при Главном штабе Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Положение о конкурсе на лучшую работу по военно-исторической тематике среди слушателей и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования Пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Военно-историческая работа в Федеральной пограничной службе ФСБ России рассматривается как целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно-исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и других общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и распространению знаний отечественной и зарубежной пограничной истории, опыта защиты и охраны государственной границы в интересах совершенствования строительства и подготовки пограничной службы Российской Федерации, обучения и воспитания ее личного состава.

В. А. Западный определяет военно-историческую работу как «комплекс мероприятий, организуемых и проводимых специально образованными органами, научно-исследовательскими, образовательными и иными структурами, командирами и кадрово-воспитательными подразделениями пограничных войск (Пограничной службы) по исследованию актуальных проблем пограничной истории, обобщению и использованию исторического опыта охраны государственной границы в интересах внедрения накопленных военно-научных знаний в теорию и практику военного дела, совершенствования пограничных органов, повседневного использования полученных результатов в процессе военно-исторического образования военнослужащих и военно-патриотического воспитания личного состава на лучших исторических и боевых традициях пограничной службы, развития военно-мемориальной работы, музейного и архивного дела, создания источниковой и историографической базы для последующих военно-исторических исследований по пограничной тематике»22.

В качестве составных частей военно-исторической работы в пограничных войсках и органах выступают:

Научно-исследовательская работа по изучению пограничной истории;

Военно-историческое образование;

Военно-патриотическое воспитание;

Музейное и архивное дело;

Военно-мемориальная и военно-ритуальная работа.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации историческая работа осуществляется на основе требований Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» 23, Федерального закона от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» 24 (в системе научного обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации) 25.

Концептуальные подходы и принципы организации исторической работы в органах внутренних дел, вопросы распределения полномочий органов управления по исторической работе, направления и формы ее осуществления нуждаются в правовом регулировании на ведомственном уровне.

На наш взгляд, в 2016 г. необходимо завершить разработку нормативного правового акта МВД России, утверждающего Положение об организации исторической работы в органах внутренних дел. В содержание данного Положения предлагаем включить следующие основные нормы.

Во-первых, дать определение исторической работе в органах внутренних дел. Для разработки проекта нормативного правового акта МВД России об исторической работе распоряжением ДГСК МВД России от 28 мая 2012 г. № 32 была создана рабочая группа, которая предложила следующую формулировку понятия «историческая работа в органах внутренних дел Российской Федерации»: «Историческая работа представляет собой целенаправленную деятельность руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России, подразделений морально-психологического обеспечения, ветеранских и других общественных организаций, предусматривающую проведение научных исследований в области истории органов внутренних дел, преподавание истории в образовательных учреждениях МВД России, сохранение исторически значимых документов, вещей и реликвий, учет исторически значимых сведений, событий и фактов, использование накопленного в прошлом опыта в оперативно-служебной деятельности, обучении и воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Во-вторых, с учетом распределения полномочий по научному обеспечению в системе МВД России полагали бы возможным задачу организации исторической работы возложить на подразделения по работе с личным составом, т. е. на подразделения морально-психологического обеспечения, осуществлять историческую работу в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Координацию и методическое обеспечение исторической работы предполагается закрепить за Департаментом государственной службы и кадров МВД России. К проведению исторической работы привлечь советы ветеранов органов внутренних дел и иные общественные объединения. Исторические исследования проводить силами образовательных и научно-исследовательских организаций МВД России. В качестве базового научного подразделения в Научном центре Академии управления МВД России в 2013 г. уже создан отдел истории органов внутренних дел.

В-третьих, основными целями исторической работы в органах внутренних дел предлагаем считать:

Воспитание у сотрудников уважения к истории и традициям органов внутренних дел;

Сохранение, преумножение и пропаганду исторического наследия органов внутренних дел;

Обеспечение преемственности лучших традиций на всех этапах развития органов внутренних дел.

В-четвертых, выделим основные направления исторической работы:

Развитие музейного дела, сохранение исторически значимых документов, сведений, вещей и реликвий;

Документирование исторически значимых событий и фактов оперативно-служебной деятельности;

Преподавание учебных курсов истории органов внутренних дел в образовательных учреждениях МВД России;

Организация научных исследований по изучению исторического наследия органов внутренних дел;

Организация мероприятий по популяризации истории и традиций органов внутренних дел;

Разработка и выпуск материалов по истории органов внутренних дел с использованием современных информационных технологий.

