Роль сказки в психическом развитии ребенка. Роль сказок в развитии ребенка Роль сказок в развитии детей в зависимости от их возраста

Роль сказки в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить малышу разницу между добром и злом.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Нравственный аспект

Сказка является неотъемлемым элементом . Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Важно знать:

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Маша и медведь

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Видеопримеры добрых детских сказок:

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная , которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Волшебный мир сказок. Чудесные воспоминания из детства. Голос папы или мамы, читающих нам сказки перед сном. Что может быть приятней?

А ведь мы выросли такими, какие мы есть, во многом благодаря сказкам, которые мы слышали в детстве. Сюжеты многих из них мы помним до сих пор так ярко, как будто их прочитали нам только вчера.

Насколько важны сказки в развитии ребенка?

Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали . Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.

Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире:

сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше.

Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое.

При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах.

Благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.

Когда читать сказки

Обычно родители читают сказки детям вечером, перед сном. Но четких рекомендаций на этот счет нет. Читать можно в любое удобное для этого время. Не отказывайте ребенку, если он просит прочитать сказку, которую вы уже читали десятки раз. Значит, это очень важно для ребенка. Значит, еще не закончены переживания и размышления над сюжетом и судьбой главных героев.

Как читать сказки

Слова необходимо произносить четко, с хорошей артикуляцией. Это влияет на формирование речи ребенка, правильное построение предложений и расширение словарного запаса.

Сказки можно рассказывать. Не всегда у вас под рукой будет книга для чтения. Небольшое изменение сюжета развивает фантазию и изобретательность. Можно поощрять ребенка помогать вам в этом, делая вид, что вы забыли продолжение сказки.

Не следует изменять народные сказки. Их сюжеты прошли испытание временем и в них заложен определенный воспитательный и развивающий смысл.

Если ребенок не просит, не следует разъяснять ему смысл сказки. Возможно, он попросит прочитать ее еще раз и попробует сам разобраться в сюжете. Терпеливо отвечайте на все вопросы и объясняйте смысл незнакомых слов.

Чтение сказок — прекрасное путешествие в мир чудесных фантазий, говорящих животных и необычных персонажей. Путешествие в мир, где нет ничего невозможного. Там, где правда и справедливость всегда торжествуют.

Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много. Читайте с любовью. Дарите им этот прекрасный мир сказок.

На чтение 9 мин. Просмотров 69 Опубликовано 29.10.2018

Быть родителями – это не только строго посматривать и делать замечания малышу. Воспитание может выражаться в дружелюбии к ребенку, а то и полном погружении в атмосферу детства. Воспитывать можно в процессе рисования, прыганья в классики, сооружении чудо-снеговика. А еще можно вместе читать или смотреть волшебные истории.

А нужны ли современному ребенку детские сказки, насчитывающие солидный возраст? Поймет ли дитя технологической эры все эти печки-лавочки, коньки-горбунки, сани, что едут сами? Как эффективнее воспитывать сказкой: читать по книжке с картинками, смотреть на видео или слушать в аудиозаписи?

На эти и многие другие родительские вопросы команда Итс Кидс готова ответить в статье.

Нужны ли детям сказки?

До 12 лет ребенок мыслит правым полушарием мозга – ответственным за творчество. Неудивительно, что в этом возрасте дети отлично понимают язык образов. Они могут правильно истолковывать иносказательные фразы, а иногда и сами неординарно их дополняют.

Поэтому детские сказки для малыша – не просто забава и повод посидеть полчасика спокойно. Это почва, в которую родители бросают семена для получения урожая доброты, порядочности, успеха лет через 20.

Детская сказка – это инструмент познания маленьким человеком большого мира и своего места в нем. Когда малыш слушает или читает сказку, он обязательно отождествляет себя с кем-нибудь из героев, начинает подражать ему в жизни. Малыши – очень мудрый народ, они никогда не выбирают в качестве образца негативных персонажей.

Для ребенка сказка – это реальность, а не вымышленная история, дети умеют проживать сказки, получая максимальное влияние на психику и формируя через сказку отношение к окружающему миру.

Когда можно начинать читать сказки ребенку?

Когда ребенок начинает воспринимать сказочные истории? С какого возраста сказка влияет на ребенка лучше всего?

