Понятие правового воспитания, его значение в современном обществе. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры Роль правового воспитания в процессе личности

ВОПРОСЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ

УДК 34:372.8 ББК 67.05 Г 12

И.Г. Гаврилова

Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности

Аннотация:

В статье автором определяются цели и специфические особенности правового воспитания, в контексте формирования правопослушной позиции личности в повседневных правоотношениях, понимания личностных правовых и морально-нравственных обязанностей. Так же, в статье исследуются индивидуальные девиантогенные особенности личности, динамика эскалации правового нигилизм в молодежную среду, основные причин и условий, определивших отклонения от общественно^добряемой модели поведения.

Интернализация, правовое воспитание, правовой нигилизм, девиантное поведение, делинквентность, пра-

Анализируя результативность и содержание процесса правового воспитания молодежи, следует отметить, что правильность определения его целей и задач имеет первостепенное значение. Бесспорно, что воспитание всегда связано с целенаправленным, организованным воздействием на всю личность, и правовое воспитание следует понимать в этом же значении. Оно представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и поступательного развития их правовой культуры.

Цели и специфические особенности правового воспитания, прежде всего, связаны с формированием правопослушной позиции в повседневных правоотношениях, с пониманием личностных правовых и моральнонравственных обязанностей, личной ответственности за те или иные действия, то есть воспитанием законопослушной личности.

Исходя из вышеизложенных целей и специфики правового воспитания, решающего проблему формирования законопослушной личности, в качестве его практических задач можно предложить следующее:

Организация комплексной системы пропаганды с целью правовой информированности молодежи;

Формирование уважительного отношения молодых людей к правовым нормам как к социальным ценностям, целесообразному продукту цивилизации;

Формирование стойкой убежденности в значимости законов и форм их применения;

Воспитание осознанности личной ответственности за свое поведение;

Воспитание и развитие в мировоззрении молодого человека стереотипов правомерного поведения;

Интернализация основных принципов и особенностей системы правоотношений в обществе;

Формирование стойкой жизненной позиции определяющей стремление активно участвовать в защите законности и правопорядка;

Культивирование в молодежной среде идей уважения закона, противостояния правовому нигилизму, противоправному поведению.

Состояние правопорядка и защищенности граждан, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся поведение молодежи, масштабность маргинальных явлений в обществе все это является факторами, объясняющими актуальность того, что правовое воспитание в современной России по праву должно претендовать на роль одного из ведущих разделов в общей системе воспитания всего населения, всех его слоев, социальных и профессиональных групп. В свою очередь, формирование основных элементов правовой культуры граждан происходит во всех социальных системах и структурах чаще всего по механизму научения - неосознанного формирования их у граждан.1

Следует отметить, что в процессе формирования законопослушной личности наибольшее значение имеют основные педагогические системы, в которых влияние элементов правовой культуры носит осознанный, целеустремленный и продуманный характер, приобретая форму правового всеобуча. Данное утверждение разделяется многими исследователями. Так, например, СБ. Кара пишет: «Вадсное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в гражданских и экономических делах. У него большой воспитательный потенциал».2

Основное звено в воспитании, развитии и становлении мировоззрения подрастающего поколения и, в частности, его правовом воспитании - образовательные учреждения. В них молодежь должна осваивать основы государственного строя, права гражданина и его обязанности, роль законодательства и права, основные его начала Без усиления роли системы образования в правовом и нравственном воспитании молодежи преодоление правокультурных кризисов невозможно.

Предание образовательным учреждениям главенствующей роли в процессе воспитательного воздействия на личность вполне может рассматриваться в исторической ретроспективе. Еще в начале прошлого века известный исследователь проблем воспитания ВБ. Зеньковский отмечал, что перед лицом фактов, которые накопила психология и особенно психопатология, совершенно ясно, что задачи воспитания не только сложнее и труднее, но и важнее, чем задачи обучения. Криминологический опыт,

По мнению автора, - все более обильный и все более жуткий, вскрывает в детях целые сферы движений, требующих воспитательного воздействия старших, в том числе в стенах школы.3 Накопление правовых знаний обучающихся и выработка соответствующих правовых воззрений должны осуществляться на занятиях при изучении различных учебных дисциплин. Возможности обычных занятий (в школах, техникумах, вузах) по дисциплинам, не являющихся юридическими - истории, литературе, обществоведению и др., - огромны. Есть много известных молодежи исторических периодов, позволяющих убедительно показать роль права в изменении и совершенствовании социальной ситуации в обществе и связать их с современной правокультурной проблематикой.

В тоже время, ряд исследователей в данной области подвергают критике деятельность образовательных учреждений по правовому воспитанию. Так, Л.Н. Николаева пишет: «Общается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и всех граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовке учителей по правовым дисциплинам, преподавание права недостаточно связывается с правовоспитанием. Даже в федеральных правовых документах (постановлениях, планах, директивах и других документах правительства и Министерства образования) по вопросам модернизации образования до 2010 года, совершенствования воспитания школьников и студентов вопросам правовой культуры и правовоспитания почти не

уделяется внимания.

Таким образом, следует констатировать, что интересы воспитания молодежи определяют необходимость создания системы поэтапного правового обучения, разработки его четкой, комплексной программы в соответствии с уровнем развития личности молодых людей, их правовой осведомленности и возрастных особенностей.