Ведомственный нормативный правовой акт мог бы утвердить и руководство по ведению исторического формуляра в органах, организациях, подразделениях МВД России, которое установило бы порядок сбора, анализа, изучения и обобщения исторических сведений, опыта оперативно-служебной деятельности органов, организаций, подразделений МВД России в виде ежегодно заполняемого исторического формуляра. Ведение исторических формуляров могли бы осуществлять подразделения по морально-психологическому обеспечению территориальных органов МВД России на районном, региональном и межрегиональных уровнях, а также организаций и учреждений.

В качестве центрального совещательного органа при руководстве МВД России по проблемам исторической работы мог бы стать научно-координационный совет МВД России по вопросам истории деятельности отечественных органов внутренних дел. Его создание может быть предусмотрено общим нормативным правовым актом, утверждающим Положение о совете.

Поводом для организации исторической работы в системе Министерства внутренних дел могла бы послужить важная историческая дата ведомственной истории. Например, в связи с реформированием милиции в полицию 26 такой отправной точкой может рассматриваться день основания российской полиции - 5 июня (25 мая по старому стилю) 1718 г. - день издания Указа Петра I о пунктах, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру 27. В связи с этим полагаем возможным организовать в системе МВД России работу по подготовке и празднованию 300-летия образования российской полиции в 2018 г.

Возрождение исторической работы позволит обеспечить преемственность в развитии российской полиции, будет способствовать формированию нового облика полицейского, корпоративного мировоззрения и профессионально-нравственных ценностей службы, сохранению позитивных традиций оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, положительно скажется на авторитете Министерства внутренних дел Российской Федерации в обществе.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Рос. газета. 2012. 13 дек.

2 О проведении в Российской Федерации Года российской истории: указ Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. № 49 (ред. от 14.02.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 2, ст. 246.

3 Протокол Учредительного собрания Российского исторического общества от 20 июня 2012 г. № 1. URL: http:// rushistory.org/?page_id=108 (дата обращения: 08.04.2015).

4 О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»: указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1710 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53, ч. 2, ст. 7862.

5 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Там же. № 52, ст. 7477.

6 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=154602 (дата обращения: 08.04.2015).

7 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 декабря 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек.

8 Текущий архив ДГСК МВД России. Д. 54. Т. 2. Л. 24-25.

9 Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. URL: http://ens.mil.ru/education/ higher/academy/more.htm?id=8654@morfOrgEduc (дата обращения: 23.08.2016).

10 URL: http://history.milportal.ru (дата обращения: 23.08.2016).

11 Центральный музей МВД России. URL: https://мвд.рф/ history/Centralnij_muzej_MVD_Rossii (дата обращения: 23.08.2016).

12 Сведения о проведенной работе по увековечению памяти сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, погибших при выполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) (по состоянию на 1 января 2015 г.) // Текущий архив ДГСК МВД России. Д. 12. Т. 1. Л. 115.

13 Об утверждении Положения об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1145.

14 Текущий архив ДГСК МВД России. Д. 12. Т. 1. Л. 115.

15 Сведения об основных результатах работы ветеранских организаций органов внутренних дел, учебных и образова-

тельных учреждений и внутренних войск МВД России в 2012 г. URL: https://ветеран.мвд.рф/veteranskie_organizacii (дата обращения: 23.08.2016).

16 Ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России. URL: http://avbd-mvd.ru (дата обращения: 23.08.2016).

17 МВД России. Энциклопедия / В. Ф. Некрасов, В. И. Полу-бинский. М., 2002. 624 с.

18 О военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 870. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

19 Бориснев С. В. Военно-историческая работа в Вооруженных Силах Советского государства (1918-1991 гг.) (историческое исследование) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2005. С. 13.

20 Об утверждении Положения по организации и ведению исторической и военно-исторической работы в системе МЧС России: приказ МЧС России от 13 марта 2000 г. № 146. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&empire= &nd=102102157&page=1&print=1&rdk=0 (дата обращения: 23.08.2016).

