Что нужно воспитывать на занятиях в детях. Дошкольное воспитание

Основными направлениями дошкольного воспитания ребенка является культурное, психологическое, физическое и социальное развитие. То есть целью воспитания до школы является развитие малыша по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него зародился интерес к новым знаниям, навыкам и умениям.

Именно эти направления воспитания ребенка являются приоритетными в дошкольных учебных заведениях – детских садах. Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее образование. Оно должно обеспечивать полноценное физическое и психологическое развитие малышей.

Также как цели дошкольного образования можно отметить создание душевного комфорта, без которого невозможно полноценное психологическое развитие ребенка. И нравственно-патриотическое воспитание, которое призвано посеять в душе ребенка любовь и уважение к родителям – в первую очередь, затем – к родственникам, друзьям. Это те основы, которые впоследствии позволят развить в малыше умение беречь и ценить родной дом, улицу, школу, природу и все живое. Из этих целей вытекают и задачи, которые педагоги ставят перед собой в воспитании дошкольника.

Основные задачи в дошкольном воспитании

Есть несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет. Это приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие положительного самоощущения малыша, обеспечение его эмоционального благополучия, стимуляция активности, любознательности, стремления к творческому самовыражению. Также это развитие компетентности в общении со сверстниками и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка. Это общие задачи, которым должны следовать не только воспитатели-педагоги в детских садах, но и родители малыша.

Есть и более узкие задачи, прописанные в типовом положении о дошкольном образовательном учреждении. К ним относятся: охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка, воспитание уважения к правам и свободам человека, коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей, взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.

Добросовестное отношение к выполнению этих задач со стороны воспитателей в детском саду и людей, окружающих ребенка дома, позволит обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к более взрослой, школьной жизни.

  • Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе "Сказка у нас в гостях"

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Первые годы жизни ребенка - это время, когда закладываются основные навыки и знания, без которых невозможно дальнейшее гармоничное развитие личности.

Воспитание в детском саду и его роль в гармоничном развитии ребенка

В этот период развиваются основные психологические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. На этом этапе крайне важно обеспечить ребенку возможность всестороннего познания окружающего мира и познакомить его с социумом, в котором ему предстоит жить и развиваться.

Основные задачи дошкольного образования

Детский сад - это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено прежде всего на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками - необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения. Многих родителей пугает процесс адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение воспитателей позволяет сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе.

В задачи дошкольного воспитания в детском саду входит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Под присмотром воспитателя дети приобретают первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в будущем, в школе. Особенно ценно, что в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом - во время игры и в процессе общения с другими детьми.

Безусловно, детсадовское воспитание нисколько не умаляет ценности домашнего образования. Однако, учитывая, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.

Помимо знакомства с социумом, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это - необходимые компоненты для формирования полноценной самодостаточной личности. Задача воспитателя - предложить самые разнообразные занятия, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, конструирование и создание аппликаций, занятия музыкой, физкультура или гимнастика, а также, дополнительно, изучение иностранного языка, хореография и многое другое. Таким образом создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов - познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и физического.

Программа воспитания в детском саду

Программ воспитания детей существует великое множество, и каждый детский сад имеет право составить свою программу, однако при этом необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в соответствующих нормативных актах: Федеральном законе «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания.

В современном дошкольном образовании такая Программа стала необходимым нормативно-правовым документом, на основании которого проходит получение лицензии, аккредитация и аттестация учреждения, а также организация дополнительных платных образовательных услуг. В программе воспитания в детском саду должны быть обоснованы выбранные методики воспитания и способы организации воспитательного процесса и доступно описаны основные особенности воспитательно-образовательной системы, принятой в данном детском саду.

Если программа дошкольного образования нужна для того, чтобы сформулировать цели и задачи воспитания, то реализуются они с помощью различных методик и технологий. Технологии дошкольного образования позволяют объединить в целостную систему отдельные приемы и методики и организовать воспитание детей наиболее рациональным и эффективным способом. Чаще всего технологии обучения создаются воспитателями непосредственно на основе собственного опыта воспитания детей, что гарантирует быстрое достижение желаемых результатов.