Анализируя особенности правового воспитания, следует отметить, что оно является частью общей системы воспитания молодого поколения и сохраняет его общие принципы. То есть, правовое воспитание, прежде всего, основывается на общечеловеческих нравственных позициях, гуманистическом подходе к взаимоотношениям с личностью, уважении ее прав на самореализацию. В тоже время, принцип целостности и всесторонности воспитательного процесса предполагает использование средств и методов правовоспитательного влияния с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкреп-ляющее воздействие на основные сферы человеческой психики - на сознание, чувства и волю. Этот принцип основан на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не ото частям», воспитание не до-

пускает белых пятен.5 Это, в свою очередь, дает основание утверждать, что одним из наиболее важных аспектов является необходимость систематического, последовательного и непрерывного воспитательного воздействия на молодежь.

Следует отметить, что существенную роль в правовом воспитании населения играет социальная среда. По особенностям своей природы все правовоспитательные факторы социальной среды можно разделить на две группы:

Собственно педагогические - особенности функционирования различных педагогических систем;

Педагогически значимые - не являясь педагогическими по своей природе, они, тем не менее, сказываются на правовоспитании всего населения.

Рассматривая проблему воспитания законопослушной личности сквозь призму правовой культуры, нам хотелось бы сформулировать основные составляющие данной теоретической концепции.

1) Молодежь активна по своей природе, склонна к более интенсивному присвоению определенных культурных стереотипов личностно-поведенческой модели, и эти объективные ее качества необходимо в полной мере учитывать и использовать в правовоспитательной деятельности по формированию законопослушной личности.

2) Основная цель процесса правового воспитания -способствовать определенным позитивным изменениям в культурном мировоззрении и поведении представителей молодого поколения с уже имеющимися пониманием миропорядка, взглядами, поведенческими стереотипами.

3) Правовое воспитание должно представлять собой комплекс мероприятий, обязательно включающий в себя изучение индивидуальных особенностей личности, степени педагогической запущенности, уровня правового нигилизма, основных причин и условий, определивших отклонения от общественно-одобряемой модели поведения. Персонифицированный подход в данном случае во многом определяет как содержание, так и организацию всего процесса

4) Правовое воспитание как элемент целостной системы формирования личности, наиболее тесно взаимодействующий с негативными проявлениями в обществе, не может основываться лишь на словесных методах. Важную роль может сыграть практическое столкновение молодого человека с правоприменительной практикой. Социальным институтам, участвующим в организации правового воспитания следует активно искать формы участия молодежи в практической деятельности по организации правопорядка и правовоспитания населения.

Характеризуя проблемы правового воспитания в современной России, следует отметить, что сегодняшние социальные условия и уровень правовой культуры молодежи требуют создания дополнительных элементов системы правовоспитанности, соответствующих нынешнему развитию науки и практики, повышения эффективности высшего юридического образования, развития системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании.6

Примечания:

1 См. Юридическая педагогика. Под ред. Кикотя В.Я., Столярен-

2 Кара СБ. Правовое обучение и правовая пропаганда как форма

правового воспитания // Материалы международной научнопрактической конференции. 24-25 апреля 2003 г. - Брянск, 2003. - С. 114-115.

3 Зеньковский ВБ. Воспитательная работа в школе. - М.: Про-

свещение. 1993. - С. 168.

4 Николаева Л Л. Некоторые проблемы формирования правовой

культуры российского общества // Криминологические и пси-холого-педагогические проблемы правового воспитания: Материалы международной научно-праетической конференции 24-25 апреля 2003 г. - С. 289.

5 См. Юридическая педагогика. Под ред. Кикотя В.Я., Столярен-

6 Правовая культура на рубеже столетий // Государство и право.

THE ROLE OF LEGAL EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMING A LEGAL STATE

Inna Palamarchuk

methodologist “Palace of Children and Youth”,

Kazakhstan, Zhezkazgan

АННОТАЦИЯ

В статье определяется роль правового воспитания в формировании правового государства. Раскрывается его связь с другими видами социального воспитания человека, особенно с нравственным воспитанием. Выделяется один из важных принципов – связь с жизнью. Поднимается вопрос о необходимости превенции. Обращается внимание на преемственность и качество правовой воспитанности, от которой зависит развитие будущего государства.

ABSTRACT

The article defines the role of legal education in forming the legal state. Reveals its relation with other types of social education, particularly with moral education. The one of the valuable principles is connection with life. The issue is raised about is the necessity of prevention. And is drawn the attention on the continuity and quality of legal education on which depends the development of the state future.

Ключевые слова: правовое воспитание; правовое государство; преемственность; взаимодействие; гуманизация; конкурентоспособная личность; социальное воспитание; основы правовых отношений.

Keywords: legal education; legal state; continuity; humanization; competitive personality; social education; the basis of the legal education.

Построение правового гражданского государства необходимо начинать с воспитания самых юных граждан, закладывая в них нравственные качества, чувство собственного достоинства, ответственности, знание своих прав.

От правильного воспитания каждой личности зависит создание общества, знающего и уважающего законы. Сегодня правовое воспитание стало общегосударственной задачей, потому что его качество влияет на развитие правового государства.

«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от достоинства образующих его личностей», – писал Дж. Милль.