21 URL: http://www.biograph.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=1429:pogran&catid=21:goldfund&Item id=28 (дата обращения: 23.08.2016).

22 Западный В. А. Военно-историческая работа в пограничных войсках Советского государства: 1917-1991 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. С. 22.

23 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14, ст. 1660.

24 Там же. 1995. № 11, ст. 943 ; 2014. № 49, ч. VI, ст. 6922.

25 Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России: приказ МВД России от 18 марта 2013 г. № 150: ред. от 31.12.2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26 О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900; 2015. № 14, ст. 2008.

27 Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру Девиеру // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 1-е. Т. 5. № 3203. СПб., 1830. С. 569-571.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ФОТО-И ВИДЕОФИКСАЦИИ НА ЛИЧНОСТЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО НАРУШИТЕЛЯ, ДОПУСКАЮЩЕГО ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА

М. В. Баранникова, Т. В. Мальцева

Статья посвящена мерам профилактики дорожно-транспортной аварийности, которые должны носить комплексный характер, включать устранение причин, связанных с оптимально-

стью и результативностью предупредительного воздействия на все составляющие триады «человек-автомобиль-дорога». Максимальный эффект профилактического воздействия средств фото- и видеофиксации на дорожно-транспортных нарушителей можно ожидать при их постоянном использовании в очагах аварийности на протяжении длительного времени. Предполагается, что это повлияет на водителей транспортных средств, для которых неотвратимость наказания будет выступать значимым сдерживающим фактором, обеспечивающим соблюдение ими правил дорожного движения.

Ключевые слова: превышение скоростного режима, профилактическое воздействие, дорожно-транспортный нарушитель, безопасность дорожного движения, средства фото-и видеофиксации, нарушение правил дорожного движения.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА КРИМИНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

криминологии и психологии

майор милиции

Т.А. Хабибуллин

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«ПЕДАГОГИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД»

по теме № 2

«Педагогические основы воспитания и обучения

сотрудников ОВД»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

Время – 2 часа

Лекция подготовлена доцентом кафедры криминологии и психологии, полковником милиции, к.филол.н. Л.В. Сафроновой

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

Цель лекции: рассмотреть категории воспитание и обучение сотрудников как о важнейший фактор формирования личности, рассмотреть сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД и содержание и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД, а также характеристику основных форм и методов воспитания личного состава, принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД и правовое воспитание в процессе обучения.

Дидактические материалы к лекции:

Компьютерная графика, схемы, слайды.

Литература

Основная:

    Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. – М.: Норма, 2008.

    Мухаметшин Ф.Б., Сафронова Л.В. Введение в педагогику: Учебное пособие для адъюнктов. – Уфа: УЮИ МВД России, 2006.

    Юридическая педагогика: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

Дополнительная:

    Исхаков Э.Р., Багишаев З.А. Профессиональная педагогика: Учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006.

    Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений // Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2003.

    Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: Сборник материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе см личным составом образовательных учреждений МВД России (г. Краснодар, 31 марта – 1 апреля 2008 г.) / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. – М., ЦОКР МВД России, 2008.

    Сафронова Л.В. Личность: проблема определения // Вестник УЮИ МВД РФ 2006. № 4. С. 65-72.

    Сафронова Л.В., Рахматуллин Р.Ю. Культурный образец как элемент культуры: педагогический аспект // Вестник УЮИ МВД РФ. – 2007. – № 3 – С. 56-62.

План лекции.

    Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД.

    Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава.

    Принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД.

    Правовое воспитание в процессе обучения.

Введение

В сфере деятельности правоохранительных органов педагогика обладает своими особенностями, содержанием, присущим ее в этой отрасли человеческой деятельности и специфическими задачами в области воспитания и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД.

Хорошо если в правоохранительных органах работают безукоризненные сотрудники, воспи­танные, любящие свое дело, преданные долгу, ответственные, усердные, культурные и пр. но человек со временем меняется под влиянием очень многих факторов. Жизнь правоохранительных органов это убедительно подтверждает. Поэтому на воспитание и обучение личного состава необходимо смотреть как на важный позитивный фактор.