Дети в утробе

Очень ответственные родители начинают знакомить кроху с миром через сказки, только услышав его первое шевеление. Нельзя утверждать, что для ребенка в утробе сказка – бесполезна.

Для него важны умиротворяющие звуки, ласковый и ровный мамин голос. Он с одинаковым успехом будет слушать и сказку про Колобка для маленьких, и сказку про Чипполино для старших, и статьи из женского журнала, и из научного.

Не нужно специально подбирать сказки для детей в утробе – они не явят чудо после рождения и не начнут как-то особенно реагировать на знакомую историю, и не вспомнят о том, что слышали, находясь у мамы в животике, когда смогут делиться воспоминаниями.

Новорожденные

Сказки для новорожденных – это тот же набор, что и для деток в животе: от «Соломенного бычка» до научных трактатов в первые недели жизни.

По мере взросления грудничка необходимо переходить на короткие стишки-потешки, песенки и пестушки. В этом возрасте малышу важны ритм и рифма – они необходимы для правильного развития речи ребенка.

Дети в 1.5- 3 года

Восприятие прозы у детей начинается в двухлетнем возрасте (плюс-минус пара месяцев). Но читая сказки двухлетнему малышу, важно не перегружать его информацией из длинных историй с лихо закрученным сюжетом.

В этом возрасте дети на ура восринимают «Лесичку сестричку и Волчика братика», «Рукавичку», «Курочку Рябу».

Дети в 4-6 лет

Этот период называют самым подходящим для волшебных сказок: у ребенка уже довольно развито воображение. Он не только понимает сюжет и строит ассоциации со сказочными героям, но и способен давать оценку их действиям, высказывать собственное мнение, фантазировать на тему: «А что бы сделал я?».

Дети 7-12 лет

Волшебные сказки остаются в приоритете у школьников. Но их уже не устраивает короткая история в три страницы, они зачитываются повестями-сказками и романами-сказками. Им интересен сложный сюжет, множество героев, смесь чувств, романтика и борьба.

Подростки

Мало кто из тинейджеров признается, что читает детские сказки. Но читают: и Гарри Поттера, и Снежную Королеву, И Русалочку… Правда, называют их «фэнтези» – они же не малыши какие, чтобы на сказки вестись.

Но суть остается та же: волшебные истории нужны для самоутверждения в социуме. Влияние сказки про гадкого утенка, например, поможет девочке, которая не считает себя симпатичной, быть увереннее, а «Часы» научат ответственности за свой выбор.

Формирование личности под влиянием сказки начинается с ясельного возраста и продолжается до подросткового.

Почему так жестоки сказки?

Этот вопрос возникает, скорее, у взрослого, чем у малыша. Если посмотреть на сказочную историю глазами человека за 25, то можно заметить массу неприятных и отталкивающих моментов: жестокие родители отвели своих детей в лес и оставили там пропадать, вместо того, чтобы искать работу с хорошей зарплатой и обеспечить детям нормальную пищу и одежду.

Или вот еще: пожилая пара заводит себе ребеночка с единственной целью – чтобы он за ними ухаживал в старости. А лет в десять этот ребенок уже сам добывает средства на пропитание: и себе, и деду с бабой.

Любой взрослый человек в пух и прах раскритикует подобный сюжет: ну, как так можно? Чему эта сказка учит? А дети с пониманием воспринимают даже агрессивные моменты: « зайка бежал по дорожке и ему перерезало ножки», потому что знают:

  1. В сказке все закончится хорошо – иначе не бывает.
  2. Сказочных героев так учат быть внимательными, самостоятельными, добрыми и ответственными – и дети учатся вместе с ними.

Так можно ли читать детям «страшные» сказки? Психологи утверждают, что даже нужно. Такие истории выступают в роли своеобразной прививки для малыша – они дают ему определенную долю стресса, закаляют его психологический иммунитет, готовят ко встрече с реальностью, которая намного жестче любой сказки.

Что такое сказкотерапия?

Чтение и обсуждение с ребенком сказочных историй в первые десять лет его жизни формирует у маленького человека своеобразный банк жизненных ситуаций. Сталкиваясь с подобными в реальности, он уже знает, как себя вести, как взаимодействовать с людьми, как самореализоваться.

И – да – «страшные» сказки в этом банке тоже занимают свое место и приносят пользу. Они помогают малышу формировпть причинно-следственную связь между сказочными событиями, предостерегают, учат.

