Картотека пальчиковых игр ранний возраст на год. Пальчиковые игры для самых маленьких дошкольников

Козлова Татьяна Александровна , воспитатель
саратовская область.село Дмитриевка

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Картотека

пальчиковых игр для детей раннего возраста

Составила:

Козлова Татьяна Александровна

с.Дмитриевка

«Пальчики здороваются»

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

(Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.)

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.

(Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.)

«Наши ручки»

Где же наши ручки? Вытягивают ручки впередГде же наши ручки? Показывают ручки Где же, где же наши ручки? Спрятали ручки за спину Нету наших ручек.Вот, вот наши ручки,Вот наши ручки Опять показывают ручки

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Водичка, водичка…»

Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,хлопают в ладоши, топают ножками, закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук..

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши

ногами топали, притопываем ножкамиушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы,

обеих рук

Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку

Глазками глядели, Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

«Кулачки»Кулачки сложили,Кулачками били.Тук-тук!Тук-тук!Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рукБьют кулачками.

«Апельсин»Мы делили апельсинАпельсин всего один.Это долька для кота,Это долька для ежа,Это долька для улитки,Это долька для чижа,Ну а волку – кожура.

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

«Прятки»В прядки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так,Так головки убирали.

Сжимание и разжимание пальцев.

Кузьмина Кристина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС "Сказка"
Населённый пункт: Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста
Дата публикации: 16.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Пальчиковые игры для детей

раннего возраста

Осенние листья.
Тишина в лесу стоит, Плавные движения руками. Еле слышно лес шуршит Поднести палец к губам. Ш-Ш-Ш… Тихо. Ветер дунет посильней Движения руками влев-вправо Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче. Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит: Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти Потанцует,напопоет И на землю упадет. Опустить руки на стол.
Здравствуй!
Здравствуй, солнце золотое! Хлопки. Здравствуй, небо голубое! Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого. Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую. Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.
Умывалочка.
Кран открыли: чик-чик, Вращательные движения кистью. Руки мыли: шик-шик. Потереть ладошки друг о друга. Пусть бежит водичка, Плавные движения ладонями. Мы умоем личико. ,Умыться’’. Мылом мы ладошки трем, Имитировать мытье рук. Полотенцем промокнем. Легкие похлопывания ладоней друг друга.
Вот и чистые ладошки, Показать ладони. Мы похлопаем немножко! Хлопки.
Мышки.
Вышли мышки как-то раз,Ходьба’’ пальцами по столу. Посмотреть, который час. Постукивание указательным пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки. Раз, два, три, четыре Загибать поочередно пальцы на правой руке. Мышки дернули за гири. Сжать обе руки в кулак, и опустить. Тут раздался страшный звон - Хлопки. Разбегайтесь мышки вон! Пальцы,убегают’’.
Мастера.
Если только захотим Сжимать и разжимать кулачки. Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок,Лепить’’пирожки. Лепит Таня теремок, Сложить ладошки домиком. Лепит Света разных рыб, Прижать ладони друг к другу, делать волнообразные движения. Лепит Саша белый гриб. Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки.
Гроза.
Капли первые упали, Постукивать пальцами одной по ладони другой. Пауков перепугали. Пальцы,убегают’’. Дождик застучал сильней, Легкие хлопки. Птички скрылись средь ветвей. Взмахи руками. Дождь полил, как из ведра,
Громкие хлопки. Разбежалась детвора. В небе молния сверкает, Показать рукой молнию. Гром все небо разрывает, Постучать кулаками по столу. А потом из тучки солнце Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами. Вновь посмотрит к нам в оконце.
Волшебные ладошки.
Подними ладошки выше Поднять руки вверх и сомкнуть домиком над головой. И сомкни над головой. Что же вышло? Вышла крыша, А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше Поставить руки перед грудью, сжать пальчики. И сомкни-ка их дугой. Что же вышло? Вышли гуси: Вот один, а вот другой. Сжимать и разжимать пальцы. Подними ладошки выше Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга. И сомкни перед собой. Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.
Царапки.
Вот какой коташка Поставить руки перед грудью, опустив кисти вниз,качать головой. Круглая мордашка. И на каждой лапке Обвести ладонью вокруг лица. Коготки-царапки. Сжимать и разжимать кулачки. Котик точит коготки, Скрести пальцами по столу. Очень острые они. А потом играет - Пальцы,бегут’’ по столу. Мячик догоняет.
Моя семья.