Актуальность заключается в том, что успех воспитательной работы определяется зачастую умением создать творческую атмосферу в коллективе сотрудников ОВД: добиться того, чтобы каждый сотрудник работал с охотой, повышал свою квалификацию, совершенствовал культуру межличностных отношений. Решение этих задач возможно только при грамотной организации воспитательной работы и желании сотрудников работать над своим совершенствованием, обучением и развитием.

Теоретическая и практическая значимость лекции состоит в том, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД зачастую связана и с воспитательными функциями, кроме того работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств.

Вопрос 1. Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в овд.

Еще в 16 веке известный французский мыслитель М.Монтень (1533-1592) писал: «С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении».

В современной науке понятие «воспитание» имеет несколько значений. Оно рассматривается как:

Во-первых, как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт,

Во-вторых, этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школа, семейная педагогика, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации, как в организованных, так и в педагогически неорганизованных формах, их влияния на развитие подрастающих поколений, формирование их социального опыта.

В-третьих, существует и третье толкование понятия «воспитание». Оно выводит прямо на профессиональную деятельность специалистов-педагогов и определяется как управление процессом развития личности обучаемого. Отсюда образуется и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «средства и формы воспитания».

В деятельности сотрудников ОВД под воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззрен­ческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных ка­честв, профессионального совершенствования, порой формирова­ния новых профессионально важных качеств. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

Применительно к ОВД, перед воспитанием стоят следующие задачи:

Создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников. В эту систему входят: гражданское, нравственное, право­вое, профессиональное, эстетическое, экономическое и др. воспита­ние. Реализация этой системы предполагает овладение сотрудниками ОВД системой соответствующих знаний по общественным наукам и формирование на этой основе научного мировоззрения, моральных убеждений, сознательности;

Организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников;

Обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников;

Забота о здоровье сотрудников, развитие их физических сил, удовлетворение их разумных материальных и духовных потребностей, укрепление их быта, семейной жизни;

Формирование у сотрудников потребности, желания и умения в самовоспитании, всестороннем развитии своей личности, в профессиональном усовершенствовании, в укреплении коллектива;

Педагогизация среды, т.е. такая организация среды ее формирования,чтобыона оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников.

К особенностям процесса воспитания сотрудников ОВД относятся:

Специфическая направленность воспитания;

Осуществление в ходе воспитания моральной и психологичес­кой подготовки к действиям в условиях службы;

Объектом воспитания являются взрослые люди, у которых есть уже сложившиеся взгляды и привычки;

Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями;

Воспитание протекает постоянно в коллективе, имеющем особую организацию, уставные взаимоотношения, своеобразный быт.

Воспитание сотрудников проходит успешно в условиях, когда достигается разумное взаимодействие объективных и субъективных факторов.

Субъектом воспитания в ОВД выс­тупают руководители всех категорий, а также коллективы подразде­лений и служб, различные общественные формирования.

Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Воспитательная деятельность возможна только при наличии взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми, установления взаимопонимания между ними, согласующегося с целями воспитания. Одним из важных условий правильных воспитательных отношений между воспитателем и воспитуемым является учет особенностей объекта воспитательного воздействия. Специфичным для объекта воспитания является то, что он одновременно является и субъектом (при условии активной работы над своим совершенствованием).

Особенности организации системы воспитания в правоохранительном органе. Система воспитания в правоохранительном органе включает в себя пять основных направлений воспитательной работы:

– создание воспитывающей среды,

– обеспечение воспитывающего характера правоохранительной деятельности и руководства ею,

– обеспечение воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе,

– применение специальных общих форм воспитательной работы,

– стимулирование самовоспитания.

Создание воспитывающей среды осуществляется с помощью правильного построения управления органом, поддержания порядка, надлежащего обеспечения, создания в коллективе деловой атмосферы ответственности за состояние законности и правопорядка, чувства сотрудничества и товарищества, здорового общественного мнения, морально-психологического климата, формированием здоровых традиций и обычаев.

