Прическа (стрижка) в Исламе. Уход за волосами по сунне Священный волос из бороды Мухаммеда

Около шести тысяч человек – именно столько смог вместить большой зал «Крокус Сити Холла» – стали свидетелями уникального события. Впервые в российскую столицу прибыла священная реликвия мусульман – волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), величайшего из детей Адама (мир ему), передавшего нам слова последнего завета и завершающего эру ниспослания Пророков. Российские мусульмане получили возможность воочию увидеть благословенную частичку Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Люди встречали реликвию стоя, то и дело, приподнимаясь на носочки, чтобы лучше и внимательнее рассмотреть благословенный волос любимого Пророка (мир ему и благословение). Реликвию, помещённую в специальную капсулу, бережно вынесли на сцену в красивом сундучке, чтобы каждый из присутствующих смог почувствовать необыкновенную благодать, которая исходит от асаров Пророка (мир ему и благословение). Желающих прикоснуться к мусульманской святыне было так много, что во избежание скопления большого количества людей и давки по просьбе Правительства Москвы было принято решение не выставлять благословенный волос ни в городских мечетях, ни даже в фойе концертного зала. На следующий день, почитаемый во всем мусульманском мире экспонат, покинул столицу и вернулся в Махачкалу, где находится на хранении у Муфтия Дагестана – шейха Ахмада-хаджи Абдулаева . Напомним, что драгоценный волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был передан дагестанцам в августе 2013 года, его прежним хранителем шейхом Ахмадом ибн Мухаммадом аль-Хазраджи вместе с документом, удостоверяющим его подлинность.

Имам центральной Джума-мечети г. Махачкала Мухаммадрасул Саадуев, сопровождавший реликвию, поблагодарил Духовное управление мусульман Москвы за достойную встречу, уважение и почёт, оказанный волосу Пророка (мир ему и благословение), а значит и ему самому. Реликвия была доставлена в Москву спецрейсом, у трапа самолёта её торжественно встречала большая делегация мусульман. Богослов отметил, что Дагестан уже почувствовал благодать волоса Пророка (мир ему и благословение). Во время выставки священных реликвий в Махачкале мусульмане забыли о спорах, были едины в желании увидеть то, о чем могли лишь только мечтать. Сейчас, когда мир еще не остыл от скандала с карикатурами на Пророков (мир им) и свежи в памяти кадры жестокого теракта в редакции сатирического французского журнала «Шарли Эбдо», появление маленькой частички Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в столице России станет большой поддержкой для мусульман, чьи сердца наполнились миром и спокойствием, осветились грандиозным мавлидом в честь рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Подобное мероприятие – самый благородный ответ на любого рода провокации, угрозы и нападки. За прямой трансляцией мавлида, не отрываясь, следили сотни тысяч человек по всему миру.

В благодатный месяц Раби-уль-авваль, в котором родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), мусульмане в разных уголках мира много говорят о Пророке (мир ему и благословение), слушают рассказы о его праведной жизни, восхваляют Любимца Аллаха (мир ему и благословение) самыми лучшими стихами. По традиции «Мавлид ан-Наби» в «Крокус Сити Холле» завершает череду праздничных мероприятий.

Что бы вы могли назвать чудом? Только что родившегося младенца? Нашу планету с её разнообразной природой? Многочисленные космические галактики? Каждый вспомнит что-то своё. Но для мусульманина настоящим чудом является вера. Вера в Аллаха и его Посланников (мир им). Величайшее чудо из чудес на земле – это исцеляющий благословенный Коран, ниспосланный лучшему из людей, Господину благочестивцев, Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), чей жизненный путь был и остаётся красивым примером для всего человечества. Чудеса, происходившие вокруг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) продолжают происходить даже спустя 14 веков и не перестают удивлять людей по всему миру.

Пророк (мир ему и благословение). Что это за чудеса? Благородный волос Пророка (мир ему и благословение) растёт, становится длиннее из года в год. Он делится на два или три волоса. Особенностью благодатного волоса является также то, что он не отдаёт тени. Если это действительно благословенный волос, то отбрасывать тень он будет только из-за того, что люди оставили на нём следы своих прикосновений. А если вынести его на солнце, тут же появляется облако. Но всё же главная ценность и чудесное знамение этих священных реликвий в том, что в их хранении есть великая польза. Благословенные асары оберегают дом, где они находятся, город и даже всю страну. Об этом говорит в своей книге шейх Маульайни.