Знаю я, что у меня Сжимать и разжимать кулачки. Дома дружная семья: Это – мама, это – я, Поочередно загибать пальцы. Это – бабушка моя, Это – папа, это – дед, И у нас разлада нет. Сомкнуть руки в замок.
Гномик.
Под грибком шалашик-домик, Сложить ладони домиком перед собой. Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, Постучать кулаком одной руки по ладони другой. В колокольчик позвоним. Потрясти сжатой в кулак рукой. Двери нам откроет гномик, Пригласит в шалашик домик. Зазывающие движения руками. В домике дощатый пол, Прижать ладони друг к другу. А на нем дубовый стол, Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки. Рядом стул с высокой спинкой, Сжать другую руку в кулак, приставить к нему ладонь. На столе тарелка с вилкой Показать ладонь одной руки, на второй раздвинуть пальчики. И блины горой стоят - Показать гору. Угощенья для ребят. Руки поставить перед собой ладонями вверх.
Иголка.
Иголка, иголка, Дети поворачивают указатель- ный палец вправо-влево. Ты остра и тонка. Не коли мне пальчик, Грозить пальчиком. Шей сарафанчик. Имитировать швейные движения
Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька, Грозить пальчиком. Смотри, не уколись!
Наряжаем елку.
Мы повесили игрушки От подставки до макушки! Поднять руки снизу вверх. Шарики цветные, Вращать кулачками. Рыбки золотые, Волнообразные движения руками. Золотые петушки, Приставить руки к голове, как гребешок. Разноцветные флажки. Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно. Громко хлопнула хлопушка - Хлопнуть в ладоши. Бах! Зазвенели все игрушки: Вращение кистей. Ах-ах-ах!
Оладушки.
Топором дрова колю, Движения ладоней сверху вниз. А потом пилой пилю, Движения ладоней вперед-назад. Отнесу их бабушке, Пальцы,бегут’’ по столу. Чтоб испечь оладушки. ,Пекут’’ оладушки.
Кошка.
Мягко кошка посмотри Сжимать и разжимать руки в кулачки. Разжимает коготки, И легонько их сжимает Мышку так она пугает. Пальцы,бегут’’по столу.

Речь ребенка напрямую связана с развитием его двигательной активности пальцев. Поэтому «пальчиковую активность» необходимо развивать с самого раннего возраста.

Тренировку пальчиков можно начинать уже с 6-7 месяцев. Малышам в этом возрасте делают массаж кистей рук. Каждый пальчик проминается отдельно и вся кисть в целом. Массаж длится 2-3 минуты. Проделывать его необходимо ежедневно.

С возраста 9 месяцев уже можно проделывать разнообразные активные движения для пальцев рук. Сложность упражнения напрямую зависит от уровня развития малыша.

Игры с пальчиками малыша способствуют не только развитию речи. Но так же и доставляют радость малышу общением с близкими ему людьми. Так, например, мама может взять малыша, посадить себе на колени и начинать играть с его пальчиками. Пальчики можно просто помять, делая массаж. Можно пощекотать ладошку, похлопать в ладоши. От всего этого ребенок не только получит массу приятных «на ощупь» удовольствий, но и приятно и с пользой приведет время с мамой.

Очень интересными станут пальчиковые игры , если их сопровождать стихами или песенками. Во время игр взрослому необходимо будет комментировать игру. Лучше всего это делать в стихотворной форме, потому что стихи всегда очень интересны для деток и легко ими запоминаются.