Право – один из видов регуляторов общественных отношений. И сейчас часто возникает вопрос: «Выгодно ли государству грамотное в правовом отношении общество или нет?». Судя по высказываниям на различных форумах, мнения разделились. Конечно, всем понятно, что безграмотное общество тормозит прогресс и развитие государства, ведет его к упадку. Значит, государство заинтересовано в правовом обучении своих граждан. С другой стороны, это не выгодно недобросовестным государственным чиновникам, которые не смогут манипулировать человеком и ограничивать его в своих правах. Поэтому многое зависит от воспитания, которое будущие чиновники получают с детства и на протяжении всей жизни.

Сегодня имеет актуальность гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека. Когда личность станет мерой всех вещей, тогда можно будет сказать, что мы живем в правовом государстве.

Исторические этапы развития разных стран отмечены неоднозначным отношением к праву. Но оно всегда считалось важным элементом гражданского воспитания. Еще Диоген говорил, что основу государства составляет воспитание детей. Если ребенок будет осознавать себя личностью, обладать знаниями своих прав и уметь пользоваться ими, он научится уважать права окружающих его людей.

Взрослые, воспитывая, готовят детей к жизни в социуме. Все виды социального воспитания взаимосвязаны и взаимодействуют. Наиболее тесная связь прослеживается между правовым и нравственным воспитанием. Знакомя юных граждан с правомерными методами поведения в повседневной жизни, взрослые не всегда уделяют должное внимание нравственности.

«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти мимо радостей и горестей отдельного человека», – писал В.А. Сухомлинский.

Правовое воспитание – один из компонентов идеологической работы государства. При развитии страны, совершенствуются способы идеологической обработки сознания людей. Правовое образование начинает действовать самостоятельно. Это действие, когда от одного поколения к другому, целенаправленно, передается правовая культура, опыт и методы, с помощью которых можно разрешить конфликты. Она закрепляется в сознании людей и признается ими.

Обучение законам невозможно без связи с действительностью. Школьники, наблюдая над жизнью, развивают гражданские чувства, обретают свои взгляды на право.

Сложные социокультурные условия, экономическая нестабильность, различные противоречия – вызывают в поведении подрастающего поколения различные отклонения, конфликты, которые толкают их на совершение противозаконных действий. Повсеместно наблюдается нарушение прав детей, иногда фактическое бесправие тех, кому принадлежит будущее. Это говорит о том, что правозащитная система дает сбой. И поэтому многие подвержены правовому нигилизму. Чтобы его преодолеть, нужно дать возможность всем получать юридические знания и правовую защиту. Если государство создаст такие условия, то гражданину будет выгоднее соблюдать закон, чем его нарушить.

Как известно, законы создаются и соблюдаются людьми. Стране нужны высококвалифицированные, юридически образованные граждане, не забывающие о нравственности. Функционирование нынешнего общества требует конкурентоспособных личностей с определенным «стержнем»», способных адаптироваться к сложным условиям жизнедеятельности, рыночной экономики, постоянно заниматься самообразованием, преодолевать препятствия, достигая поставленной цели, при этом сохраняя психическую устойчивость.

Педагоги уделяют внимание правовому просвещению. К данной работе привлекаются юристы, психологи, социальные педагоги, медицинские работники и др.

Взрослые стараются вовлечь дошкольников, учащихся школ, студентов в различные объединения, кружки по интересам и спортивные секции, занять полезным делом, формировать в них позитивные качества, стремление к здоровому образу жизни, научить навыкам охраны собственной жизни, правилам поведения в обществе, отстаивать свои права и уважать права других.

Во Дворце детей и юношества г. Жезказгана организуются различные семинары и тренинги. Как гласит латинское изречение: «Право не существует без правоведов, которые постоянно совершенствуют его». Правоведами и «проводниками знаний» являются педагоги школ, организаций дополнительного образования и учащиеся, посещающие «Клуб по пропаганде правовых знаний». Наравне со взрослыми, юные правоведы ведут агитационную работу в школах.

На занятиях по правовому воспитанию во Дворце детей и юношества учитывается специфика возраста детей, и используются различные игровые методики.

В системе дополнительного образования создаются условия для развития гражданской активности детей, вырабатываются навыки правового поведения в социуме. Сегодняшние дети подрастут и с легкостью справятся со своими социальными ролями в обществе. Возможность раскрывать и развивать свои способности, поможет им в выборе профессиональной направленности.

На базе Дворца работают «Детская общественная приемная», «Клуб по пропаганде правовых знаний», проводятся занятия правового всеобуча для педагогического коллектива, учащихся и их родителей. Для школьников города и села разрабатываются правовые воспитательные мероприятия различных форм: агитбригады, игровые программы, турниры, конкурсы и мн. др.

Особой популярностью пользуется детская юношеская организация «Жас Улан», лидеры которой организуют во Дворце детей и юношества дни самоуправления. Педагоги активно сотрудничают с представителями ювенальной полиции Управления Внутренних Дел г. Жезказгана, Центром по защите прав женщин и детей «Томирис», Центром по формированию здорового образа жизни и другими неправительственными организациями.

Чтобы изучать право, необходима мотивация. При этом нужно помнить и о своих обязанностях. Работа с детьми в этом направлении требует их заинтересованности, умения анализировать и мыслить критически. Для этого используются интерактивные способы обучения.