Ильдар-хазрат Аляутдинов – муфтий Москвы, главный имам Московской Соборной мечети признаётся, что появление благословенного волоса Пророка (мир ему и благословение) в Москве – настоящее чудо. «Что касается жизни сподвижников, то во всём том, что было связано с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего), они видели Божественную благодать, и во многих сводах хадисов по этому поводу есть немало повествований – каким образом люди выражали своё почтительное отношение к Мухаммаду (мир ему и благословение). Эта почтительность проявлялась также и в том, что люди хранили его волосы, не допускали, чтобы вода после совершения им омовения уходила в землю. Они трепетно относились даже к соприкосновению с его благословенными руками или телом. Есть много достоверных повествований о том, что сподвижники – люди, которые находились рядом с ним, – во всём этом видели огромную Божественную благодать: защиту от порчи, болезней, недугов. Поэтому для нас иметь возможность увидеть волос Пророка (мир ему и благословение) – чрезвычайно важное событие, происходящее впервые, и мы надеемся, что это послужит изменению нас самих, нашего окружения и привнесению Божественной атмосферы в нашу повседневность» - сказал председатель Духовного Управления мусульман Москвы.

Мероприятие «Мавлид ан-Наби» проходит в Москве уже девятый год подряд, двери открыты для представителей всех национальностей и вероисповеданий. В этом году участниками грандиозного действа стали чтецы Корана, исполнители нашидов, талантливые артисты. Что именно будет происходить на сцене для зрителей до последнего оставалось сюрпризом. Концерт превзошёл все ожидания. Гости праздника узнали много интересных фактов из жизни Пророков (мир им). Известные исполнители из России и дальнего зарубежья пели нашиды о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), а главным гостем на сцене стал известный во всем мире исполнитель, один из популярнейших певцов мусульманского мира – Махер Зейн. Для него это первый визит в Москву.

На мероприятии подвели итоги первого всероссийского конкурса журналистов «Пророк Милосердия». В нём участвовали журналисты федеральных и региональных СМИ, штатные и внештатные корреспонденты, а также представители интернет-изданий и блоггеры. Жюри определило лучшие работы в следующих номинациях: печатная пресса (газеты, журналы), радио и телевидение, интернет-СМИ (в том числе новостные агентства), социальные медиа-ресурсы. Один из главных призов получил коллектив дагестанского радио «Радио Ватан».

Каждый зритель, посетивший «Мавлид ан-Наби», остался под огромным впечатлением от торжества. После концерта, многие, казалось, не хотели выходить из зала, где могли лицезреть благословенный волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), люди зарядились божественной благодатью и энергией на год вперёд.

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть - нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе» .

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘ » . Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам) . Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам» . Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно .

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн) , а не запретности (харам) . По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут , например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия , в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет . Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот - из них» .

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете» . И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове» . Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской .

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове , не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» ().

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч» . В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч» ; «длина волос Пророка была до мочек ушей» ; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)» . Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл . В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы» .

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]» . Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла .

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха» .

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты - определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) - один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

Во вторник, 6 октября, к 18:00 по московскому времени в открывшуюся после реконструкции Соборную мечеть столицы будет доставлена одна из главных реликвий мусульманского мира — волос пророка Мухаммеда . Вплоть до самой ночи любой желающий сможет посмотреть на реликвию. После этого волос будет храниться в специальном месте в мечети и выставляться на всеобщее обозрение только по самым значимым религиозным праздникам.

Интересно, что по всему миру существует множество мест, где хранятся аналогичные реликвии — другие волосы с головы пророка Мухаммеда.

Даже в России, кроме реликвии, которая отныне будет храниться в Москве, существует ещё два настоящих волоса пророка, которым любой верующий может поклониться. Они хранятся в Махачкале и Твери. Согласно легенде, подлинность принадлежности волоса пророку доказывают его особые свойства: он источает аромат и не отбрасывает тень.

Кстати, и в мусульманстве, и в других религиях существуют реликвии, которые прошли сквозь века и сегодня почитаются десятками и сотнями миллионов человек. Это либо части тела пророков и святых людей, так называемые мощи, либо что-то, что им принадлежало или соприкасалось с ними.