Но если просто читать сказку и не обсуждать ее с ребенком, банк останется в пассивном состоянии. Именно осмысление истории несет в себе терапевтический эффект – ребенок через сказку исследует свои возможности и способности, учится размышлять о своем предназначении, познает «сказочные» законы и пытается применять их в жизни.

Что выбрать из многообразия сказок

Здесь нужно полагаться не только на свой вкус, но и на возраст ребенка, его самоидентификацию. Например, детки до пяти лет обожают представлять себя различными зверушками, им будут интересны сказки о животных.

Младшие школьники любят волшебство и чудесные превращения.

Дети от 10 до 13 лет хотят, чтобы в сказке уже присутствовала любовь, красивая свадьба, но перед этим нужно обязательно очаровать, завоевать, расколдовать избранницу или избранника.

Народные сказки

Самые простые, незатейливые, мудрые и любимые. Воплощение житейской мудрости в коротеньких поучительных историях. Благодаря народной сказке ребенок впитывает традиции предков, перенимает их привычки.

Через народную сказку малышу легче понимать поведение родителей и принимать их наставления.

Нельзя не сказать о развивающей ценности народной сказке – она формирует добрую, отзывчивую, находчивую личность, часто с нестандартным мышлением.

Авторские сказки

Яркие, необычные, легко узнаваемые, с захватывающим сюжетом. Авторские сказки можно отнести к брендам: кто с полуслова не узнает историю про Дюймовочку, или про Золушку?

Это нестареющие истории, на которых выросли поколения. Для современных детей они необходимы не только в качестве Золотого фонда, но и как предмет для обсуждения или даже дискуссии. Почему Красная Шапочка послушалась Волка, если он выглядел подозрительно? Почему Дюймовочке пришлось пройти столько испытаний на пути к счастью, и что они ей дали?

Современные сказки

Большинство из историй созданы педагогами и психологами на основе опыта работы с детьми и результатов изучения проблем отношений и обучения у деток.

Современные сказки для малышей нацелены на изучение букв и цифр. Истории для старших детей затрагивают вопросы отношения в семье, со сверстниками, развивают в ребенке лучшие качества.

Психокоррекционные сказки

Направлены на исправление некоторых отклонений в психологической развитии ребенка: борьбу со страхами, с детской агрессией, непослушанием, сквернословием.

После прочтения такой сказки не нужно настаивать на немедленном обсуждении ее с ребенком. Нужно оставить малыша наедине со своими мыслями, перед этим ненавязчиво высказать свое мнение о сказочной истории.

Аудиосказка, фильм или книга?

Правы ли они?

Классическое книжное чтение – лучший способ общения взрослого и ребенка, но если родителям очень некогда, нет ничего страшного в просмотре или прослушивании детских сказок.

Поколению, которому сейчас немного за тридцать, хорошо известны кассеты и диски со сказками и песнями из популярных мультиков и детских фильмов. Вам же было приятно, интересно и полезно их слушать, правда? Так почему современные дети должны воспринимать сказку в исполнении профессионального диктора как-то по-другому? Сказка в любом виде формирует мировоззрение ребенка, обогащает его словарный запас, развивает воображение.

А аудиосказка выполняет еще и роль безотказной и терпеливой радионяни, если вы путешествуете с ребенком в автомобиле.

Заключение

Детские сказки обязательно должны сопровождать взросление любого ребенка. Они помогают его душе раскрыться, они играют не последнюю роль в развитии личности, а при необходимости корректируют психологические угловатости маленького человека.

Чтобы получить от сказки максимум пользы, ее нужно не просто прочитать, но и серьезно обсудить с ребенком. Книги, фильмы, аудиоверсии сказок – все подходит для развития личности. А особенно хороши те сказки, которые родители придумывают сами.

Фантазируйте вместе с вашим малышом – может получиться хитовая история. А еще – расскажите в комментариях, какие сказки любят ваши дети, как часто вы посвящаете свое время чтению сказок.

Дарья Добрунова
Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка

Тема «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка »

Подготовила воспитатель Добрунова Дарья Владимировна

Актуальность :

Роль сказок в развитии детей очень велика . Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки ? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе , уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство. Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем. Сказки всегда будут в моде , их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

В настоящее время сказка , как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок , часто искажающим первоначальный смысл сказки , превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное . Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки .

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка . Сказка учит ребенка думать , оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь .

Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка.

На самом деле сказки , как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка .

Дошкольный возраст - это возраст сказки . Сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста.

Чем полезны сказки ? Во-первых, слушая сказку , ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развития . Сказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь . Дети, которым с самого раннего детства читают сказки , стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Также сказки являются источником новых незнакомых ребенку слов, на которые важно обращать внимание, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Также благодаря рассказыванию сказок , ребенок в дальнейшем учится последовательно передавать сюжет т. е. - пересказывать .

Во-вторых, сказки являются уроками нравственности. Ведь сказочные герои бывают очень разные : добрые - злые, ласковые - грубые. С их помощью можно показать детям плохое и хорошее, как можно поступать, а как нельзя. Сказка учит сопереживать , развивается фантазия , мышление, творческий потенциал, память.

В-третьих, сказка - это способ общения с малышом на понятном и языке.

Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир , где всегда побеждают силы добра.

Помните о том, что рассказывая малышу сказки , мы развиваем его внутренний мир – научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки , стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки , гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно , чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки . Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше : помните, сказки – это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться .

Сказки являются отличным инструментом по воспитанию личности . При этом сказки развивают чувства , а не рассудок. Если во время прочтения сказок взрослый будет обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком сказочных персонажей , то возможно на раннем этапе выявить какие – то психологические проблемы малыша и, соответственно, устранить их на самой ранней стадии.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой : она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, призирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни : честность, преданность, смелость, коллективизм.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «детский сад «березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района Алтайского края Консультация для.

Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «Детский сад Березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района. Алтайского края Консультация.

Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка» Инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н. МБДОУ" Детский сад №3" Жизнь - это система движений. Потребность в движении дана человеку.

Педагогический проект «Сказки всегда рядом». Родительское собрание «Роль сказки в семейном воспитании дошкольников» Педагогический проект. (среднесрочный, групповой) Тема: «Сказки всегда с нами» Участники: дети 2 младшей группы, педагоги, родители. Проблема:.

Роль дидактической игры в развитии ребёнка Роль дидактической игры в развитие ребёнка. Воспитатель детского сада №18 г. Саратова Шустова Ирина Васильевна. «Маленькие дети…играют,.

Знают ли родители, какие сказки нужно читать детям? Какой замысел скрывает сказка, и какую роль она играет в развитии и воспитании ребенка? Сказка научит его правильному поведению, поможет развить много полезных для жизни навыков и умений. А любовь к тем или иным сказкам и реакция малыша на ее сюжет расскажет о ребенке много интересного.

Роль сказки в воспитании ребенка

Недавно я разговорилась с мамочкой одного замечательного двухлетнего мальчишки. Он бегал по комнате, строил смешные рожицы, улыбался и бойко болтал на своем языке. Конечно, мама интуитивно улавливала его желания и позывы к действию.

Мы разговорились, и я спросила:

- Вы читаете малышу сказки?

- Да! - Ответила мама. - Только недолго. Он не может усидеть на месте. Но некоторые сказки слушает с удовольствием. Он очень любит «Теремок». Может слушать по несколько раз. Про Курочку Рябу сказка ему тоже по душе. «Репку» с удовольствием слушает. А про Машу и трех медведей я ему больше читать не стану, - пожаловалась мама мальчика. - Он так сильно расстроился, когда Маша съела Мишуткину кашу, что заплакал. Так жалко ему стало маленького медвежонка. А я не могу смотреть, как мой сыночек плачет.

- Хорошо, - сказала я. - Может быть, он еще какие-то сказки любит послушать перед сном?

И мама задумалась.

- Нет. Я несколько раз начинала читать ему сказки «Колобок» и «Красная Шапочка», а он категорически отказывался слушать. Требовал закрыть книгу и капризничал, если я настаивала. Не знаю, в чем дело, ведь эти сказки ничем особо не отличаются от остальных.

Действительно, на первый взгляд, все сказки интересные. Но только человек, знакомый с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, знает, почему ребенок, которому два года и который даже толком не умеет говорить, знает лучше мамы, какие сказки полезны детям, а какие читать не стоит.