Правовое образование постепенно становится самостоятельной частью общего школьного образования. И в этом деле важна преемственность. Изучение права начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю сознательную жизнь. На протяжении этого периода усваиваются одновременно многие знания. В процессе учения и воспитания происходит социализация ребенка, он постигает ценности сегодняшней жизни, учится их реализовывать и защищать. Большой интерес для школьников представляет разбор правовых ситуаций, с помощью которых вырабатываются навыки решения конфликтов, и умение регулировать отношения в области права.

Сегодняшним педагогам самим нужно быть «юридически подкованными», разбираться в законодательстве, выстраивать с учащимися правовые и нравственные отношения и уметь увлечь их, используя новые методики и технологии.

На развитие правового воспитания оказывают влияние обстановка в обществе, культура и цивилизация, историческая ситуация в стране. Посещая кружки и клубы Дворца детей и юношества, участвуя в творческих делах и разноплановых мероприятиях, школьники получают элементарные знания по культуре взаимоотношений, бесконфликтному взаимодействию, основам правовых отношений

«Лучшие законы рождаются из обычаев», – утверждал Ж. Жубер. На занятиях в кружках декоративно-прикладного творчества, в отделах художественного воспитания, туризма и краеведения, получая навыки различного мастерства, которым владели их предки, дети познают историю, обычаи и правовые устои прошлых лет. На протяжении истории человечества одни правовые системы сменяли другие, появлялись новые нормы, юридические законы, права и обязанности людей, и любой период был отмечен созданием выдающихся произведений искусства.

Государство, где закон служит народу, может разрешить любые общественные задачи. Но сначала нужно создать такие условия, чтобы каждый житель чувствовал себя защищенным в правовом отношении и уважительно относился не только к законам, но и к своим обязанностям.

Подрастающее поколение стремится получить больше правовых знаний, потому что знание закона дает много преимуществ в любом деле. Поэтому правовое просвещение всегда будет в приоритете у государственных органов страны. И одной из главных педагогических задач является воспитание юридически образованного гражданина.

Без правового воспитания невозможно создать правовое демократическое государство. Оно убеждает в справедливости закона, повышает уровень правовой культуры, закладывает в сознание детей нравственно-правовые ценности. От того, насколько образованным в правовом отношении будет подрастающее поколение, зависит будущее государства и его правовой статус.

Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений средних профессиональных учебных заведений. – М., 1998.
  2. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. Введение в социологию. Пермь 2003.
  3. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. 2005.
  4. Володина С.И. Правовые знания в современном обществе: значение и актуальность. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 12–13 апреля 2000 года – М., 2000.
  5. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Диссертация: канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону 1999 г.
  6. Кацубо С.П. Изучаем право: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ. – Мн., 2002.
  7. Матевосова Е.К. Правовой нигилизм в России и его причины // Актуальные проблемы российского права. – М., 2011. № 3. С. 22–31. – 0,8 п.л.
  8. Энциклопедия мысли. Книга вторая. СП6: Кристалл, 1997. С. 20.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через ᴇᴦο составные элементы˸ ʼʼправовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике ᴇᴦο реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанностиʼʼ. ʼʼОтсюдаʼʼ - продолжает автор, ʼʼнеобходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать законʼʼ.

ʼʼПравовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культурыʼʼ .

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия ʼʼправовое воспитаниеʼʼ как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности . В современную действительность входят такие понятия как ʼʼправовоспитательная деятельностьʼʼ государства, ʼʼинститут правового воспитанияʼʼ, что говорит о том, что правовое воспитание воспринимается как вид государственной деятельности.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства" 2015, 2017-2018.

«Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца»

И А. Ильин

Человек – существо социальное. Всю свою жизнь, от рождения до смерти, он непрерывно взаимодействует с другими людьми, с обществом. Такие отношения в социуме всегда упорядочены и регулируются конституцией той страны, где человек живет.

В море законов, статей, прав и обязанностей человек должен не просто жить, но уметь ориентироваться с пользой для себя и своих близких . Роль правового воспитания как раз состоит в том, чтобы восполнить пробел в знаниях, искоренить правовую неграмотность и помочь гражданину страны жить максимально комфортной, спокойной жизнью на территории своего государства.

Правовое воспитание , это особое воздействие на сознание и поведение людей, вырабатывающее у них правильную ориентацию в обществе, законопослушное поведение. В педагогике – воспитательный процесс, направленный на , основных юридических понятий и уважения к закону. Осуществляется государственными органами или учебными заведениями.

Принципы, цели и задачи правового воспитания

В любом государстве с развитым строем, роль социальной культуры населения возрастает с каждым днем. Воспитание в правовой сфере оказывает больше влияние на процесс построения, как социального государства, так и гражданского общества. Все прекрасно понимают, что прививание молодежи правовой культуры невозможно без правильного конструктивного диалога между общественностью и государством. Государство видит своей целью формирование правильного правосознания граждан и общества в целом, воспитание юридической грамотности и высоких моральных ценностей.

При построении системных методов правового воспитания, учитываются два основных принципа:

Основной целью правового воспитания в педагогической деятельности является формирование правовой просвещённости культуры юридического сознания у учащихся и молодежи.

Более конкретно эти цели можно выделить так:

  1. Формирование у граждан знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает его от ответственности);
  2. Повышение (укрепление) авторитета закона, как социальной ценности, формирование уважение к нему, преодоление правового нигилизма;
  3. Формирование у граждан ориентации на законопослушную деятельность и правомерное поведение;
  4. Формирование у молодежи навыков и умений участия в правовых процессах, защите своих прав;
  5. Создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка;
  6. Укрепление понимания того, что ответственность за содеянное – неотвратима.

