Шаг за шагом. Рабочая программа "шаг за шагом" Образовательная программа шаг за шагом

Пояснительная записка

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель или учитель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

По наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети, не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела. Маленькие дети должны уметь расслабляться. Когда ребенок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передается по нервным путям легче более полно. Если тело ребенка напряжено и неподвижно, восприятие информации из окружающей среды или даже от собственного тела становится очень ограниченным, и ребенку трудно правильно отреагировать или принять подходящее решение. Когда ребенок спокоен и чувствует себя безопасно и уютно, он учиться быстрее и легче.

Многие дети, посещающие детские сады, переживают стресс и находятся в постоянном напряжении, важно уметь помочь им расслабиться и успокоиться. Этому способствуют подвижные игры, растяжки, игры в бассейне с шариками, прохождение полосы препятствий, предложенные в данной программе.

Цели и задачи программы

Цель программы:

Цель: физическая реабилитация гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развитие произвольности и самоконтроля;

Оптимизация тонуса мышц;

Развитие внимания и памяти;

Развитие координации движений;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Целевая группа

Программа рассчитана на гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. Набор в группу осуществляется с привлечением СМИ (объявления в местных газетах, на ТВ, на сайте УСЗН), с очных консультаций педагогов-психологов Центра, рекомендующих семьям такую форму работы, а также на основании договора, заключенного с ДОУ.

Условия реализации программы

1. Занятия проводятся в группах численностью 2-3 человека.

2. Занятия проводятся в модульной комнате, где имеются модули, разные по форме, по цвету и по размерам, бассейн с пластмассовыми шариками, маты или коврики для каждого ребенка.

3.Стулья должны быть удобными и их число должно соответствовать количеству участников.

4.Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство.

5.Платок или шарф, веревка или скакалка, круги (красный, желтый, зеленый) и квадраты (красный, желтый, синий) из картона, обруч.

6. Магнитофон, кассеты с медленной и ритмичной музыкой.

Программа состоит из 10 занятий. Занятия проходят 1раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.

Программа включает упражнения, направленные на развитие внимания, произвольности и самоконтроля, растяжки и коммуникативные упражнения. К упражнениям для развития произвольности относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмысленны, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие.

Растяжки нормализуют тонус мышц. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивных детей возникают быстро и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1.Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» к партнеру-способности чувствовать, понимать и принимать его.

3.Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередное приписывание каждому участнику его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

Ожидаемые результаты:

Восстановление и углубление контакта с собственным телом;

Повышение уровня развития саморегуляции, когда ребенок освоил упражнения, помогающие ритмировать организм, контролировать поведение;

Улучшение внимания, произвольности и самоконтроля;

Элиминация гиперактивности, импульсивности;

Активизация интеллектуальной деятельности;

Расширение «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его;

Развитие навыков взаимодействия в коллективе.

Оптимизация тонуса, когда ребенок начинает чувствовать свой тонус и осваивает упражнения, помогающие оптимизировать тонус мышц;

Список литературы

1. Арцишевская И.А. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

2. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.

3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

План занятий

Занятие 1.

Задачи:

1. Налаживание отношений с группой и детей между собой;

2. Развитие произвольности и самоконтроля;

3. Оптимизация тонуса мышц;

4. Снятие психоэмоционального напряжения

1. Приветствие «Имя, я рад (а) тебя видеть»

2. «Четыре стихии».

3. «Прогулка лес»

5 Растяжки.

8. Обратная связь.

Занятие 2.

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания, наблюдательности и воображения;

3. Оптимизация тонуса мышц.

4. Развитие координации движений.

5. Развитие совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие. «Имя, я рад(а) с тобой дружить.»

3. «Зоопарк»

4.Дыхательные упражнения и самомассаж

5. Растяжки.

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь.

Занятие 3.

Задачи:

1. развитие произвольности и самоконтроля;

2. развитие координации движений;

3. снятие психоэмоционального напряжения;

4. оптимизация тонуса мышц;

1. Приветствие «Паровозик с именем»

2. «Изобрази явление»

3. «Самолеты»

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

5.Растяжки.

6.«Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь

Занятие 4.