Роль сказки в развитии впечатлительного ребенка

Знания Системно-векторной психологии помогают определить свойства ребенка, с которыми он рождается.

Маленький герой нашего рассказа обладает зрительным вектором. Такие дети очень впечатлительные и эмоциональные. Они любят, когда на них обращают внимание, воображают то, чего нет, и демонстрируют все, чему научились.

Литературные произведения играют в жизни ребенка, обладающего зрительным вектором, особую роль.

Сказка - отличный способ развить чувственность и воображение. Она дает возможность чувственно прожить особенности фантазийной реальности. Переживая всю палитру данных ему природой эмоций, малыш учится проживать воображаемую жизнь вместе с героями.

Также сказки учат маленького человечка состраданию, доброте, милосердию, показывают, что добро побеждает зло. Победа достается тому, кто больше думает и заботится о других: родных, близких, товарищах, о тех, кто нуждается в помощи. По этой причине малыш плачет, когда девочка поступает несправедливо по отношению к Мишутке. Он учится состраданию, умению сопереживать чужой боли, бояться не за себя, а за другого, того, кто оказался рядом.

Ребенку со зрительным вектором ни в коем случае нельзя запрещать плакать. Слезы для такого малыша - целительная сила, которая держит в балансе очень чувствительную к внешнему воздействию нервную систему. Слезы сострадания избавляют зрительного ребенка от страха смерти, с которым он рождается. И если запрещать плакать, чувственная составляющая его психики останется неразвитой.

Запрет на слезы может сделать человека черствым или равнодушным. А когда человек не умеет проявлять свои чувства, он становится истериком, снобом и склонен к злорадству - а все это, в конечном счете, заставляет человека страдать, делает его одиноким.

Самое большое страдание для зрительного человека - отсутствие любви. Зачастую причина этой проблемы скрывается в детстве, когда маленькому человечку, обладающему зрительным вектором, запретили плакать, показывать свои чувства.

У маленького ребенка еще нет своего сознания. Он живет чувствами и ощущениями, которые напрямую связаны с бессознательным. Поэтому так важно правильно подбирать правильную литературу для малыша - ведь она формирует его картину мира. Через сказку ребенку раскрывается устройство жизни на уровне ощущений и чувств.

Сказка иносказательно учит ребенка на иррациональном непознаваемом уровне вести себя правильно, совершать верные поступки. Сказка намного сильнее, чем назидательные оценки родителей, которые дети иногда не могут воспринять напрямую.

Теремок

Мотив сказки «Теремок» - объединение. Эта сказка учит ребенка быть дружелюбным и гостеприимным, уметь делиться. Говорит о том, что самые разные звери, каждый со своим характером и особенностями, могут уживаться вместе. Объясняет, как хорошо жить всем вместе дружно и весело.

Системно-векторная психология показывает, как в сказке раскрываются особенности русского менталитета.

Так, как могут объединиться русские, помогать друг другу в беде, - не может ни один народ. Справедливость и милосердие заложены в сюжете русских сказок и откликаются каждому малышу.

Репка

Сказка «Репка» учит взаимопомощи и упорству в труде. Показывает, что даже самый маленький, если приложит усилие, может сыграть значимую роль в выполнении общего дела. А упорство и труд - все перетрут. Когда люди объединены общей целью, нацеленной на пропитание, а значит, выживание, тогда даже вражда отходит на второй план. О чем и говорит совместный труд кошки и мышки.

Курочка Ряба

Сказка «Курочка Ряба» рассказывает об особенном отношении к пожилым людям. Малыш всегда ассоциирует себя с персонажами сказки. Например, маленькая девочка гладит по страничке книги, где нарисованы дед и бабушка, и жалобно произносит слова Курочки Рябы: «Не плачь, дед, не плачь, баба» .

У ребенка в процессе чтения складывается ассоциативный образный ряд, который учит его делать для пожилых людей все возможное, только чтобы они не расстраивались, не переживали и были сыты.

Страшные сказки для детей - забытые впечатления детства

Прочитанные в детстве и забытые сказки навсегда оставляют след в психике. Сказки о том, что кто-то кого-то съедает, созданы с хорошим намерением - чтобы научить ребенка вести себя правильно. Не открывать дверь чужим людям, не уходить далеко от дома, слушаться родителей. Непослушного героя сказки обычно съедают. Цель такой сказки, казалось бы, напугать ребенка для того, чтобы он мог сохранить себя, избежать опасности, угрожающей его жизни. Но что происходит на самом деле?