Но немаловажная роль в игре отводится интонации произнесенного стихотворения. И, конечно же, взрослые должны с особой внимательностью подойти к вопросу интонации. Совсем маленьким деткам главное, чтобы стишки были рассказаны добрым, ласковым голосом. Для детей постарше (3-5 лет) уже большую роль играет не только интонация голоса, но и мимика лица во время рассказа.

Если вашему малышу 2-3 годика, то очень будут познавательны и увлекательны игры с «пальчиковыми куклами ». На каждый пальчик можно надеть бумажный колпачок и нарисовать на нем с помощью фломастера различные мордашки. В таких играх можно проявить фантазию и устроить целый спектакль с различными персонажами.

Этапы подготовки пальчиковых игр:

  1. Сначала взрослый сам показывает и рассказывает текст игры. Ребенок в это время просто наблюдает за процессом.
  2. Потом взрослый проговаривает стих и, руководя руками ребенка, выполняет все движения с малышом. Малыш помогает выполнять движения взрослому.
  3. Взрослый и ребёнок вместе выполняют одни и те же движения, взрослый своими руками, ребенок своими руками. При этом текст говорит взрослый.
  4. Текст говорит взрослый. Ребенок сам выполняет движения. Взрослый может ему немного помогать.
  5. Ребенок всё старается сделать сам - и проговаривает текст и делает движения руками. Если ребенок что-то забыл, то взрослый может ему напомнить движения или текст.

Не стоит проводить игры, если у вас или у ребенка холодные руки. Сначала согрейте руки. Их можно опустить в теплую воду или просто растереть ладошки.

В некоторых играх (особенно в новых для малыша) могут встречаться непонятные ребенку персонажи или предметы (понятия). Сначала расскажите подробно о них малышу, чтобы игра стала интересной, а не вводила кроху в заблуждение.

Если ребенку меньше 1,5 лет, то игры должны проходить в качестве гимнастики или просто показа игры.

Вместе с ребенком в пальчиковые игры можно играть, когда ребенку исполнится 1,5 года.

Во время игр можно придумывать различные сценарии. Будет очень хорошо, если во время игры вы будете щекотать ладошку ребенка или «бегать» по ней.

Во время игры очень важна мимика. Старайтесь использовать выразительную мимику.

Интонация произнесенного вами текста так же должна быть выразительной. Делайте паузы там, где они должны быть по тексту. В зависимости от происходящего в рассказе, говорите то тише, то громче.

Для первоначального этапа игр с пальчиками можно выбрать всего 2-3 игры. Новые игры необходимо вводить постепенно, заменяя старые на новые.

Если ребенок допускает ошибки – старайтесь на них внимания не обращать. Чаще хвалите его за успехи. Игра должна быть веселой и приносить удовольствие.

Практически все пальчиковые игры основаны на фольклорном творчестве. Стишки и потешки очень быстро запоминаются ребенком. Во время игр пальчиками можно проявить фантазию, придумать различные сценарии и воплотить их в жизнь, продемонстрировав небольшой спектакль «на пальчиках».

Советуем изучить несколько простых пальчиковых игр в картинках, которые интересны даже самым маленьким деткам.

Масютина Светлана
Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног.

Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Кот на печи

«Кот на печи (Стучат кулачком о кулачок)

Сухари толчет,

Кошка в окошке (Показывают как шьют иголкой)

Полотенце шьет.

Маленькие котята (Поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

На печке сидят, (И качают головой вправо-влево)

На печке сидят

Да на котика глядят. (Показывают руками «очки»)

Все на котика глядят

И сухарики едет». (Щелкают зубками)

Осенние листья.

Тишина в лесу стоит (Плавные движения руками).

Еле слышно лес шуршит (Поднести палец к губам Ш-Ш-Ш)

Ветер дунет посильней (Движения руками влево –вправо)

Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче.

Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит: (Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти)

Потанцует, нам споёт

И на землю упадет (Опустить руки на стол).

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! (Хлопки).

Здравствуй, небо голубое!

(Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого).

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую. (Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы).

Цветочки

1. Как в лесу на кочке (Выпускают пальчики из кулачков)

Расцвели цветочки.

Пр. : Цветики, цветики, («Фонарики»)

Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались (Трут ладошку об ладошку)

Солнцу улыбались. (Кивают головками)

Умывалочка.

Кран открыли: чик-чик (Вращательные движения кистью).

Руки мыли: шик-шик (Потереть ладошки друг о друга).

Пусть бежит водичка (Плавные движения ладонями).

Мы умоем личико (Умыться).

Мылом мы ладошки трем (Имитировать мытье рук).

Полотенцем промокнем (Легкие похлопывания ладоней друг друга).

Вот и чистые ладошки (Показать ладони).

Мы похлопаем немножко! (Хлопки).

Мышки .

Вышли мышки как-то раз (Ходьба пальцами по столу).

Посмотреть, который час (Постукивание указательным пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки).

Раз, два, три, четыре (Загибать поочередно пальцы на правой руке).

Мышки дернули за гири (Сжать обе руки в кулак, и опустить0.

Тут раздался страшный звон – (Хлопки).

Разбегайтесь мышки вон! (Пальцы убегают).

Мастера.

Если только захотим (Сжимать и разжимать кулачки).

Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок (Лепить пирожки).

Лепит Таня теремок (Сложить ладошки домиком).

Лепит Света разных рыб (Прижать ладони друг к другу, делать волнообразные движения).

Лепит Саша белый гриб (Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки).

Гроза .

Капли первые упали (Постукивать пальцами одной по ладони другой).

Пауков перепугали (Пальцы,убегают’’).

Дождик застучал сильней (Легкие хлопки).

Птички скрылись средь ветвей (Взмахи руками).

Дождь полил, как из ведра (Громкие хлопки).

Разбежалась детвора.

В небе молния сверкает (Показать рукой молнию).

Гром все небо разрывает (Постучать кулаками по столу).

А потом из тучки солнце (Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.

Вновь посмотрит к нам в оконце.

Волшебные ладошки .

Подними ладошки выше (Поднять руки вверх и сомкнуть домиком над головой.

И сомкни над головой.

Что же вышло? Вышла крыша,

А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше (Поставить руки перед грудью,

сжать пальчики.)

И сомкни-ка их дугой.

Что же вышло? Вышли гуси:

Вот один, а вот другой. (Сжимать и разжимать пальцы).

Подними ладошки выше (Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга)

И сомкни перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

Царапки.

Вот какой коташка (Поставить руки перед грудью, опустив кисти вниз, качать головой.

Круглая мордашка.

И на каждой лапке (Обвести ладонью вокруг лица).

Коготки-царапки (Сжимать и разжимать кулачки).

Котик точит коготки (Скрести пальцами по столу).

Очень острые они.

А потом играет – (Пальцы,бегут’’ по столу).

Мячик догоняет.

Моя семья .

Знаю я, что у меня (Сжимать и разжимать кулачки).

Дома дружная семья:

Это – мама, это – я (Поочередно загибать пальцы).

Это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед,

И у нас разлада нет (Сомкнуть руки в замок).

Гномик.

Под грибком шалашик-домик (Сложить ладони домиком перед собой).

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим (Постучать кулаком одной руки по ладони другой).

В колокольчик позвоним (Потрясти сжатой в кулак рукой).

Двери нам откроет гномик,

Пригласит в шалашик домик (Зазывающие движения руками).

В домике дощатый пол (Прижать ладони друг к другу).

А на нем дубовый стол (Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки.

Рядом стул с высокой спинкой (Сжать другую руку в кулак, приставить к нему ладонь).

На столе тарелка с вилкой (Показать ладонь одной руки, на второй раздвинуть пальчики).

И блины горой стоят – (Показать гору).

Угощенья для ребят (Руки поставить перед собой ладонями вверх).

Иголка.

Иголка, иголка, (Дети поворачивают указательный палец вправо-влево).

Ты остра и тонка.

Не коли мне пальчик, (Грозить пальчиком).

Шей мне сарафанчик. (Имитировать швейные движения)

Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька, (Грозить пальчиком).

Смотри, не уколись!

Наряжаем елку.

Мы повесили игрушки

От подставки до макушки! (Поднять руки снизу вверх).

Шарики цветные, (Вращать кулачками).

Рыбки золотые, (Волнообразные движения руками).

Золотые петушки, (Приставить руки к голове, как гребешок).

Разноцветные флажки. (Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно).

Громко хлопнула хлопушка – (Хлопнуть в ладоши).

Бах! Зазвенели все игрушки: (Вращение кистей).

Оладушки .

Топором дрова колю (Движения ладоней сверху вниз).

А потом пилой пилю, (Движения ладоней вперед-назад).

Отнесу их бабушке, (Пальцы,бегут’’ по столу).

Чтоб испечь оладушки. ,Пекут’’ оладушки).

Кошка.

Мягко кошка посмотри (Сжимать и разжимать руки в кулачки).

Разжимает коготки,

И легонько их сжимает

Мышку так она пугает. (Пальцы,бегут’’ по столу).

Олеся Сафронова
Пальчиковая гимнастика для детей второй группы раннего возраста

Сентябрь

1. «В детский сад идти пора…»

Этот пальчик хочет спать, (поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики, ура! (помахать кистями рук)

В детский сад идти пора.

2. «Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять, (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

3. «Цветы»

Как у нас

На нашей грядке

Сколько цветиков растет! (крутят руками – фонариками перед собой)

Маргаритки, (загибаем пальчики по – одному)

Астры – пестрые цветки,

Георгины и левкой,

Выбираешь ты какой? (делают жест руками вперед, ладони развернуты вверх)

4. «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по

очереди разгибать пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Октябрь

1. «Капустка»

Мы капусту рубим, рубим. (попросите малыша ребрами ладоней ударять по столу)

Мы морковку трем, трем. (попросите ребенка сжать руки в кулачки и потереть ку-лачки друг о друга)

Мы капустку солим, солим. (попросите малыша изобразить, как он посыпает капусту солью)

А потом все жмем, жмем. (попросите малыша сжимать и разжимать кулачки)

2. "Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

3. "Грибы"

Раз, два, три,четыре, пять! (ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

4. «Ветерок»

Ветер дует нам в лицо, (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо. (руки вверх и качаемся)

Ветерок все тише, тише, (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше. (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

Ноябрь

1. «Домик»

Молоточком постучу. (стучим кулачками друг о друга)

Дом построить я хочу. (складываем ладошки в крышу)

Строю я высокий дом. (поднимаем руки с крышей вверх)

Буду жить я в доме том. (хлопаем)

2. «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средним и указательным пальцем)

3. «Сорока-белобока»

Сорока-белобока,

Где была?

Кашку варила,

Деток кормила (круговыми движениями указательным пальцем проводите по тыль-ной стороне ладони малыша)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала (поочередно загибайте пальчики ребенка)

А этому не дала.

Ты кашу не варил,

Воды не носил,

Дров не рубил – тебе нет ничего (возьмите большой палец малыша и потрясите его)

4. «Кисонька - мурысенька»

Кисонька-мурлысонька,

Где была?

На мельнице. (вращаем руками перед грудью)

Кисонька-мурлысонька,

Что там делала?

Муку молола. (стучим кулачками друг о друга)

Кисонька-мурлысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурлысенька, (лепим прянички)

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна! (грозим указательным пальцем)

5. «Зверюшки»

На лужок пришли зайчата: (сгибание пальцев рук поочерёдно при перечислении

животных)

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок,

Приходи и ты, дружок.