Задачи :

2. Развитие внимания и наблюдательности.

4. Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков

1. Приветствие.

2. «Светофор»

3. «Кто за кем стоит?»

5. Растяжки.

5. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий»

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь

Занятие 5.

Задачи:

1.Развитие внимания и наблюдательности.

2.Развитие произвольности и самоконтроля.

3.Снятие психоэмоционального напряжения.

4.Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. «Давайте поздороваемся»

2. «Море волнуется»

3. «Иголка и нитка».

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

5.Растяжки.

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий»

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь

Занятие 6.

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля.

2. Развитие внимания и координации движений.

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

4. Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие «Фонтан имен».

2. «Кричалки – шепталки - молчалки».

3. «Кто первый прыгнет в круг»

4. Дыхательные упражнения и самомассаж.

5.Растяжки.

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь.

  • 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
  • 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  • 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
  • 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
  • 1. Методы эмоционального стимулирования.
  • 2. Методы развития познавательного интереса.
  • 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
  • 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
  • 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
  • 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
  • 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
  • 20. Типы и структура уроков.
  • 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
  • 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
  • 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
  • 25. Рациональная организация учебного труда.
  • 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
  • 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
  • 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
  • 1. Методы формирования сознания личности.
  • 2. Методы организации деятельности и формирования опы­та общественного поведения.
  • 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
  • 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
  • 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
  • 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
  • 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
  • 33. Эстетическое воспитание школьников.
  • 34. Трудовое воспитание.
  • 35 Профессиональное самоопределение школьников.
  • 36. Воспитание физической культуры школьников.
  • 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
  • 38. Организация самовоспитания школьников.
  • 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
  • 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
  • 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
  • 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
  • 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
  • 44. Критерии выбора педагогической технологии:
  • 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
  • 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
  • 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
  • 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
  • 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
  • 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
  • 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 54. Технология проблемного обучения
  • 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
  • 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
  • 58. Технология программированного обучения.
  • 59. Технология дифференцированного обучения
  • 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
  • 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
  • 62. Технология групповой деятельности
  • 63. Технология модульного обучения.
  • 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
  • Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
  • Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
  • Раздел III. Написание перспективного плана:
  • Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
  • 69.Технология мастерских.: целевая направленность, этапы работы в мастерской.
  • 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
  • Классификация видов одарённости
  • Классификационные параметры технологии
  • Акценты целей
  • Концептуальные позиции
  • Выявление (диагностика) одарённости
  • Особенности содержания и организации
  • Предтечи, разновидности, последователи
  • 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
  • 73. Технология само (м.Монтессори)развития
  • 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
  • 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
  • 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
  • 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
  • 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.
  • 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».

    В 1994 году началась реализация образовательной модели «Первый шаг», которая дала старт многим замечательным методикам развития детей дошкольного возраста. Но, пожалуй, самое главное, что она позволила включить в учебно-воспитательный процесс родителей, превратив их из пассивных заказчиков образовательных услуг в активных участников этого процесса, равноправных партнеров и единомышленников. Продолжением модели «Первый шаг» стала образовательная модель «Шаг за шагом» для начальной школы (1996 год)

    Образовательную модель «Первый шаг» нередко называют техно­логией семейно-общественного взаимодействия. Работа с семьями воспитанников строится по следующим направлениям:

    1.Знакомство с семьёй с целью первичного сбора информации о ней, разъяснения направленности работы детского сада, ознаком­ления с особенностями paботы в группах, работающих по техноло­гии «Первый шаг».

    2. Изучение семьи .

    – опрос родителей;

    – наблюдение;

    – посещение на дому.

    – анкетирование;

    – интервьюирование;

    – тестирование;

    – проективные методики.

    3 . Дальнейшее семейно-обшественное взаимодействие представ­лено следующими формами:

    3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.

    Вовлекая родителей в педагогический про­цесс, мы задействуем их в праздниках, развлечениях и других зрелищ­ных мероприятиях, при работе в центрах деятельности; привлекаем к пополнению предметно-образовательной среды группы (через учас­тие в смотрах, конкурсах и т. п.), совместному созданию проектов для изучения детьми.