Определяя задачи воспитания юридической грамотности , мы выделяем следующие моменты:

  • Воспитание правовой активности граждан;
  • Распространение правовой информации;
  • Формирование у каждого собственного комплекса правовых установок, убеждений, взглядов
  • Приобретение правовых знаний, убеждений
  • Воспитание уважения к закону
  • Привитие навыков законопослушного поведения

Разумеется, всем нам хотелось бы жить в правильно построенном правовом государстве, чувствовать себя хозяевами в своем дома, чувствовать себя защищенными. Сейчас все мировое сообщество движется к полному возрождению правовой системы. Поэтому, правильное воспитание индивида относится к числу наиважнейших проблем , которые ставит перед собой любое демократическое государство.

Воспитание правовой культуры у детей

Одним из условий всестороннего развития личности является формирование правовой культуры. Ребенок приходит в этот мир, как чистый лист бумаги. Способность к понимаю законов, правил и ответственности не приходит сама по себе. Ее надо воспитывать постепенно, причем начинать воспитание лучше с самого дошкольного детства . Правовая культура формируется в общении с другими людьми, в участиях в мероприятиях, различных видах деятельности, под влиянием личного примера взрослых. Все это есть правовое воспитание детей.

За процесс правового воспитания отвечают основные социальные институты в жизни ребенка: семья – школа (детский сад) – общество, а также специальные институты и правоохранительные органы, работа которых – защищать права и свободу детей.

Правовое воспитание детей начинается в детском саду. Педагоги ДОУ дают воспитанникам элементарные понятия о конституции, об их правах (в первую очередь), об обязанностях родителей. Основная цель такого воспитания – отследить и предотвратить преступления против прав детей , которые нередко случаются в стенах их родных семей.

Более обширно понятия о праве и законе даются в средней образовательной школе. По сравнению с другими компонентами воспитательной деятельности, детское правовое воспитание имеет свою специфику – оно определяет социально-правовой статус учащейся молодежи в обществе. Учащиеся школы еще полностью зависят от родителей (опекунов), их поступки корректируются педагогами, воспитателями и родителями. Они еще так мало знают о законе и праве, у них нет опыта в правовых отношениях. С этими правилами им только предстоит познакомиться. Учителя знакомят школьников с теми правами и законами, которые регулируют их жизнь в мире взрослых, с ответственностью перед законом, в соответствии с их возрастом.

Проблемы правового воспитания молодежи

Тема правового образования молодежи набирает сегодня небывалую актуальность Ускорение процветания товарно-рыночных отношений, провоцирует у большинства молодых людей чувства стремительно улучшения уровня жизни и роста материального благосостояния. Иллюзия наступления идеальной жизни привела к краху неоправданных разочарований . Отсюда смятение неуверенность среди молодого поколения.

Идея быстрого обогащения улетучилась, словно дым. Резко возросло количество людей, пожелавших обогатится быстрыми и незаконными средствами. Поэтому государство видит правовое воспитание молодежи необходимой работой. Молодые люди (старшие школьники, подростки) представляют собой группу риска, на которую государству нередко приходится воздействовать путем угроз и санкций.

Причины, приводящие к нарушению закона среди молодежи

Диагностирующими в этой ситуации смогли бы стать обстоятельства, которые были бы способны формировать личность молодых людей. Но эти обстоятельства сегодня изменились. На первый план выделилась безработица, а с ней отсутствие должной организации жизни и интересов молодежи.

Основой воспитания подрастающего поколения должно стать просвещение людей в области прав каждого гражданина в отдельности. Свобода слова, выбора, обоснованности прав и свобод личности. Необходимо четко выработать у молодёжи стабильное направление на законопослушные действия.

Задумываясь о смысле социального воспитания, как процедуре создания (реформирования) правовой культуры у молодежи, сталкиваешься с тем, что оно может содержать в себе определенные структурные составляющие:

  • оценочный, подразумевающий создание правильного и здорового отношения к праву;
  • уведомительный (включающий в себя информирование о праве;
  • регулирующий, в данном случае, подразумевающий внедрение правильной установки на правовое поведение;
  • когнитивный – при общение к чувству незаменимости правомерного поведения
  • организационный – подразумевающий структурирование деятельности субъектов социального воспитания в рамках государственных и общественных институтов.

В условиях, которые сложились в нашем, далеко не идеальном обществе, среди других задач, стоит одна важнейшая – преодолеть такое явление, как правовой нигилизм (отрицание права, как социального института). Правовой нигилизм, словно вирус, поражает огромное число молодых людей , поэтому, прежде всего, необходимо формировать правильное отношение к закону, закладывать в сознание молодежи понимания всей серьезности ответственности, невозможности самоуправства, продажности, процветания теневой экономики. Другими словами, не допустить распространения правового беспредела и анархии в кругах наших юных граждан.