Туринская плащаница

Плащаница, которая хранится в итальянском городе Турине, по преданию, является именно тем куском ткани, в который было завёрнуто тело Иисуса Христа . На плащанице отпечатались следы тела и крови пророка.

Об обретении плащаницы стало известно в 1353 году, спустя 13 веков со смерти пророка. Один из участников Крестовых походов объявил о том, что обладает этой реликвией. С 1532 года плащаница хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

Копия Туринской плащаницы в базилике Санта Кроче. Фото: flickr.com / Saint Joseph

Христианская церковь расходится в своих взглядах на подлинность Туринской плащаницы. Официальные же исследования показали, что дата производства материи, скорее всего, относится к XIV веку нашей эры.

Зуб Будды

Есть свои реликвии и в буддизме. Если верить легенде, тело Будды было сожжено. Правда, одному из его учеников всё же удалось выхватить из огня зуб, который на протяжении восьми веков хранился в Индии.

Позже реликвия была перевезена на Цейлон, где хранится и по сей день. Сегодня остров переименован в Шри-Ланку, а сотни тысяч верующих ежегодно прибывают в храм Далада Малигава, возведённый специально для этой реликвии в XVIII веке в городе Канди.

Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Сам зуб видели очень немногие. В очень редких случаях, когда показывают реликвию, её укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса.

Храм зуба Будды — Канди, Шри-Ланка. Фото: www.globallookpress.com

Волос с бороды Мухаммеда

Ещё одна мусульманская реликвия — также волос. Он тоже принадлежал пророку Мухаммеду. Только на этот раз волос не с головы, а из бороды пророка.

Если верить преданию, то после смерти Мухаммеда преданный ему цирюльник сбрил бороду и сохранил её. Правда, через века до наших дней дошло всего три официально признанных волоса великого пророка.

Репродукция картины «Ecce Homo», Корреджо. Фото: Commons.wikimedia.org

Одна из реликвий, главная, хранится во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. Также волос из бороды пророка можно лицезреть в специальной капсуле в мечети Хазратбал, которая находится в городе Шринагар в Индии. Есть волос из бороды Мухаммеда и в России. Удивительно, но он находится в Тюменском областном музее. В нашу страну реликвия попала в конце XIX века, благодаря купцу-меценату Нигматуллы-хаджи Кармышкову-Сейдукову.

Терновый венец

Одна из главных христианских реликвий — терновый венец, который был надет на голову Иисуса Христа по приказу прокуратора иудейского Понтия Пилата и находился на ней на протяжении всего его пути на гору Голгофу, где сын божий и был распят.

Сегодня святыня хранится в одном из самых знаменитых католических храмов мира — в соборе Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари. Туда он попал из базилики Сен-Шапель, куда венец был помещён королем Людовиком IX Святым , выкупившим в своё время реликвию, заложенную в венецианский банк константинопольским императором.

Кости Будды

По преданию, тело Будды было сожжено по существовавшему тогда канону: перед преданием огню мощи были завёрнуты в 500 двойных саванов. Такой метод, согласно легенде, позволил сохраниться лишь костям Будды, первому и последнему слоям ткани.

После кремации на мощи святого претендовали восемь областей Индии. В итоге они были разделены на восемь частей и заложены в основания восьми ступ — специальных сооружений для хранения реликвий. Позже ступы были вскрыты, а мощи разделены на ещё большее количество частей, которое, по самым смелым подсчётам, и вовсе может составлять 84 тысячи.

В связи с этим дальнейший путь реликвии, а также подлинность каждой из частей мощей Будды определить практически невозможно. Сегодня они хранятся во множестве уголков света, в том числе и в России. Правда, в Европе есть лишь одно место, где хранятся мощи Будды, — это центральный буддистский храм Республики Калмыкия.

Фото: Shutterstock.com

Голова Иоанна Крестителя

Предтеча Иоанн , который крестил Иисуса, был обезглавлен. После этого его тело было погребено, а голова осталась во владении приказавшей убить его Саломеи — дочери Иродиады , жены тетрарха Галилеи Ирода Антипа .