Декабрь

1. «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (чертим руками круг)

Очень гладкий, (одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком)

2. «Снеговик»

Мы слепили снежный ком, (лепим двумя руками комок)

Шляпу сделали на нем, (соединяем руки в кольцо и кладем на голову)

Нос приделали и вмиг (приставляем кулачки к носу)

Получился снеговик. (обрисовываем двумя руками фигуру снеговика)

3. «Ёлочка»

Перед нами елочка: (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки, (показывают кулачки)

Иголочки, (указательные пальцы)

Шарики, (пальцы сжимают в круг)

Фонарики, (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени)

4. «Праздник приближается»

Праздник приближается,

Ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение - фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят, (пальчики растопырить)

А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

Январь

1. «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (поочерёдно соединяют большой палец с осталь-ными)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

2. «Снежный ком»

Взяли дети белый ком, (изображаем ком)

Будем строить снежный дом (движения, изображающие лепку снежков)

Мы польем его водой, (имитируем движения)

Домик будет ледяной

Ком за комом мы кладем, (ставим кулачок на кулачок)

Вот и вылепили дом. (рисуем в воздухе ладонями домик)

3. «Профессии разные есть»

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть: (ритмично сжимают – разжимают кулаки)

Доктор лечит людей, (поочередно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии)

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,

Строитель построит нам дом: (сводят руки над головой – «крыша»)

Все дружно жить будем в нем.

Стены покрасит маляр, (поочередно загибают пальцы на левой руке)

Сантехник починит кран,

Электрик включит нам свет,

Плотник постелет паркет,

А если ты хочешь все знать, (покачивают указательным пальцем)

Ученым тебе надо стать. (дотрагиваются указательным пальцем до лба)

Февраль

1. «Игрушки»

Есть у нас игрушки: (хлопки).

Пластмассовые погремушки, (встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный, (руки сложить в круг перед собой).

Шарик легкий надувной, (руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (хлопают в ладоши).

2. «Сказки»

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок.

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

3. «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём. (пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь. (пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми. (ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

4. «Транспорт»

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Март

1. «Тортик»

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)

А верхушку - сладким кремом. (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай -

В гости друга приглашай! (одна рука пожимает другую)

2. «Аленький цветочек»

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)

Головой качают.

3. «Мастер шкафчик мастерил…»

Мастер шкафчик мастерил, (ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности

стола, совершая движения вперед-назад)

Ровно досточки пилил,

Молотком по ним стучал, (сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гво

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок, (соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскры

ваем и закрываем «дверки»)

Ключик сделать он не смог. (соединяем пальцы обеих рук в замок)

4. «Стирка»

Постираю чисто с толком (движения кулачками, имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку, (поочередное загибание всех пальцев)

Свитерок и брюки -

Устали мои руки. (встряхивание кистей рук)

Апрель

1. «Клён»

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)

Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)

Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

2. «Апельсин»

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

3. «Цветы»

Наши алые цветки распускают лепестки, (медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (покачивать кулаки вперед – назад)

4. «Этот пальчик в лес пошёл…»

Этот пальчик - в лес пошёл, (перебираем пальчики)

Этот пальчик - гриб нашёл,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

Май

1. «Бабочка, кузнечик…»

Дружно пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха, (поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячем руки за спину)

2. «Во дворе…»

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук)

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Во дворе цыплятам накрошили крошек, («крошим хлеб»)

Поиграли снова в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Гладили котенка чистыми ладошками, (одной рукой поглаживаем другую)

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Улеглись ладошки прямо на дорожку… (руки положили на колени)

Как они устали - ладушки – ладошки!» (поглаживание рука об руку)

3. «Мальчики – пальчики»

Мальчик- пальчик, где ты был? (разгибаем большой палец)

С этим братцем в лес ходил, (разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил, (разгибаем средний палец)

С этим братцем кашу ел, (разгибаем безымянный палец)

С этим братцем песни пел. (разгибаем мизинец)

4. «Насеком ые»

Дружно пальчики считаем (сжимают и разжимают пальцы)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом. (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начав с боль-шого)

Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спину)