Обеспечение воспитывающего характере правоохранительной деятельности и руководства ею осуществляется индивидуальной работой каждого по ее самосовершенствованию, примером и помощью со стороны коллег по работе, старших, наставников, начальников, применением педагогических технологий руководителями в процессе управления, приданием воспитывающего характера всем формам группового обсуждения путей улучшения деятельности (совещания, обсуждения в группах, разборы, подведение итогов, применения стимулов, повышающих добросовестность в работе, поощрений и наказаний и др.).

Пути обеспечения воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе применение доказательства, словесного убеждения, внушения, эмоционального воздействия, требования, оценок, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте, побуждения к самооценке и самоанализу, сравнения, коллективной работы, соревновательных отношений, организации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем справедливости, доброжелательности, демократизма, личной примерности в увлеченности занятием; дифференцированного и индивидуального подхода, заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, индивидуальной помощи; имитации ситуаций неудачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испытывает трудности, авансирование доверия и многие другие;

Применение специальных общих форм воспитательной работы призвано усилить эффект других направлений ее, дополнить воспитательными воздействиями, которые бывают слабы или применимы в них. Это направление реализуется проведением собраний, дискуссий, лекций, встреч с населением, ветеранами, участниками служебно-боевых действий, организацией работой с семьями, и пр.

Стимулирование самовоспитания. Самовоспитание – непременный элемент системы воспитания взрослых людей. Никто не может сделать человека таким, каким он упорно не хочет быть. Самовоспитание- осмысленная целенаправленная работа сотрудника ОВД по формированию у себя положительных черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, обусловленные личными и профессиональными интересами сотрудника и потребностями общества.

Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности - закономерность процесса воспитания. От качественного воспита­ния зависит его результат - развитие личности. В свою очередь, содержание, формы и методы воспитания зависят от уровня общего развития воспитуемых.

Основой воспитательного процесса, источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность и обще­ние. Чем целесообразнее организована полезная обществу деятель­ность воспитуемых, чем разумнее строится их общение, тем эффек­тивнее протекает воспитательный процесс - такова его закономер­ность.

Изучение людей, фактов и закономерностей воспитания, как специфических отношений, позволяет рассматривать целостный процесс воспитания как совокупность всех воспитательных отношений, определяемых целями воспитания и соответствующей деятельностью его участников.

Педагогическое воздействие воспитателей на воспитуемых предполагает целеустремленную организацию деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. В качестве основных функций взаимодействия воспитателей и воспитуемых выделяют три:

1. Развивающая функция состоит в развитии личности воспитуемого в процессе взаимодействия с воспитателем.

2. Воспитательная - в осуществлении целей воспитания относительно личности и коллектива, в который включена личность.

3. Организаторская сводится к целесообразному построению деятельности и общения воспитуемых, благодаря чему эти процессы становятся средствами целенаправленного формирования коллективов и их членов.

Процесс воспитания осуществляется путем прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия, на основе принципов, определенными методами, приемами и средствами, в соответствующих формах.

Можно утверждать, что педагогически грамотная организованная система воспитания при всей ее специфичности в напряженно работающем практическом органе способствует решению задач, стоящих перед ОВД. Создание ее реально, не требует каких-то сверхъестественных" усилий и в основном зависит от от­ветственности, деловитости и педагогического профессионализма ее основных субъектов.

Выводы по первому вопросу. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

Задачи педагогики связаны с педагогизацией среды т.е. такой организацией среды ее формирования,чтобыона оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников. Сюда входят: создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников; организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников; обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников и др.

Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями. Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

патриотический воспитание сотрудник

1. Гражданское и патриотическое воспитание сотрудников ОВД

Необходимость гражданского и патриотического воспитания обусловлена тем, что молодое поколение не всегда отличается устойчивой социальной позицией. Кризисные явления, проходящие в нашем обществе, напрямую влияют на духовное и правовое воспитание подрастающего поколения.

Совершенствование деятельности по развитию гражданско-патриотических качеств личности должно ориентироваться на интересы современной молодёжи. Только тогда эта идея может стать силой, которая побуждает ребят принимать и любить Отечество.