Сегодня во многих детских садах технологии образования строятся на базе известных воспитательных методик, например, Монтессори, Никитиных, Домана. Каждая из них ориентирована преимущественно на какой-либо один аспект развития ребенка, поэтому главная задача родителей при выборе детского сада - внимательно изучить применяемые там методики воспитания и самим определить, какая из предложенных систем в большей степени соответствует индивидуальным особенностям ребенка. С другой стороны, задача работников детского сада заключается в том, чтобы подобрать такую совокупность методик, которая обеспечит всестороннее развитие детей.

Особенности воспитания детей в детском саду

Воспитание дошколят очень сильно отличается от последующего образования в школе. Каждый возраст имеет свои законы, по которым развивается ребенок. В детском саду на плечи воспитателей ложится серьезная и очень сложная задача: передать детям все необходимые навыки и развить в них все те способности, без которых невозможно обойтись на последующих этапах развития и образования. Для ее решения необходимо подобрать ключик к каждому ребенку, найти наиболее подходящие для него способы подачи новой информации и обучения. Это могут быть объяснения воспитателя, практические задания или ролевые игры, главное, чтобы в процессе обучения ребенок имел возможность проявлять самостоятельную активность, а не только следовал указаниям воспитателя. Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе.

Одна из серьезных проблем дошкольного образования - это преемственность между детским садом и начальной школой. Традиционно детские сады ориентированы главным образом на общее развитие ребенка, в то время как начальная школа зачастую предъявляет довольно высокие требования к качеству дошкольного образования, ожидая от первоклассников владения навыками устного счета, чтения и даже письма. Кроме того, считается, что школьники более дисциплинированы и усидчивы, чем дошколята. Чтобы привить детям необходимые качества, в последние годы воспитание детей в детском саду зачастую включает в себя и специальные занятия по подготовке к школе. Построенные по схеме школьного урока, они психологически готовят детей к новому этапу обучения. Такие занятия могут включать в себя обучение азам арифметики, письму и чтению. По желанию родителей и, как правило, за отдельную плату руководство сада может предложить занятия иностранным языком и работу с обучающими компьютерными программами.

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад.

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад. Обсуждая с окружающими второй вариант, они сталкиваются со шквалом пугающих рассказов о частых болезнях детишек, посещающих садик, о непрофессиональном поведении педагогов, о «замечательных» словечках, которые расцвечивают словарь малыша... Иногда еще всплывают не самые светлые свои собственные воспоминания о дошкольном детстве. И вот принимается решение оставить ребенка дома: нанимается няня, кто-то из родственников соглашается помочь в воспитании сына или дочки, приглашаются педагоги — и мамы с папами начинают беспокоиться, все ли «правильно» делают они и их помощники...

Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.

Довольно популярно мнение о том, что детский сад необходим для общего развития каждого ребенка. Что действительно может дать садик? Главное — это условия для социального развития ребенка (возможность общения со сверстниками, включенность в группу, умение сотрудничать, умение подчиняться определенным правилам, соблюдать нормы взаимодействия и пр.). Конечно, и «домашний» ребенок вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Более того, именно в этих направлениях умная семья может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития — обеспечить достаточное и разнообразное общение со сверстниками, детьми постарше и другими взрослыми, чем жизнь ребенка в детском саду достаточно насыщена.

Общение детей в этом возрасте строится, главным образом, вокруг игры. Именно игра дает толчок развитию интеллекта и воображения. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя самые разные социальные роли, учится действовать по правилам. Именно игра помогает сбросить лишнее напряжение, которое накапливается из-за постижения правды жизни (хочется больше, чем можно). Об этом, кстати, можно почитать у выдающегося отечественного ученого Л. С. Выготского в работе «Игра и ее роль в психическом ».