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Амьена. Фото: Commons.wikimedia.org / Maxim Massalitin

По преданию, голову вынесла одна из служанок. После этого святыня была погребена, а после вновь обретена христианской верой. Причём было сразу три обретения головы Иоанна Крестителя, которые и празднуются Православной церковью. Правда, католики верят в подлинность лишь одной реликвии, той, которая хранится в Риме, в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Но есть и другие места, где якобы находится голова святого. Так, например, последователи ислама уверены, что голова Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Также на обладание единственной подлинной святыней претендуют французский Амьен, турецкая Антиохия и Армения.

Пояс Девы Марии

Согласно верованию, пояс Девы Марии вместе с ризой — это то немногое, что осталось нам от матери Иисуса Христа. За два тысячелетия он был разделён на несколько частей, которые ныне хранятся в разных странах.

Самые известные находятся в монастыре Ватопед на Афоне и в кафедральном соборе Прато в Италии. Самый маленький кусочек достался московскому храму Илии Пророка Обыденного. Также утверждается, что части пояса Девы Марии хранятся в монастыре Троодитисса на Кипре и Влахернской церкви в грузинском городе Зугдиди.

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) был ниспослан в качестве Милости для миров. Каждому мусульманину рекомендуется следовать его примеру во всём, что касается не только религии, но и обыденной жизни.

Играет немаловажную роль, так как верующий должен подавать хороший пример во всём. А как же выглядел сам Пророк (с.г.в.)?

Очертания лица

Сподвижник Анас бин Малик (р.а.) описывал Посланника Аллаха (с.г.в.) так: «Кожа была не слишком белая и не слишком смуглая, а волосы были и не кудрявыми, и не прямыми» (Бухари, Муслим).

Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал, что у предводителя мусульманской уммы были очень густые волосы, длина которых достигала мочек ушей (Бухари, Муслим).

Зять Пророка (с.г.в.), один из ближайших сахабов - Али бин Абу Талиб (р.а.) утверждал: «У него была большая голова и немного округлое лицо. Его волосы нельзя сказать, чтобы вились или лежали прямо, но были волнообразными. Цвет глаз - очень чёрный, а ресницы были длинными» (Тирмизи, Хаким).

Наиболее подробное описание оставил после себя внук Посланника Всевышнего (с.г.в.) Хасан бин Али. «Лицо Пророка (с.г.в.) сияло лунным светом, а лоб выглядел широким. Мой дед был с большой головой и волнообразными волосами, которые он укладывал на пробор. Посланник Аллаха (с.г.в.) обладал изогнутыми бровями. Его нос имел утончённый кончик. Он обладал густой бородой и широким ртом. Между зубами имелись промежутки» (Табарани, Байхакы).

По словам Джабира (р.а.), у Милости миров (с.г.в.) был большой разрез глаз и широкий рот (согласно хадису от Муслима и Тирмизи). Абу Хурайра (р.а.) говорил, что у Мухаммада (с.г.в.) лицо было светлым и «похожим на чистое серебро». Человек по имени Абу Туфаиль утверждал, что у Божьего Посланника (с.г.в.) была белая кожа (Муслим, Ахмад).

Телосложение

Из воспоминаний ибн Малика (р.а.) известно, что Мухаммад (с.г.в.) был ростом не высок и не низок. Аналогичным образом его описывает и Бара бин Азыб (р.а.), добавляя такой признак, как широкоплечесть (оба хадиса приводят и Бухари, и Муслим). Как утверждал Али бин Абу Талиб (р.а.), от груди до пупка тянулись волосы, а посередине спины была печать пророков - родинка красного цвета размером с яйцо. (Тирмизи).

Хасан бин Али говорил, что рост его деда - чуть выше среднего. Между грудью и пупком находилась линия волос, также волосы покрывали руки, верхнюю часть груди и плечи. Его телосложение было в меру упитанным, грудная клетка и живот не выдавались вперёд. Пророк (с.г.в.) обладал длинными предплечьями и большими ладонями (Табарани).

Походка

Анас бин Малик (р.а.) вспоминал, что Заключительный Божий посланник (с.г.в.) слегка наклонялся вперёд при ходьбе (Бухари). От Али бин Абу Талиба (р.а.) же известно, что его походка была энергичной и живой. Причём Мухаммад (с.г.в.) слегка наклонялся, «как будто он поднимался в гору». А когда оборачивался, то делал это всем телом, а не только головой (Тирмизи). Как рассказывал Хасан бин Али, Пророк (с.г.в.) ходил энергично, бодро отрывая ноги и делая широкие шаги. При этом он опускал голову и постоянно направлял свой взгляд на землю. Когда он входил куда-либо или выходил, то всегда пропускал вперёд сахабов, а уже после них следовал сам (Табарани, Байхаки).

Одежда

Посланник Всевышнего (с.г.в.) любил длинные рубашки (камис), рукава на них доходили до запястий (Тирмизи, Абу Дауд). Также он надевал китрийские плащи с узорами, которые носили жители Йемена (Бухари, Муслим).

Одежда Мухаммада (с.г.в.) была разных цветов. Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал: «Я никогда не видел человека в красном одеянии более красивого, чем наш Пророк (с.г.в.)» (Бухари, Муслим). А человек по имени Абу Римса называл ещё два каких-то зелёных одеяния. При этом сам Милость миров (с.г.в.) призывал верующих: «Носите одежду белого цвета, ибо она - лучшая из ваших одеяний» (Тирмизи, Абу Дауд). бинт Абу Бакр (р.а.) говорила, что однажды Мухаммад (с.г.в.) накинул на себя полотнище из чёрной шерсти с полосками (Абу Дауд, Тирмизи).

Кроме того, поверх другой одежды он надевал румийскую джуббу (верхняя удлинённая одежда с широкими рукавами - прим. сайт). Об этом свидетельствует хадис, переданный со слов Мугиры ибн Шугбы и приводимый в сводах хадисов Тирмизи, Абу Дауда и Насаи.

К тому же Пророк Мухаммад (с.г.в.) носил чёрные кожаные носки, подаренные Ему правителем Эфиопии Асхамой. От Абдуллы бин Бурайды известно: «Негус (титул эфиопского царя) подарил Посланнику Аллаха (с.г.в.) кожаные носки чёрного цвета, и он носил их пока они не испортились» (Тирмизи, Абу Дауд). Также Мухаммад (с.г.в.) надевал сандалии с двумя ремешками и двойным шнурком (Ибн Маджа).

Перстень

В Пречистой сунне говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) носил перстень на правой руке. Анас бин Малик (р.а.) рассказывал, что это был перстень из чистого серебра (Бухари, Муслим). Им Пророк (с.г.в.) ставил печати на посланиях, которые он отправлял. В одном из хадисов, содержащихся в сборниках Тирмизи и Бухари, отмечается, как однажды Мухаммад (с.г.в.) намеревался составить послание персам, но один человек из его окружения сообщил, что они не принимают послания без печати, подтверждающей отправителя. И тогда он попросил изготовить именной перстень. На этом изделии было выгравировано изречение «Мухаммад - Посланник Аллаха». После смерти Пророка (с.г.в.) его носили и праведные халифы - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), и Усман ибн Аффан (р.а.) до тех пор, пока перстень не уронили в колодец (Бухари, Муслим).

Талгат Таджуддин передал Татарстану священную реликвию и провозгласил Болгары «первой столицей ислама после Медины»

Принципиально важный шаг в сторону превращения в настоящий мощный центр паломничества мусульман сделал накануне Болгар. В ходе праздника «Изге Болгар җыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял волос пророка Мухаммеда, который до этого хранился в Башкортостане, а отныне навечно будет храниться в Белой мечети. По словам духовных служителей, верующим Татарстана еще только предстоит осознать исторический масштаб данного события.

«ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ИСЛАМА ПОСЛЕ МЕДИНЫ»

Великим поступком назвали вчера передачу председателем Центрального духовного управления мусульман Талгатом Таджуддином волоса пророка Мухаммеда на вечное хранение в Белую мечеть Болгар. Это самое важное событие «Изге Болгар җыены», считает глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев . «Здесь, в Болгаре, иншаллах, будет баракат (благополучие)! Это ведь не просто какой-то волос! Еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как это он смог это сделать - отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», - эмоционально выступил Бердиев.

Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии. Город Болгар - первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада. А сейчас, даст Аллах, один волос с бороды пророка Мухаммеда (да благословит Аллах его и его семью, да приветствует!) передадим на вечное хранение в город Болгар. Если тело нашего пророка Мухаммеда похоронено в Медине, то волос от его бороды будет храниться в Болгаре».