Чтение сказок о каннибализме вредит развитию и . Особенно вредны такие сказки зрительным детям. Пугающие страшилки не дают развиться чувственной сфере, воображению, наносят травму, избавиться от которой очень сложно.

Ребенок знает, что полезно, а что вредно для него, реагирует на воздействие окружающей среды в соответствии с врожденными свойствами. Он показывает это родителям, а родители не всегда могут расшифровать его послание. Зрительный ребенок плачет, когда ему жалко героев рассказов, и трясется от страха, когда кто-то кого-то съедает.

Маленький герой нашего рассказа очень хорошо показал этот факт и отказался слушать сказки о Колобке и Красной Шапочке, конец которых трагический. Природа маленького зрительника такова, что он боится быть съеденным сам. Врожденный страх дан человеку, чтобы вовремя уйти от опасности, поэтому специально запугивать, читая остросюжетные сказки, - не нужно. Бояться за свою жизнь и защищаться - естественно для любого живого существа, в том числе, человека. Напротив, запугивание зрительного ребенка может сделать из него жертву и изгоя.

Итак, слушая сказку о Колобке, ребенок ассоциирует себя с ним, и страх усиливается. Потеря чувства защищенности и безопасности выводит его из состояния равновесия и негативно отражается на развитии.

Когда малыш подрастет, научится сопереживать героям добрых сказок , его нервная система станет устойчивой к негативу. Он прочтет эти сказки и извлечет и из них особый смысл, получит урок. А пока он маленький, от такого рода переживаний его стоит оградить. Пусть лучше плачет и сочувствует героям. Не нужно бояться детских слез. Если он уже в два года способен так глубоко сопереживать героям сказки - развитие правильное, и маме нужно этот момент понять, а не блокировать проявления чувств и эмоций ребенка.

Роль сказки в развитии и воспитании детей

Сказка давно применяется в психологии в качестве диагностической методики для выявления состояний человека. А также используется в психотерапевтических целях. Сказка в жизни ребенка играет обучающую роль. Читать сказки детям можно с раннего возраста - даже если ребенок не понимает смысл сказанного, он ощущает интонацию речи, правильное произношений слов, ритм, создает привычку получать впечатления из книг. Сказки нужно читать с выражением, вовлекая ребенка в то, что происходит с героями.

Проникая в самое сердце крохи, сказка рассказывает о том, что хорошо, а что плохо. Свод законов и правил не проговаривается напрямую, но показан в виде злых и добрых героев. Зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Благодаря чтению сказок и классической литературы у ребенка развивается эстетическое восприятие мира, умственные, интеллектуальные способности, образное мышление, чувственность. Нарабатывается внутренний нравственный стержень, который будет служить основой психологического здоровья малыша и станет опорой в жизни.

Чтение важно не только для развития зрительных детей, но и для всех остальных. Сказки для маленьких скрывают в себе полезную силу, которая необходима для развития морально-нравственных качеств ребенка .
После шести лет ребенок уже может сам выбирать, что читать. Например, звуковику интересны энциклопедии, книги о космосе и фантастические рассказы. Ребенку с анальным вектором нравится все, что связано с историческими событиями.

«… Мы читаем правильные книги. Причем до тренинга я читала детские книги, а дочка вообще не слушала меня, я злилась и не понимала, почему ей не нравятся сказки. А сегодня правильная литература целиком и полностью держит ее внимание и желание, чтобы я ей почитала…»

«… Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный сон, потому что я ее совсем не понимала, как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать, как будто тебя режут, ночью спать только при свете… В конце марта в моей жизни случилась революция… Я получила на е-мейл приглашение на бесплатный тренинг, и очень скоро не могла оторваться от рассказа Юрия, а потом часами застревала на Портале и читала статьи в библиотеке, так как находила ответы на многие вопросы и, главное, поняла про свою дочурку.

Так не бывает, это неправда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни, мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по СВП Юрия Бурлана…»

«…На тренинге точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует - он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.

Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.

Счастливое детство наших детей - в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак…»

Подробно о правильном воспитании детей, роли сказки и классической литературы в жизни человека, можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: