Использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста»

Татьяна Викторовна Чурсина
Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА .

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 25»

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, [email protected]

Ключевые слова : здоровьесберегающая среда , Нормализация двигательной активности.

Аннотация. В статье представлено содержание работы по внедрению технологий здравоохранения в мою работу, что помогает предотвратить состояния усталости, бездействия и других неадекватных состояний, детей раннего возраста , что важно для маленьких детей, которые испытывают усталость, истощение нервной системы, гиперактивность или летаргию, нарушения эмоционально-волевой сферы. Здоровьесберегающие технологии в моей работе используется в различных видах непосредственно образовательной деятельности, включают динамическую паузу, физические минуты, гимнастику, дыхательные, глазные, психогимнастики.

В ДОУ все больше приходит детей с ярко выраженной гиперактивностью. Кроме того количество детей раннего возраста с хроническими забоолеваниями увеличиваются с каждым годом. В век развития телевидения и компьютеризации с детьми меньше общаются взрослые. В результате двигательная активность на низком уровне. Я обратила внимание на постоянную капризность на повышенную детскую утомляемость, часто болеют простудными заболеваниями. В свете выше сказанного особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения и оздоровления детского организма .

Цель моей работы возможности создания здоровьесберегающей среды , процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста .

Исходя из этого, организуя работу ставлю перед собой оздоровительные задачи :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ;

Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

Повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивость к заболеваниям) ;

Формирование речи;

Обеспечивание полноценного физического, в том числе двигательного развития;

Организовывание предметной деятельности;

Успешная социализация детей.

В первую очередь, создаю условия для реализации охранительного режима в образовательном учреждении. При организации развивающей работы всегда :

Учитываю возрастные и анатомо-физиологические особенности дошкольников, соблюдаю продолжительность фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;

Осуществляю смену разных видов деятельности и рациональное их использование на занятии ;

Слежу за соответствием роста ребёнка высоте стола и стула;

Формирую подгруппы детей на основе не только уровня речевого развития, но и состояния здоровья в соответствии с медицинскими показаниями;

Создаю условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, включая в занятия физкультминутки, подвижные игры и упражнения, согласно теме занятия;

Мягко корректирую осанку каждого ребёнка, который в этом нуждается;

С целью профилактики заболеваемости и для выработки навыков правильного общего и речевого дыхания провожу с дошкольниками - дыхательную гимнастику, упражнения по постановке дыхания.

В работе учитываю требования к наглядным пособиям и дидактическим материалам : удобство для зрительного обследования, учёт величины и цвета;

Для снятия зрительной нагрузки, напряжения, улучшения оптической координации обоих глаз, профилактики близорукости выполняю с детьми упражнения для глаз.

Правильная организация и частая смена деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление воспитанников : строю занятия с учетом работоспособности детей, использую средства наглядности, благоприятный эмоциональный настрой. Применяю активные формы обучения : ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей воспитанника .

Система оздоровительной работы в группе предполагает использование на каждом занятии традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов , методов, индивидуальную работу по отдельным движениям - бросание предмета в цель, отработка замаха и броска, дыхательная гимнастика. Были отобраны формы оздоровительной работы с детьми , в которые вошли следующие оздоровительные мероприятия : витаминотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, профилактика плоскостопия.

На занятиях использую традиционные методы : артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки) гимнастика для глаз, пальчиковый театр, мимические упражнения, физкультминутки, динамические паузы.

Основная задача утренней гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка . Утренняя гимнастика «будит» весь организм, усиливая процессы : дыхания, кровообращения, обмена веществ.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к режиму. Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения : бег, ходьба, подпрыгивание. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве (построение в круг) . Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Развиваются память, умение делать упражнения по заказу, по слову.

Ортопедическая гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы . Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Данная технология используется после сна и закаливающих процедур, с использованием корригирующих дорожек, длительность проведения - согласно возрасту .

Дыхательная гимнастика позволяет активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы укрепляет дыхательную мускулатуру и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям. Дыхательная гимнастика с раннего возраста помогает научить малыша правильно дышать, способствует его физическому развитию и укреплению иммунитета.

Зрительная гимнастика позволяет снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствует развитию зрительно-моторной координации. Используется в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки. Профилактика миопии .

Упражнения с пальчиками развивают мелкую моторику, координацию речи и движений. Остановлюсь подробнее на использовании в работе нетрадиционных методов оздоровления .

Элементы самомассажа лица и пальцев. Их я применяю с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность работы на занятиях. Дети делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья .

В соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной образовательной программы МДОУ, создаю психологически комфортные условия, как для организации непосредственно образовательной деятельности, так и для совместной, самостоятельной деятельности, а так же для проведения режимных моментов.