Затем внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди вынес небольшой сосуд, напоминающий миниатюрную мечеть с водруженным на нее полумесяцем, внутрь которого был помещен волос пророка. Таджуддин, поцеловав сосуд, передал его врио президента РТ Рустаму Минниханову , который принял его и также поцеловал, а вслед за ним его примеру последовали все, кто был в «президиуме».

«110 лет волос хранился в Уфе, - пояснил Таджуддин, - до этого - в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру (пятый муфтий Мухаммадьяр Султанов (1837 - 1915) был назначен указом Александра III 2 января 1886 года - прим. ред. ) турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

«ЭТО МЕСТО, ГДЕ ПОХОРОНЕНЫ ТРОЕ СПОДВИЖНИКОВ МУХАММЕДА»

Отметим, что в нынешнем году праздник, собравший тысячи людей со всех регионов России и множество зарубежных гостей, впервые проводился после того, как ЮНЕСКО внесла Болгар в список всемирного наследия. К слову, на церемонии открытия зачитали приветствие директора организации в России Ирины Боковой , которая считает важнейшим для Татарстана и многих народов за его пределами исторические значение добровольного принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году. «Это событие ежегодно привлекает значительные паломнические потоки верующих на святую землю Древнего Болгара, который воспринимается как яркий символ истории, культуры и веры», - подчеркнула Бокова.

Если же вернуться к хронологии событий, то ведущие торжественной церемонии открытия «Изге Болгар җыены» актеры камаловского театра Ильдус Ахметзянов и Фанис Зиганшин назвали Болгар «святой землей, местом, где погребен золотой век нашего народа». «Болгар - это место, где похоронены трое сподвижников пророка Мухаммеда, здесь правили 36 ханов. Здесь можно на каждом клочке земли сесть и прочитать намаз в честь наших предков», - говорили ведущие поочередно, как бы подхватывая эстафету друг у друга.

Первым с приветственным словом выступил Минниханов. «Бисмиллах ир-рахман ир-рахим (во имя Аллаха милостивого и милосердного - прим. ред. )! Дорогие гости праздника! - обратился он. - От имени руководства Татарстана, Государственного Совета, правительства и от себя лично приветствую вас на святой земле Болгар. У нас, у всех мусульман, сегодня есть возможность собраться здесь, чтобы почтить память своих предков, высказать друг другу наилучшие пожелания, посоветоваться, поговорить. Болгар с каждым годом становится все краше, все вы знаете, что он попал в список ЮНЕСКО, становится удобнее приехать сюда. В этом году мы начали строить здесь гостиницу и в дальнейшем планируем осуществлять здесь не менее грандиозные планы. Я хотел бы выразить благодарность нашему первому президенту Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Именно под его руководством здесь делаются большие дела. Всех поздравляю с большим праздником, желаю всем крепкого здоровья и надеюсь, что в будущем мы еще не раз встретимся на этой священной земле. Спасибо нашим гостям, Аллах вашу доброту не забудет. Спасибо вам!»

«КОГДА МУХАММЕД ОТПРАВЛЯЛ В БОЛГАР СПОДВИЖНИКОВ, НЕ БЫЛО НИ КАИРА, НИ БАГДАДА»

Минтимер Шаймиев , выступая с небольшой речью, поблагодарил всех: президента России Владимира Путина , врио президента РТ Рустама Минниханова, руководителей предприятий, предпринимателей и «простых граждан» - за участие в восстановлении памятников в Болгаре. «Сделано немало, предстоит еще больше, - сказал Шаймиев. - Здесь еще появятся новые музеи, в то же время речь идет о создании крупнейшего центра по изучению ислама. И уже от слов начали переходить к делу. Особенно хочу выделить, что в нашем сегодняшнем празднике участвуют религиозные деятели с Кавказа, а это означает, что по всей России все мусульмане объединились. Очень красивые и очень правильные слова были сказаны сегодня во время встречи религиозных деятелей с Рустамом Нургалиевичем - с помощью оружия ничего решить невозможно. Главное, мы должны поднять авторитет своей религии, а через это в наши дома, даст Аллах, придут мир, спокойствие и благополучие. Пусть Аллах ниспошлет нам это».

Шаймиев также рассказал, что утром в Белой мечети в присутствии Минниханова главами централизованных религиозных организаций РФ было подписано четырехстороннее соглашение, утверждающее Социальную доктрину мусульман России. Соглашение подписали уже упомянутые Бердиев, Таджуддин, а также председатель совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин .

Кто вправе объявлять джихад, что значит для мусульманина Родина, как следует относиться к немусульманам - на эти вопросы отвечает Социальная доктрина российского ислама, и на ее обсуждении татарстанской мусульманской общественностью в Российском исламском университете в конце мая присутствовал и «БИЗНЕС Online». Тогда рабочий проект социальной доктрины включал в себя 7 положений (с многочисленными пунктами). Первая ступенька, следующая сразу за введением, - «ислам и общественная мораль», далее по лестнице иерархий - «исламское образование», «отношение мусульман к представителям других религий и мировоззрений», «отношение ислама к крайностям и радикализму», а также к государству и политике. И, наконец, «мусульмане и экономические вопросы». Одним из главных разработчиков доктрины выступил известный исламский богослов и общественный деятель Али Вячеслав Полосин .

«НО МЫ ТОЖЕ БОЛЬШАЯ СИЛА!»

Возвращаясь ко вчерашним событиям в Болгаре, отметим, что по завершении торжественной церемонии открытия праздника и передачи волоса пророка Мухаммеда Минниханов встретился с участниками первого международного казанского форума молодых предпринимателей, на который съехались гости более чем из 20 мусульманских стран - Турции, Азербайджана, Бангладеш, Ирака, Ирана, Пакистана, Алжира, Малайзии и др. Организаторами форума и летнего молодежного лагеря стали минмолодежи РТ, молодежный форум ОИС и фонд «Сэлэт». Главная идея - собрать на одной площадке молодых новаторов из разных стран, авторов инновационных, социальных и бизнес-проектов и создать условия для их развития, насыщенную образовательную программу, а также условия для поиска потенциальных партнеров и даже инвесторов благодаря KazanSummit.

Общаясь с участниками молодежного форума, Минниханов подчеркнул, что существует «много проблем, связанных с тем, что появляются некие образования, которые, прикрываясь флагом ислама, пытаются делать зло и тем самым наносят огромный ущерб всему исламскому миру». «Президент России Владимир Владимирович Путин четко определил задачу - Россия должна быть интегрирована в исламский мир. Сегодня мы приехали сюда и встречаемся с вами, потому что будущее за вами. Без предпринимательства, без эффективной экономики у нашей страны нет будущего. Я благодарю вас за активность, которую вы проявляете. Можно ведь заниматься только собой и своим бизнесом, а вы смотрите на мир шире. В России проживают 20 миллионов мусульман, это очень важный фактор. С каждым годом количество людей, проповедующих ислам, увеличивается, наверное, это кому-то не нравится. Есть некие течения, которые вредят исламу. Они подхватываются деструктивными течениями, которые не хотят развития ислама, но мы с этим согласиться не можем. Мы тоже большая сила, нас много, мы в состоянии решить любую задачу».

Глава Татарстана призвал мусульманскую молодежь вместе подумать, «как дальше двигаться, когда ислам хотят очернить». «Нас плохо знают, и мы должны интегрироваться в мировое сообщество, - отметил Минниханов. - Не секрет, что о России знают только по определенным каналам, которые необъективно показывают нашу страну. Якобы это страна-агрессор, которая ущемляет интересы отдельных народов. Вместе с тем ИГИЛ ведь не само по себе появилось, это же кто-то организовал. И здесь существует четкая, понятная позиция президента Российской Федерации - никаких двойных стандартов быть не может. Исламский мир раздельно существовать не может. Поэтому нам, во-первых, надо консолидироваться внутри России, должна быть четкая позиция, которую мы закрепили сегодня в подписанной доктрине. Далее, я думаю, такие же формы нужно применить в целом во всем исламском мире. Если каждый будет по отдельности, больших результатов мы не достигнем. Все будет зависеть от нас и от вас тоже. Молодежное крыло ОИС может привнести в работу группы стратегического видения много полезного. Почему мы здесь? Потому что мы хотим опираться на вас. Вы, молодежь, - самая активная часть всего этого движения. Вы представляете многие страны, у вас много друзей, знакомых. Поэтому этот лагерь очень нужен нам, и мы готовы его ежегодно проводить», - эти слова Минниханова были встречены бурными аплодисментами. А по окончании встречи главу Татарстана долго не отпускали, каждый хотел сделать с ним селфи...