Азами развития здорового, этичного и социального сознания молодежи являются: правовой порядок, гражданское единомыслие, динамичное взаимодействие всех общественных и социальных групп населения, а также повышение уровня состоятельности народа, увеличение финансовых гарантий прав человека.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра Теории государства и права

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ И МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Курсовая работа

студента IІ курса 7 группы

дневного отделения

специальности «Юриспруденция»

Лебедева Никиты Александровича

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент А.С. Бондарев

Введение

Глава 1. Сущность правового воспитания

1.1 Исторический аспект возникновения воспитания

1.2 Различные подходы к понятию содержания правового воспитания

2.1 Правовая социализация личности

2.2 Роль правового воспитания в процессе воспитания личности

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о правовом воспитании был и остается актуальным с момента возникновения первых форм организации человеческого общества и появления первобытных традиций и обычаев.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом.

Но невозможно говорить о формировании правосознательной личности без учета ее воспитания в целом. Ведь успех правового воспитания непосредственно зависит от уровня подготовленности человека. Невозможно воспитать того, кто не обладает для этого минимальным запасом знаний.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства.

Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия правового воспитания через его изменение в процессе исторического развития. А также выявление роли правового воспитания в процессе воспитания личности в целом.

Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1.Исторический аспект возникновения воспитания

Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания.

Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности первобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди имели возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциация целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания.

Правовое воспитание, как особая форма общественной деятельности, начинает складываться с появлением права как специфического средства регулирования человеческого поведения. В глубокой древности центрами такой деятельности служили храмы. К примеру, в древнем Шумере 3 тыс. лет до н. э. при храмах создавались школы, готовившие писцов для хозяйственных и административных нужд и прежде всего для государственного и храмового аппаратов. В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. У шумеров воспитанник в идеале должен в полной мере овладеть письмом, искусством певца и музыканта, умением выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам. В древневавилонских школах воспитанник наряду с усвоением знаний по арифметике, пению и музыке, по распределению рационов, делению имущества и практическим их применением должен был овладеть и умением «запечатывать документы». Основным источником правовых знаний являлись законы царя Хаммурапи. Воспитанники египетских школ (возникли они в 3-м тысячелетии до н. э.) на первом этапе учились считать, читать и быстро писать. На втором этапе долгого и сложного обучения одни ученики овладевали языком, литературой, музыкой и становились авторами поэм, хроник, песен и гимнов; другие овладевали математикой и становились строителями зданий, кораблей и сооружали каналы; третьи же изучали основы хозяйствования и законодательства. Третьих было большинство, и их главным занятием было составление юридических и хозяйственных документов.

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Несмотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма.

Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также требовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сакральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни - конфессиональную, кастовую, родовую общность.

Возникнув в глубокой древности, правое воспитание в аспекте целенаправленной психолого-педагогической деятельности, по формированию правовой культуры в человеческом обществе постоянно развивалась, охватывая все более широкий круг людей, совершенствовалась по формам, методам и средствам от одной исторической эпохи к другой.

В истории развития педагогических традиций каждого народа имеются характерные особенности, которые определяют неповторимость соответствующих тенденций в каждой стране. Также на процессы воспитания и образования оказывают влияние факторы повседневной жизни, культуры и цивилизации, исторической ситуации в стране.

1.2. Различные подходы к содержанию понятия правового воспитания

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспи­тании, а о правовой социализации человека, когда он «воспиты­вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществ­ляющих правовую деятельность (правомерную или неправомер­ную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Логически правовая социализация, является разновидностью социализации вообще процесса усвоения человеком культурно-социальных норм и освоения им социальных ролей. Человек, живя в обществе, не может вести себя так, как ему заблагорассудится. Большая часть нашего поведения не есть продукт нашей природы, а есть результат социального научения - социализации.

Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение пра­вовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Например, можно привести в пример такие определения как:

«Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру»

«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры»

Правовое воспитание также определяется как особый вид государственной деятельности. Правовое воспитание - целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.

Некоторые авторы, например Кваша А.А., определяют правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».

Правовое воспитание привлекло серьезное внимание отечественной юридической науки где-то в 60-е гг. двадцатого столетия, в годы так называемой «хрущевской оттепели». Видимо, первой специальной монографической работой, посвященной проблемам правового воспитания, стала работа И.Ф.Рябко «Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе», опубликованная в Ростове-на-Дону в 1969 г.

В вышеназванной монографии И.Ф. Рябко было предложено довольно спорное понятие правового воспитания. По его мнению, правовое воспитание есть «определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов...» (2.С.135) Критики, вполне резонно, отметили серьезную противоречивость такого подхода к пониманию правового воспитания. В нем автором объединены два, хотя и тесно связанных, но в то же время существенно отличающихся потока правового воздействия «на сознание, психологию воспитуемых»: стихийного и организованно целенаправленного. То есть он рассматривает правовое воспитание очень широко. Так, в частности, В.П.Зенин справедливо пишет, что И.Ф.Рябко рассматривает правовое воспитание «очень широко, включая в него влияние и идеологических факторов, и всего уклада общественной жизни, то есть и то, что зависит от работы воспитателей, и то, что от них не зависит, а только ими учитывается. Влияние же это по своему характеру не может быть одинаковым: в первом случае оно является целенаправленным, во втором в определенной мере стихийным, что может иметь разные последствия» (3. С.29).