Для того чтобы занятие несло здоровьесберегающую направленность в организационный момент включаю релаксационные упражнения, в ходе занятий предусматриваю мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; динамические паузы и физминутки способствуют не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом, предусматриваю задания на коррекцию психофизических функций. Взаимодействие с детьми выстраиваю на субъектном отношении к ребёнку, индивидуальном подходе и учёте зоны ближайшего развития.

В здоровьесберегающих технологиях использую группы приемов :

защитно-профилактические; компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие; информационно-обучающие. В непосредственно образовательной деятельности активно применяю :

1) Элементы песочной терапии. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка, но взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду : мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей, напряжение и страх исчезают .

2) В настоящее время широко использую психокорректирующий метод сказкотерапия, не имеющий возрастных ограничений . Элементы сказкотерапии у маленьких детей, способствуют развитию их речевого аппарата, а присутствие в книгах красочных изображений персонажей помогает процессу визуализации происходящих событий в тексте, пробуждая в ребенке интерес к чтению. Через драматизацию сказки развиваю способности эмоционально откликаться на переживания людей. Введение сказочного героя способствует развитию положительных черт характера. Элементы сказкотерапии : облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок ; введение в занятие сказочного героя .

3) Элементы хромотерапии. Включение в практику методики выбора цвета позволяет мне быстро выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр .

4) Элементы музыкотерапии. Целью использования музыкотерапии на своих занятиях считаю снятие напряжения, тревожности; стимуляцию двигательных функций; развитие и коррекцию сенсорных процессов, растормаживание речевой функции. Развиваю у детей чувство ритма, темпа, мыслительные способности и фантазии; вербальные и невербальные коммуникативные навыки, общую, тонкую и артикуляционную моторику посредством музыкально-ритмических упражнений. Часто использую функциональную музыку на минутках релаксации, музыку в сочетании с движением, детские песни и классическую музыку.

5) Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. С помощью физминуток, воздействую на снижение утомления и повышения умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха, координации движений, развитие речи детей. Широко использую игровые образы и воображаемые ситуации на занятиях .

6) Релаксационные упражнения включаю в организационный момент и на заключительном этапе развивающей деятельности (индивидуальные, фронтальные занятия) . Направлены на расслабление после перенапряжения, перевозбуждения и чтобы успокоиться после активных игр.

Целенаправленно формирую у детей мотивацию к здоровому образу жизни , культуру здоровья . Осуществляю формирование осознанного отношения к своему здоровью , умение заботится о своём здоровье , обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков использую разные формы организации : дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественно литературы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры, провожу с детьми беседы о здоровом образе жизни , о влиянии гигиены на состояние кожи, зубов. Широко использую загадки и стихотворения о здоровье и спорте .

В результате использования вышеперечисленных здоровьесберегающих приёмов на занятиях и при проведении режимных моментов повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности; пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; наблюдается снижение уровня заболеваемости детей и повышение процента посещаемости.

Список литературы

1. Алямовская, В. А. Физкультура в детском саду : теория и методика организации физкультурных мероприятий/ В. А. Алямовская. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья . 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

4. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Использование здоровьесберегающих технологий

в группе раннего возраста .

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в группе. Анализ созданных условий показал, что в группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме группы.

В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку свой педагогический процесс мы, воспитатели группы, строим на основе диагностики достижений детей по эпикризным срокам и в результате ее выстраивают перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.

Приоритетным направлением работы стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников. Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности.

В начале учебного года мы начинаем постепенное обучение элементам умывания. По мере прохождения адаптационного периода, начинаем постепенное обучение ходьбе босиком, ходьбе по дорожкам здоровья. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению, мы равботаем в нескольких направлениях:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

· Утренняя гимнастика.

· Артикуляционная гимнастика.


· Дыхательная гимнастика.

· Пальчиковая гимнастика.

· Игры – релаксации.

· Привитие детям гигиенических навыков.

· Динамические паузы и физкультминутки во время игр-занятий.

· Специально организованные игры-занятия по физической культуре.

· Закаливающие мероприятия.

https://pandia.ru/text/78/596/images/image003_64.jpg" alt="E:\Наталья\Фото\таня\P1050532.JPG" align="left hspace=12" width="410" height="292">Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. Рацион разнообразен и богат овощами и фруктами, а также соками. Питание детей находится под постоянным контролем медсестры, которая ежедневно ведет учет калорийности, следит за выполнением натуральных норм питания. Анализ состояния питания детей ДОУ показал, что натуральные нормы питания соблюдаются, калорийность соответствует норме.

2. Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни.

· Пропаганда здорового образа жизни.

· Консультации.

· Индивидуальные беседы.

· Проведение родительских собраний.

Для этого мы в своей группе проводим с родителями беседы на темы "Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста"; «Адаптация без слез» и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы.

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма. Коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам.

3. Создание условий и развивающей среды по ЗОЖ.