Под патриотическим воспитанием сотрудников системы МВД подразумевается часть общего воспитательного процесса, представляющего собой систематическую деятельность по формированию у личного состава патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности добросовестно и самоотверженно исполнять свой долг по защите интересов государства, прав граждан. Эти качества профессионально необходимы для современного сотрудника органов внутренних дел. Недостатки воспитания личного состава, являющиеся причиной многочисленных нарушений служебной дисциплины, законности, должностных преступлений, признаны сегодня одной из самых значительных проблем, мешающих повышению эффективности работы МВД России. На коренное улучшение системы воспитания личного состава направляются значительные усилия руководителей органов внутренних дел, воспитательных аппаратов.

В эту работу все более активно включаются и ветеранские организации. Так, проведенный в ГУВД по г. Москве семинар актива общественной организации ветеранов органов внутренних дел на тему «Патриотическое воспитание молодых сотрудников органов внутренних дел» позволил скоординировать планы ветеранов и руководителей органов внутренних дел столицы, активизировать их взаимодействие в воспитательной работе. При совете ветеранов создана лекторская группа численностью 300 человек. 1200 ветеранов привлечены к практической служебной деятельности, оказанию помощи в профилактике и раскрытии преступлений, профессиональном и нравственном воспитании молодых сотрудников. Большая историческая и воспитательная работа ведется ветеранами на базе музеев и уголков истории органов внутренних дел, клубных учреждений органов и подразделений МВД. Они в большинстве регионов стали базой для организации мероприятий патриотической направленности, где систематически проводятся мероприятия, посвященные памятным датам российской истории, лекции, встречи. Передовой опыт использования музея УВД по Оренбургской области для патриотического воспитания одобрен к распространению во всех ветеранских организациях системы МВД. Настоящими центрами патриотического воспитания можно назвать культурные центры МВД по Республике Татарстан, ГУВД по г. Москве, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, г. Самаре, и др.

Хорошо зарекомендовали себя такие массовые формы патриотического воспитания, как слеты, смотры-конкурсы, фестивали. Так, при активном участии регионального совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск в Калининградской области стали традиционно проводиться ежегодные слеты молодых сотрудников. Также ежегодно проходят здесь смотр первичных организаций ветеранов органов внутренних дел, благотворительная акция «День памяти» и ряд других мероприятий. С участием совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Чувашской Республики создан Институт культуры для сотрудников органов внутренних дел. Смотр художественной самодеятельности с участием ветеранов с успехом прошел в УВД по Курганской области. Ветераны и сотрудники МВД по Республике Дагестан принимают участие в фестивале «Салют Победы», ряде культурно-спортивных мероприятий патриотической направленности.

В качестве объектов работы по патриотическому воспитанию советы ветеранов рассматривают не только личный состав МВД России, но и учащуюся молодежь. Всероссийскую известность получили слеты патриотических объединений на базе лицея милиции при ГУВД по Пермскому краю. Активно работают ветеранские организации в московских колледжах милиции, Санкт-Петербургском и Новочеркасском суворовских училищах, юридических классах школ. Ветеранская организация Центрального аппарата МВД России шефствует над рядом московских школ.

2. Требования, предъявляемые к субъекту воспитательной работы

Субъектами системы воспитания сотрудников органов внутренних дел и воспитательной работы в УВД выступают: общество, государственные институты и учреждения, органы местного самоуправления; средства массовой информации; различные общественные организации; семьи и близкие родственники сотрудников милиции; руководители всех степеней (как прямые, так и непосредственные начальники подчиненного им личного состава); заместители начальников по кадрам; кадровые аппараты (и непосредственно органы воспитательной работы); штабы, службы, другие органы управления; воинские и трудовые коллективы; практические психологи, наставники, органы общественной самодеятельности. Важная роль в воспитании принадлежит служебному коллективу. Выступая в качестве ведущего субъекта воспитания, государство устанавливает федеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы воспитания, образования и развития. Из вышеизложенного следует, что воспитание - это целенаправленная деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также отдельных воспитателей по формированию личности гражданина (сотрудника), отвечающая потребностям времени и побуждающая человека к самосовершенствованию. Воспитание представляет собой сложный, многогранный, диалектически развивающийся процесс. Воспитательная работа в органах внутренних дел - это целенаправленная деятельность руководителей всех рангов, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины. Понимание роли и места всех участников воспитательного процесса, взаимосвязанных элементов системы воспитательной работы помогает руководящим кадрам точнее определять функции и задачи субъектов, оценивать их возможности. Образно говоря, руководитель ОВД и его заместитель по кадрам должны постоянно помнить, что именно они управляют этой системой, «включают в действие все ее элементы» и могут оказывать на сознание и поведение личного состава очень ощутимое влияние при условии правильного использования средств воспитательной работы, ее разнообразных форм и методов. Одним из главных критериев в воспитательном процессе является педагогическая технология воспитательной работы, под которой понимается комплекс форм, методов, приемов и средств целенаправленных воспитательных воздействий и взаимодействий должностных лиц, учитывающих закономерности и принципы воспитания сотрудников милиции и гарантирующих эффективное функционирование системы воспитания в целом.

Главными постоянными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются:

Любовь к педагогической деятельности;

Наличие глубоких специальных знаний по преподаваемому предмету;

Широкая общая эрудиция;

Педагогическая интуиция;

Высокоразвитый интеллект;

Высокий уровень общей культуры и нравственности;

Профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания.

Список используемой литературы

1. Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел/ В.М. Бурыкин, В.М. Шамаров. М., 2002.

2. Прикладная юридическая педагогика: Учебник./ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2008.

3. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

4. Юридическая педагогика: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2004.

5. Бакирова Г. Тренинг управления персоналом. М., 2004.

6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2001.

7. Ковров А. Лояльность персонала. М., 2004

8. Марьин М.И., Буданов А.В., Борисова С.Е. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел. М., 2004.

9.Основы воспитательной работы в ОВД: Альбом схем. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. М., 2003.

10. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. - М., ЦОКР МВД России, 2008.

11. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел./ Под ред. И.В. Горлинского. М., 2002.

12. Соколова Е.Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект. Под ред. В.Я. Кикотя. М., 2005.

13. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. Мю., 2003.

14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2010.

15. Совершенствование работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава органов внутренних дел: сборник материалов всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы министерства внутренних дел российской федерации / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Гражданско-патриотическое воспитание в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности". Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей. Направления и основные формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Анализ школьных учебников.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Основные характеристики человека-патриота. Патриотическое воспитание как одно из важных звеньев системы воспитательной работы, его структура, функции и принципы, методы и способы реализации. Анализ результатов гражданско-патриотического воспитания.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Воспитание как педагогический проект, история и основные этапы исследования данного процесса и современные тенденции. Модель воспитательной работы в школе. Анализ существующих моделей и практики воспитательной работы в Красноярске, оценка эффективности.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2011

    Понятие, сущность и направленность воспитательной работы в школе. Понятие "форма воспитательной работы" в педагогической литературе. Пути создания новых форм воспитательной работы. Исследование обновленных форм воспитательной работы в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2015

    Социально-педагогическая парадигма воспитательной работы как система. Образующие факторы воспитательной деятельности. Специфика проектирования воспитательной работы, сочетание нормативных и диагностических подходов. Работа с девиантными подростками.

    реферат , добавлен 16.09.2009

    Значение воспитательной работы в идеологическом направлениях деятельности государства. Проблема организации воспитательной работы в начальных классов общеобразовательных школ им. Кызылтейит. Маркетинг в деятельности директора в образовательных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Теоретическое исследование воспитательной работы с военнослужащими проходящими службу по контракту в подразделении. Сущность и основные задачи военно-социальной работы. Изучение опыта воспитательной работы с военнослужащими: принципы и требования к ним.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2012

    Структура воспитательной системы. Социализация школьников как цель. Цели, задачи и направления воспитательной деятельности. Модель личности выпускника. Социально - психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.

    реферат , добавлен 18.10.2008

    Концепция воспитательной и профилактической работы. Важнейшие общеучилищные мероприятия. Формы работы библиотеки. Руководители кружков и секций. Органы ученического самоуправления, издательский орган. Приоритетные направления воспитательной работы.

    методичка , добавлен 06.05.2009

    Формы и методы педагогики как способы взаимодействия воспитателя и обучающихся с целью их перевоспитания с целью развития качеств личности воспитанников. Формы и методы внеурочной воспитательной работы, особенности и условия раскрытия в ребенке личности.