Еще недавно было распространено мнение, что «домашние» дети с трудом привыкают к школьным правилам, испытывают трудности в контактах с ровесниками. Детей, воспитывавшихся дома, было немного, подавляющее большинство составляли именно дети из садика. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и «детский сад» уже не тот. Теперь, например, есть домашние детские сады — некая смесь домашнего и садовского воспитания. «Домашние» дети стали иными: они могут быть и общительными, и воспитанными, и с огромным багажом самого разного жизненного опыта. А из детского сада могут прийти дети, не готовые к школьному обучению, с низким уровнем воображения и нежеланием учиться. Но может быть и все наоборот...

Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду, а оценить их как положительные или отрицательные и отдать предпочтение чему-то — это уже ваше решение.

Характеристики Детский сад «Домашнее» воспитание
Среда Новая, приспособленная для группы детей, есть период адаптации Привычная, домашняя с учетом особенностей жизни семьи
Общение со сверстниками Пять дней в неделю с утра до вечера (через взрослого или напрямую)
Общение с детьми разного возраста Если в садике не практикуются межвозрастные группы, то в рамках мероприятий (праздники, утренники и пр.) Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями
Общение с другими взрослыми Сменные воспитатели, няни и другой персонал садика Круг, время и формы общения регламентируются родителями
Общение с родителями Утро, вечер, выходные Столько, сколько хотят и могут родители
Самостоятельность Поощряется хотя бы тем, что воспитатель один на 5-20 детей Зависит от умения родителей (няни) не делать за ребенка то, что он может делать сам
Режим дня Стабильный, обязательный тихий час Регламентируют родители
Образовательный процесс «Мини-школа» — общая для всех программа, рассчитанная на усредненную возрастную норму и ориентированная на подготовку к школе, возможны дополнительные образовательные услуги Организуют родители в зависимости от своих возможностей и педагогических установок. Выбор педагогов и форм занятий (индивидуальные, в группе, дома, на выезде). Возможность учета религиозных и национальных особенностей.
Знакомство с окружающим миром Занятия по программе «Окружающий мир», прогулки, иногда — экскурсии Самые разные варианты
Мониторинг развития ребенка Проводится специалистами садика (врач, психолог, логопед, педагоги) по тем критериям и с той периодичностью, которые определены образовательной программой учреждения. Психолого-педагогический мониторинг чаще всего включен в общий образовательный процесс и для ребенка незаметен. Частота мониторинга и выбор специалистов — решение родителей. Для ребенка, как правило, это тестирование-собеседование, обследование.
Уход Стандартный, один воспитатель на 5-20 человек (в зависимости от типа садика) Домашний уход
Питание Строго по режиму. Общее меню для всех, в частных садиках — иногда учет некоторых индивидуальных пожеланий родителей. Минимальная сервировка. Время на прием пищи строго регламентировано. Чаще всего у ребенка нет возможности заменить нелюбимое блюдо чем-то другим. Домашнее питание, домашняя сервировка, возможен нестрогий режим и питание вне дома (кафе, рестораны, гости). Ребенок проводит за столом столько времени, сколько позволяют родители. Блюда — обычно по вкусу ребенка.
Болезни Риск частых заболеваний в адаптационный период, а некоторые болеют часто на протяжении всего периода посещения сада. Больше риск подхватить детские инфекции. Зависит от иммунитета, практикуемой системы закаливания и частоты контактов с другими детьми.
«Особый» ребенок При отсутствии квалифицированного сопровождения специалистами есть риск усугубления проблемы и получения диагноза Имеет шанс «уйти» от диагноза
Стоимость От 500-700 руб до 30 тыс. руб. в месяц и выше Зависит от набора занятий, стоимости часа привлекаемых специалистов

С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?

На все вопросы такого типа, когда речь идет об абстрактном ребенке и ожидается универсальная рекомендация, конечно, можно ответить по принципу «чаще всего». Но как игнорировать тот факт, что современная детская популяция характеризуется своеобразием и неоднородностью развития? По данным проф. Б. А. Архипова, в среднем около половины современных детей не отвечает в той или иной степени принятым в отечественной медицине, педагогике, психологии нормам возрастного развития (в чем-то опережение, в чем-то отставание). Наряду с этим можно наблюдать тенденцию к отходу от единого сценария построения жизни семьи, стремление к определению собственных норм, к организации своего семейного пространства по своим правилам и со своими границами. В связи с этим каждый ответ об уместности того или иного взрослого действия по отношению к каждому конкретному ребенку (в том числе и зачисление его в детский садик) требует выяснения особенностей ребенка, специфики его жизненной ситуации.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек с полутора лет. В СМИ для родителей психологи и педагоги твердят: «Чрезвычайно рано!» Так ли это? Воспитатели отмечают, что детишки, посещающие ясли, быстрее осваивают бытовые навыки, более адаптивны, более самостоятельны. Но есть и такие малыши, которые долго не могут справиться с «тяжелым» наследством, оставшимся от посещения яслей.

Тем не менее, можно дать некую обобщенную «картинку» закономерностей развития ребенка, которую можно положить в основание размышлений о вашей конкретной ситуации.

Если все в жизни малыша и мамы в первые месяцы было «правильно», то примерно в 8 месяцев (а у кого-то из малышей ближе к году) появляется стремление к общению с людьми разного пола и разного возраста, а не только с мамой. Ребенку больше нравится находиться с папой, бабушками, дедушками, старшими детьми, нянями, а к маме он приползает только когда что-то не получается, если он ударился, расстроился, ему стало скучно. Интересно, что и у мамы, которая в «правильном» случае живет в ритмах ребенка, также появляется потребность снова стать социально активной личностью, и она начинает уходить на некоторое время. Возвращаясь, она обнаруживает приятный сюрприз: с малышом все в порядке! В этом случае сынишка или дочка к полутора годам вполне могут провести без мамы 6-8 часов со знакомым человеком в знакомой среде. Таким образом, вопрос о походе в ясли в 1,5 года — это скорее вопрос о том, как помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде. Важно, чтобы садик (и, прежде всего, воспитатели) понравились ребенку. Вы можете попробовать отвести ребенка в ясли в 1,5 -2 года, если знаете, что малыш спокойно относится к вашему отсутствию в течение нескольких часов, и если вы готовы очень неспешно, в том темпе, который комфортен сыну или дочке, вводить его в новую среду. Многие ясли даже рекомендуют сначала совместное пребывание мамы вместе с ребенком в группе в течение двух-трех часов. Потом (и мама должна почувствовать этот момент) ребенок уже будет не против остаться без мамы (конечно, не на весь день). Идеал, к которому нужно стремиться — плавное, мягкое и неспешное привыкание к детскому саду. Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, обсуждая с воспитателем программу адаптации вашего малыша. Если в яслях не готовы идти вам навстречу, то задайтесь вопросом, а нужно ли вам такое образовательное учреждение. А если вы не готовы в такому длительному процессу «вхождения» в садик, то лучше тогда не травмировать ребенка и поискать другие варианты. Иными словами — если есть желание, можно отправить ребенка в сад и в 1,5 года.

Стандартный ответ на вопрос о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «Самый оптимальный возраст для выхода „в свет“ — четыре года». Аргументами «за» служит то, что к трем годам ребенок начинает интересоваться общением с другими детьми. Это, конечно, так, но не стоит забывать, что ровесники нужны и до трех лет. Многим родителям хорошо известны потасовки в песочнице, перемежающиеся нытьем, плачем, нежеланием делиться и одновременным стремлением отобрать все понравившиеся. Возраст от 1,5 до 2,5 лет — это возраст расцвета собственнического поведения, возраст установления границ своего «могу». Бесценную роль в этом процессе играют именно сверстники, а не только и даже не столько мамы, няни и бабушки.

Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.

Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.

Дать однозначную рекомендацию относительно возраста, когда ребенку пора в садик, очень непросто. Каждая конкретная ситуация требует своего решения. Можно пойти в садик в 1,5 года, в два, в три, в четыре и в пять лет, а можно и вообще не ходить в садик. У «домашнего» ребенка ничуть не меньше шансов прийти готовым к школьному обучению, реализовав все задачи дошкольного детства.

Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?

Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.

Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.

Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)

И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива...

Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:

— Пойдем домой!

— Ну, еще немного мы поиграем, а?

— Ты же целый день в саду только и играл!

— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел...

Но если в четыре года некогда играть, то когда же?

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?

Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!

Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровья
Семейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,
старший научный сотрудник Института современного детства

Статья предоставлена семейным центром

Обсуждение

О да, у воспитателей только и дел, что разглядывать таланты у 10-20 одновозрастных детей. У них основная задача - обеспечить соблюдение режима дня и минимальную безопасность, а на остальное уже сил и времени в общем случае не хватит.
Вот тут взгляд неравнодушного человека изнутри: http://chedidaan.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%BE-%D1%8F+%D1%80%D0%B0%-D0%B1%D0%BE%D1%82%D0-%B0+%D0%B2+%D0%B4%D0-%B5%-D1%82%D1%81%D0%B-A%D0%BE%D0%BC+%D1%81-%D0%B0%D0%B4%D1%83

Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. В данной статье пойдет речь о дошкольном воспитании ребенка.

Суть процесса

Дошкольное воспитание - что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши - они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых - создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.

Временные рамки

Когда же должно стартовать дошкольное воспитание детей? Когда наступает подходящее время? Данный этап развития включает период от трех- до семилетнего возраста крохи. Напомним о том, что указанный период очень важен в жизни ребенка, ведь именно в это время закладываются основы сильной личности. Главная задача родителей на данном этапе - обеспечить всестороннее развитие малыша.

Особенности

Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).

ФГОС

На чем базируется дошкольное воспитание? ФГОС, т. е. федеральные государственные образовательные стандарты - вот те основы, на которых строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

Основные направления

Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:

1. Подготовка чада к школе - обучение, всестороннее развитие.

2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.

Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.

Основные методы

Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае - слово. Очень важен также личный пример родителей.

2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Умственное развитие

Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них - умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка - результаты будут просто поражающими.

Физическое воспитание

Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо - это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.

Эстетическое воспитание

Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание детей - не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).

О мелкой моторике

Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой - вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:

1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.

2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.

3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.

4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.

Популярные направления

Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:

1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.

2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.

3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.

4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению - при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике - не привычное всем слово, а слог - пары гласных и согласных.

5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить - все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.

6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.

Табу

Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:

1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа - вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.

2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».

3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.

Особенности психологии малышей

Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.

1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.

2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.

3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться - вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.

Педагогика -- это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания про-исходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению.

Воспитание -- это целенаправленное руковод-ство духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Воспитание в широком смысле слова включает в себя весь процесс форми-рования личности и влияние на человека всего уклада жизни, а также обучения и образования.

Обучение --это такая познавательная деятель-ность, в которой человек овладевает знаниями, уме-ниями, навыками, развивает свои умственные и твор-ческие способности, формирует мировоззрение. В про-цессе обучения в человеке воспитывается ряд ка-честв личности: моральный облик, эстетические вкусы и взгляды, формируются профессиональные интересы и стремление овладеть избранной профессией.

Образование -- это совокупность систематизи-рованных знаний, умений, навыков, приобщение чело-века к культуре.

Воспитание, обучение, образование взаимозави-симы, так как подчинены единой цели -- формирова-нию личности человека.

Педагогика дошкольного возраста является состав-ной частью общей педагогики. Она включает в себя ранний возраст.

Воспитание -- это выработка определенного миро-воззрения и поведения, гармоническое развитие чело-веческой личности. Воспитание предусматривает комп-лекс физического, умственного, нравственного, трудо-вого, эстетического развития ребенка. Однако соот-ношения между этими сторонами развития в дошколь-ной педагогике несколько иные, чем в педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 лет выступает на первый план, а умственное воспи-тание, хотя и играет важную роль, не может занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей, лежащих в основе нравственного воспитания. Привитие трудолю-бия рассматривается как метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостный труд по уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание. Важное значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию, форми-рованию художественного вкуса. Все 5 видов воспи-тания проводятся в основном в форме игры, интерес-ных специальных занятий с детьми в соответствии с возрастными особенностями.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются параллельно. Все эти линии развития настолько связаны между собой, что проводимое специальное занятие не может отвечать задачам только, например, умственного или нравственного воспитания. Проводя с дошкольника-ми праздник 1 Мая, мы говорим им о дружбе наро-дов -- нравственное воспитание, о весне и цветах -- эстетическое воспитание, дети читают стихи -- умственное воспитание, с ними проводится подвижная игра -- физическое воспитание.

Воспитание детей ведется на основе научных мето-дов и принципов: последовательно -- от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному. В дошколь-ной педагогике используют определенные методы: наблюдение, естественный педагогический экспери-мент, изучение дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и их роди-телями, изучение произведений детского творчества, а также различные виды контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Физическое воспитание -- это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ре-бенка, его полноценное физическое развитие. Физи-ческое воспитание направлено на своевременное фор-мирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Как известно, недостаточная двигательная актив-ность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болез-ни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизо-ра. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология -- это нарушение жирового обмена.

Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, по-движные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физио-логической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.

Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При дви-жениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регули-рующей функции мозга, в частности нарушается регу-ляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.

Усиленная работа мышц обеспечивает также усло-вия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови кислородом.

Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить, отли-чаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятель-ности их в школе.

Мощным средством укрепления здоровья и пра-вильного физического развития является закалива-ние. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль зака-ливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского орга-низма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с ранне-го возраста.

Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуаль-ный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е. правильное использование при-родных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и темпе-ратурные условия детских учреждений, соответствую-щая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.

Для осуществления задач физического воспитания детей необходимы следующие условия: соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);

ь соблюдение гигиенических правил;

ь регулярное, достаточное и полноценное питание;

ь устойчивый правильный режим, создающий воз-можности для нормальной жизни ребенка, его актив-ной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспи-тательной работы в семье и в детских учреждениях.

Умственное воспитание -- это формирова-ние у детей представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания, вооб-ражения, мышления, речи, игры. Умственное воспи-тание не сводится только к расширению объема при-обретаемых детьми знаний, но также развивает лю-бознательность и умственные способности, формирует простейшие способы умственной деятельности и выра-батывает волевые реакции и поведение ребенка.

Умственное развитие -- это количественные и каче-ственные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемого ребенком, и под влия-нием воспитательных воздействий.

Ежедневная умственная нагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствует стремлению детей к творческой деятель-ности. Стремление к поиску целенаправленной дея-тельности, как известно, проявляется в самом раннем детстве.

Дети дошкольного возраста при неправильном воспитании иногда праздно проводят время, что является весьма опасным. Еще в XVIII в. выдающийся медик К. В. Гуфеланд отметил, что бездельники и лентяи старятся и дряхлеют значительно раньше времени. Современная наука еще не может полностью объяснить, почему это так происходит. Для правиль-ного умственного развития детей необходимо:

наличие соответствующих игрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;

ь положительное общение детей со взрослыми и между собой;

ь своевременное развитие у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формиро-вание сенсорной культуры;

ь развитие речи, умение слушать и пересказывать;

ь развитие игры и других видов деятельности детей.

Умственное воспитание осуществляется путем обу-чения детей на занятиях и в жизни (в играх, труде и т. д.). Важное значение имеет своевременное раз-витие устной речи: пополнение запаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому строю и т. д. Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов личности необходимо разно-образить жизнь ребенка ежедневно и особенно в празд-ничные дни, проводя с ними занятия и игры. А. М. Горь-кий говорил, что игра является путем к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же можно сказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит развитие детей.

Нравственное воспитание -- это формиро-вание положительных черт характера человеческой личности, которые, определяют моральный облик со-ветского человека.