Для разрешения данного противоречия в понимании правового воспитания учеными-юристами было предложено несколько вариантов. Так, один из них наиболее четко сформулировал А.Д.Бойков. Он предложил всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни: ближайшего бытового окружения воспитуемого, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т.д. - именовать правовым воспитанием в широком смысле. А в узком смысле правовое воспитание есть вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых «как специфический вид специально организованной деятельности».(4. С.24). Таким образом, если И.Ф.Рябко не вполне обоснованно в одном понятии объединил существенно разные аспекты правового воспитания, то А.Д.Бойков также не совсем обоснованно их совершенно обособил, отделил друг от друга.

Более удачно определили понятие правового воспитания М.М. Галимов и О.Ф.Мураметс, предложив дополнительно ввести новое понятие - «формирование правосознания воспитуемых». Причем использование авторами этих двух понятий (правовое формирование и правовое воспитание) «не разрывает» абсолютно стихийное и целенаправленное воздействия на правосознание воспитуемых как социальной среды (правовое воспитание в широком смысле), так и организованного и целенаправленного воздействия на правосознание воспитуемых (правовое воспитание в узком смысле). Под формированием правосознания воспитуемых они понимают все то, что вкладывает И.Ф.Рябко в понятие правового воспитания: и воздействие всего уклада общественной жизни, и целенаправленное воздействие воспитателей. По их мнению, правовое воспитание является частью правового формирования воспитуемых - именно то, что многие называют правовым воспитанием в узком смысле.

Как справедливо заметил В.П.Зенин, такой подход к пониманию правового воспитания позволяет легко определить не только его объекты, но и субъекты, а также его содержание, формы, методы и систему в целом (5. С.31). При этом он высказывает и другую, весьма ценную мысль, что более «широким понятием, по сравнению с правовым воспитанием, является понятие правовой социализации». А не правовое формирование как было предложено выше.

Глава 2. Место правового воспитания в системе воспитания личности

2.1 Правовая социализация личности

Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности - процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Дюркгейм связывает понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, и прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделяет в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию институциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения. Т. Парсонс пони мает социализацию как процесс функциональной адаптации индивида.

Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Г. Роше, например, определяет социализацию так - это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить». Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частности, индивид должен научиться определенным правилам поведения, присущим его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Для того чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, ему необходимо органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид осуществляет социальную самоидентификацию, то есть обретает возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Социализация, в сущности, представляет собой процесс развития способности индивида к нормативному сознанию и поведению, к ограничению своего произвола, уважительному отношению к другим, короче говоря, процесс развития морали.

Американский психолог Л. Кольберг выделяет следующие ступени морального развития:

1. Преконвенциональный (доморальный) уровень.

На этом уровне ребенок выполняет требования взрослых просто ради самого послушания именно, поэтому он избегает нарушения норм. Тем самым он стремится избежать возможного наказания. Кроме того, его поведение - результат давления авторитета родителей.

Вторая фаза этого этапа проявляется в норматив ном поведении в порядке обмена: в расчете на конкретное вознаграждение, обещанное родителями. Здесь ребенок уже понимает свои интересы, а нормативное по ведение рассматривает как уступку интересам других людей, поступая правильно как бы «для них» и в обмен, рассчитывая на их взаимную уступку.

2. Конвенциональный уровень. На этом уровне формируется «нравственное» сознание, зачатки собственных, а не заимствованных представлений о «хорошем» и «плохом». В первой фазе нормативное поведение мотивируется чувством стыда в случае ошибки, стремлением заслужить одобрение значимых взрослых.

Во второй фазе нравственное поведение обусловлено уважением к правилам и стремлением их выполнять.

3. Уровень автономной морали. На этом уровне человек уже способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что - злом. В первой фазе он понимает также относительность правил и норм и научается гибкости в их применении.

Во второй фазе человек усваивает представление о существовании логики социальной жизни, несводимой к интересам того или иного индивида.

В третьей фазе, которой достигают далеко не все взрослые люди, формируются собственные моральные принципы, носителем моральных требований становится собственная совесть человека, и он поступает морально вне зависимости от обстоятельств, выгоды, рациональных соображений.

Переход от одной стадии к другой рассматривается как научение. Это означает, что моральные принципы следует рассматривать как результат не столько влияния окружения, или «генетической» программы, сколько процесса творческой реорганизации системы когнитивных способностей личности.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям - при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т.п. Именно поэтому П.Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества

Важнейшим результатом социализации является установление над индивидом социального контроля, то есть регулирования его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Та кое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой.

Как считает Р. Мертон, манера поведения индивидов обусловлена социально-культурной средой, в которой они находятся. Каждое общество через своих агентов социализации устанавливает идеалы (во имя которых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Например, финансовый успех является составной частью североамериканской культуры. По средством агентов социализации все индивиды научились пользоваться средствами достижения этого идеала и они убеждены, что им это удастся.

Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое представление о праве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в усвоении индивидом этих норм и правил социального существования в данном обществе.

Можно выделить три вида правовой социализации - социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию».

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

Политическое и правовое воспитание - важная часть системы социализации индивида. Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения. От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Безусловно, для усвоения правовых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание. Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспитании как непрерывном процессе накопления знаний о праве. Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.

Правовая культура ориентирована на развитие политического и правового сознания граждан, воздействуя на человека сразу в нескольких направлениях. Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе. Во-вторых, правовая культура влияет на установление индивидом определенной системы ценностей. Третье направление влияния правовой культуры заключается в выработке навыков, привычек и стереотипов правового поведения.

Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и «овнутрение» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение. Началом это го процесса становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.