· Изготовление нестандартного оборудования для игр-занятий по физической культуре и профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

· Подбор картотек.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных играх-занятиях, в группе создан уголок движения, который учитывает возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки. Также имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Очень много сделано материала педагогами из бросового материала. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, чтобы оно было доступно для детей

left">

Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста Составители: Салькина Н. О. Ряписова Е. П. МДОУДСКВ «Радуга» СП «Росинка»

Организация занятий по сохранению и укреплению здоровья детей требует активного участия воспитателя. Ранний возраст это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия. Нам хотелось показать, как в повседневной жизни дошкольного учреждения реализовываются здоровьесберегающие технологии, на это собственно и направлена презентация.

В этом возрасте огромное внимание уделяется адаптации детишек к дошкольному учреждению. Все виды здоровьесберегающих технологий отлично подходят для решения этой задачи.

Динамические паузы Проводятся для всех детей во время занятий, в качестве профилактики утомления, в течении 2 -5 минут. Это обеспечивает разумное сочетание образовательных и оздоровительных задач. Благодаря динамическим паузам дети лучше усваивают материал, занятие становится более интересным.

«Руки» Где же, где же наши руки? Нету наших рук (прячут руки за спину)

Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Проводятся ежедневно. Подвижные игры направлены не только на развитие игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей, формируют благоприятный фон в группе.

Релаксация Релаксация направлена на формирование эмоциональной стабильности ребенка, которая имеет огромное значение в адаптационный период, ведет к эмоциональному благополучию малыша. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Регулярно выполняя пальчиковую гимнастику мы не только развиваем мелкие мышцы рук, но и готовим руку ребенка к письму, к дальнейшему обучению в школе.

Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5 -10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по следам, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Способствует мягкому переходу ото сна к бодрствованию через движение. Стимулирует мышечный тонус, поднимает настроение.

Гимнастика для глаз Ежедневно по 3 -5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо перед занятием обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Разделы: Работа с дошкольниками

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Складывается парадигма новой государственности, идет поиск путей возрождения России на основе ее многонациональной культуры. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.

Реализуемые нами программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также построение воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах.

В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, мы провели диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики мы использовали: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей работы и доставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной группы, конспекты и дидактические игры. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку мы организуем, педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраиваем перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:

  • организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Таким образом, проанализировав вышесказанное, мы с уверенностью можем сказать о создании здоровьесберегающей среды в ясельной группе №4 "Капелька".

Проведение с детьми раннего возраста спортивных занятий два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются на занятиях в группе.

Воспитатели группы развивают посредством ходьбы в своих воспитанниках весь опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку. В этом участвуют 56% мышц тела малышей. Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста в группе, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом); прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание (игры с мячом во время прогулок в теплое время года); лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками); развитие в ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).

Следовательно, работа воспитателей является целостной системой, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья ребенка, происходит совмещение функций детского организма и формируется физическое развитие.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Разработанные С.Н. Теплюк "Игры на прогулке с малышами" способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.

Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха малышей.

Планированием работы в группе предусмотрены закаливающие мероприятия, которые проводятся в группе в течение всего календарного года. Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива группы к здоровьесбережению малышей.

См. таблицу:

Закаливающие мероприятия Осень 1. Закаливание воздухом
Зима 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

Весна 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам

Лето 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений

Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2. Закаливание водой
Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами
Происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки. Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей

Особое внимание, мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале учебного года мы начинаем постепенное обучение элементам умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий. А также ходьба по дорожкам здоровья, солнечные и воздушные ванны. Играем с детьми в игры, которые лечат. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная, артикуляционная гимнастика. Организуем двигательный режим (согласно возрасту).

Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.

Плоская стопа и дефекты осанки у малышей.На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.

С детьми раннего возраста в целях закаливания и профилактики плоскостопия используются дорожки здоровья и босохождение.

В группе раннего возраста во всех проводимых занятиях применяются технологии направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребенок - настолько он и развит .

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. Цель которого: сформировать у ребенка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье. Для достижения поставленной цели мы формируем навыки ухода за телом; создаем условия для закаливания; формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даем представление и функциях тела; учим детей обращаться с опасными для здоровья вещами; демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью и т.д.

В группе проводятся упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата и т.д. Как показывает наша практика, все выше перечисленные методы нам очень помогают в работе с детьми, мы и в дальнейшем будем их использовать, о чем свидетельствуют результаты.

Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе младшего возраста являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима в туалетном помещении, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур (ниже 16 o С). За всем этим строго следят воспитатели.

Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Для этого мы проводим с родителями беседы на темы: "Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста" и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни группы.

Большое значение мы уделяем устному анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают нам выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

Проанализировав результаты повторного тестирования детей, мы убеждаемся, что уровень знаний детей повышается, а уровень проблем и затруднений напротив снижается. Исходя из результатов повторного тестирования, можно сделать вывод: работу в данном направлении нужно продолжать, расширять и углублять, так как она дает неплохие результаты.

Одним словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам по опыту прошлых лет.