Ребенок с первых дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего и возникают первые симпатии к людям. Позже его ин-тересует вопрос, что хорошо и что плохо. Дети при-сматриваются к поступкам своих товарищей и взрос-лых. Таким образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения, которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного нравственного воспитания необходимо:

ь установление правильных взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;

ь четкое выполнение режима и сохранение положи-тельного эмоционального состояния ребенка;

ь привитие любви к родной природе (это является основой воспитания патриотизма), к окружающим людям, к городу или селу, где ребенок находится, к дому, где он живет, и т. д.;

ь воспитание организованности и культуры поведе-ния ребенка.

С самого раннего детства следует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (на-пример, все кольца надеть на стержень пирамидки),

преодолевать встречающиеся затруднения (например, сделать некоторое усилие, чтобы перешагнуть канав-ку; немного подождать, когда дадут желаемую игруш-ку), спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся). Необходимо воспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что лежит в осно-ве характера человека.

Трудовое воспитание является частью нравственного воспитания. В связи с тем что труд взрослого человека является его основной деятель-ностью, этот вид развития личности следует рассмат-ривать как составную часть воспитания подрастаю-щего поколения. Уже в дошкольном возрасте форми-руются такие качества ребенка, как трудолюбие, целенаправленность, организованность, умение прео-долевать трудности, а также воспитываются аккурат-ность и вкус к хорошо выполненной работе.

Основная задача -- это воспитать активного по-лезного человека для нашего общества. Для этого необходимо:

ь наличие пособий для активизации трудовой дея-тельности;

ь показ, пояснение и упражнение в действиях;

ь спокойная деловая обстановка, учитывающая воз-можности ребенка;

ь развитие самостоятельности у детей;

ь поощрение желания помогать старшим и своим товарищам;

ь постоянство требований к последовательности вы-полнения, к качеству трудовых действий и резуль-тату;

ь развитие творчества в формировании трудовых навыков.

Систематическое участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверен-ность в своих силах, формирует стремление преодо-левать посильные трудности и получать удовлетво-рение от проделанной работы.

Эстетическое воспитание -- это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасно-му, к искусству, формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает всестороннее развитие гармонической личности, являясь частью гуманисти-ческого воспитания. Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому освоению окру-жающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные наиболее яркие игрушки, пред-меты, на ритмические движения, музыкальные звуки. Позже восприятие красивого, приятного, произведе-ний искусства совершенствуется. Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у ребенка восприимчивость ко всему доброму и красивому, обо-гащает его духовный мир. Осуществляется это бла-годаря следующим условиям:

ь эстетика окружающей среды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки, одежда ребенка и окружающих его людей, домашняя обста-новка и др.);

ь оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, матери-алами, музыкальными инструментами;

ь приобщение ребенка к истинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формирования эстетического вкуса и эстетических чувств, восприя-тий, суждений;

ь создать условия для активной деятельности детей;

ь учет индивидуальных способностей детей к твор-честву;

Эстетическое воспитание должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами изо-бразительного, музыкального искусства, через литера-туру и народное творчество и т. д.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии с определенными принципами дошкольной педагоги-ки: активностью и интересом, сознательностью, нагляд-ностью, последовательностью и систематичностью, индивидуальным подходом к детям.

Активность является естественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять к самостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, не подавляя инициативы.

Весьма внимательного и осторожного подхода тре-бует воспитание сознательности. Следует считаться с возможностями ребенка, так как многое он восприни-мает на веру, полагается на авторитет взрослых, обла-дает большой внушаемостью и стремлением подра-жать. Поэтому нельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого или выра-боткой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными и разумными.

Важное значение в работе с детьми имеет прин-цип наглядности, вытекающий из особенностей дет-ского восприятия и мышления. Великий русский педа-гог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.

Принцип систематичности и последовательности получил свое отражение во всей работе детских учреж-дений: в организации режима, проведении специаль-ных занятий и т. д.

Неповторимость каждой человеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальные особенности детей. Воспитывая коллектив, надо рас-сматривать детей не как сумму однородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющих друг друга.