2.2 Роль правового воспитания в процессе воспитания личности

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание вообще – это предмет изучении науки педагогики. Однако правовое воспитательное воздействие разительно отличается от чисто педагогического воздействия. Имея одну цель – целенаправленно и организованно формировать личность, реализации ее происходит с учетом специфики объекта воспитания. В педагогике процессу воспитания в основном подвержены дети (отсюда и название науки – от греч. «пайдос» - дитя и «аго» - вести), в праве воспитанию подвергаются все без исключения граждане. Кроме этого важным отличием является то, что предмет педагогики – это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, правовое же воспитание не сковано рамками места и осуществляется (должно осуществляться) повсеместно.

Правовое воспитание в широком социальном смысле находится во всесторонней связи и взаимодействии с нравственным, политическим, религиозным, эстетическим и всеми другими видами социального воспитания человека и что оно начинается со дня рождения и продолжается до конца жизни человека в обществе.

Наиболее тесную связь правовое воспитание имеет с воспитанием нравственным.

Взаимодействие нравственного и правового воспитания раскрывается, по мнению многих ученых, в нескольких подходах, которые не только не отрицают, но и взаимно дополняют друг друга.

Суть первого из них состоит в первичности нравственного воспитания по отношению к правовому (Богданова О.С, Бодырев Н.И., Бондаревская Е.В. и др.). Именно в такой последовательности обнаруживается принципиальная закономерность: чем выше уровень нравственного осознания формирующейся личностью различных общественных отношений, тем выше и уровень мотивации к необходимости реализации, как нравственного долга, так и юридических прав и обязанностей.

Во втором случае, как нравственное, так и правовое воспитание в равных соотношениях, ориентируют на поддержание адекватного интересам общества взаимоотношений между субъектами, а также допустимых возможностей самореализации воспитанника в общественно значимых видах деятельности (Обухов В.Н., Саркисова Э.А., Чередниченко А.Ф., и др.).

Третий, - обусловлен собственно этическим подходом к исходному понятию права (Кузнецов Г.А., Татаринцева Е.В., Шапиева О.Г.и др.).

Этот подход обращает внимание не только на изучение мотивов правомерного поведения личности, но и требует актуализации и осмысления целей, основных путей и наиболее эффективной системы практических действий в нравственно-правовых отношениях. Вместе с тем, присущее им различие акцентирует внимание на необходимость осознания личностью как нравственных, так и правовых требований, соответствующих им способов поведения и поступков в нравственно-правовой сфере.

Как взаимосвязь, так и различие нравственного и правового воспитания свидетельствуют о целостном нравственно-правовом подходе к воспитанию личности. Так, например, Г.А. Кузнецов определяет данный процесс как "целенаправленное усвоение обучающимися этических и правовых знаний, интериоризация их в личные убеждения и формирование на их основе ответственного отношения к субъективным поступкам и поведению, развитию объективной потребности следовать принципам нравственности и права" .

Взаимообусловленность и взаимозависимость нравственного и правового воспитания предполагает необходимость осознания личностью ценностно-правовой ориентации общества, выявление на этой основе нравственного содержания и сущностной природы правовых норм и правоприменительной деятельности, взаимосвязи нравственного и правового сознания, которые рассматриваются отдельно.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманитарных ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека – интериоризация – ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности. Поэтому наиболее перспективной моделью нравственно-правовою воспитания является та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и т.д.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы обозначить выводы, к которым я пришел в процессе написания курсовой работы. Поскольку вся работа логически разделена на две части, соответственно и заключение будет дано по двум категориям – это понятие и роль правового воспитания.

Вопрос об определении понятия правового воспитания весьма не прост и вызывает бурные научные дискуссии по выработке более или менее общей точки зрения по этой проблеме. Но, единства по этому вопросу нет и по сей день.

Правовое воспитание - это многоаспектное понятие. Его раскрывают в узком, широком смыслах, через его структуру, как систему мер воспитательного воздействия на личность, как определенную функцию государства. Каждое из предоставленных в курсовой работе определений правового воспитания несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Правовое воспитание можно с уверенностью отнести к системе общего воспитания личности. Оно тесно взаимодействует и переплетается с нравственным, политическим видами воспитания. Причем играет не последнюю роль, так как допустим политическое воспитание, по моему мнению, совершенно невозможно без базового уровня правосознания воспитуемого.

Состояние правопорядка, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся поведение молодежи, масштабность маргинальных явлений в обществе все это является факторами, объясняющими актуальность того, что правовое воспитание по праву должно претендовать на роль одного из ведущих разделов в общей системе воспитания всего населения, всех его слоев, социальных и профессиональных групп. Правовое воспитание формирует целостную личность, подготовленную для жизни в обществе.

Библиографический список

1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. 2005г.

2. А.С. Бондарев. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь 2006.

3. Касьянов В.В, Нечипуренко В.Н.Социология права. Ростов на Дону 2001.

4. А.Г. Антипьев, Н.Н. Захаров. Введение в социологию. Пермь 2003.

5. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания.

7. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков.

8. Общая теория права. Курс лекций. Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева - Нижний Новгород 1993 г.

9. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Диссертация: канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону 1999 г.

10. Е.Н. Гудкова, О.М. Никулина. Проблемы нравственно-правового воспитания студентов в условиях современного вуза.

11. О.М Жаткина. Правовое воспитание молодежи. 2003.