    Консультативно-просветительская работа с родителями.

    Выбор форм этой работы зависит от уровня психологической, педа­гогической культуры родителей, их запросов, творчества самих педаго­гов и других причин. На практике опробованы следующие формы:

    посещение на дому с целью оказания консультативной помощи и установления доверительных, теплых отношений с семьей;

    групповые, подгрупповые и индивидуальные консультации (вос­питателями и другими специалистами дошкольного учреждения);

    выпуск информационных бюллетеней (тематических, проблемных);

    использование тренинговых технологий;

    групповые собрания и мини-собрания (с просветительской це­лью и для изучения опыта семейного воспитания);

    выставки (работ детей, воспитателей, родителей; литературы):

    смотры-конкурсы;

    презентации семей (с целью активизации родителей, распро­странения опыта семейного воспитания, выработки единой направлен­ности в работе по проблеме и т. д.);

    праздники «Родители -детям»;

    совместные развлечения;

    совместные экскурсии, прогулки;

    спортивные праздники;

    издание тематических газет, оформление папок;

    «ящик идей и предложений» от сотрудников детского сада (мож­но выделить разделы «Каши идеи», «Творческие планы в области вос­питания, развития, обучения детей»):

      ведение папок индивидуального развития ребенка (прил. 5);

      организация дополнительных услуг (бесплатных или на плат­ной основе).

    4. Важным направлением в работе с семьей является также изуче­ние опыта семейного воспитания, которое включает такие формы наглядного представления семейного опыта, как:

      семейные альбомы;

      семейные газеты;

      визитные карточки семей;

      выступление родителей на семейных праздниках, презента­циях семей:

      выставки.

    Работники дошкольного учреждения должны всегда помнить, что конечная цель их деятельности - создание максимально благоприят­ных условий для воспитания, развития ребят в семье и детском саду. Нужно стремиться к "ому. чтобы родители были не формальными участ­никами мероприятий, а активными помощниками.

    Представляем!Ъч чекоторые мероприятия, которые практикуют­ся в работе дошкольного учреждения 4 к Могилева» работающего по образовательной модели «Первый шаг». При желании они могут быть исполмованы и в Вашем дошкольном учреждении при осуще­ствлении взаимодействия с семьями воспитанников.

    Согласно концепции образовательной программы “Шаг за шагом” в центр педагогической деятельности ставится именно ребёнок. Это становится возможным благодаря реализации индивидуального подхода. Крайне ценно при этом то, что практика развития, предложенная в данной программе, рассматривает ребёнка как единое целое, а не ориентирует на развитие отдельных (индивидуально-отличающихся) психических процессов.

    Яркие отличия данной программы от других заключаются в следующем:

    – предполагается непосредственное, активное участие семьи в обучении ребёнка;

    – образование носит индивидуальный характер;

    – построение учебных планов подчинено центрам обучения (чаще всего их от 5 до 9);

    – в образовательные стандарты включены не только академические области.

    Перечисление образовательных областей показывает и подчёркивает приоритеты каждого из стандартов. Воспитание, развитие, коммуникативные, социальные, этические и эстетические категории преобладают в подходе к образовательным областям с точки зрения концепции “Шаг за шагом

    Главной целью авторов было: разработать практику преподавания, в которой обязательным является уважение в каждом ученике создающего знание мыслителя, уже живущего, а не готовящегося к жизни и причём живущего во взаимозависимом мире.

    Таким образом, видны принципиальные отличия данной программы. Приглашение детей в доброжелательной манере, через убедительную и искреннюю веру в их способность добиться успеха, а не через внешние требования к ребёнку.

    Как, каким образом предлагается этот принцип осуществлять?

    Через исполнение детьми множества различных, но не случайных, а вполне конкретных ролей: мыслителя, деятеля, регистратора, слушателя, участника диалога, организатора, партнёра, друга

    Ключевым и основополагающим положением концепции “Шаг за шагом” является создание в классе атмосферы, позволяющей детям выполнять конкретные роли в процессе обучения. Изначально закладывается, что ребёнок находится в центре учебного процесса и к нему осуществляется комплексный подход, в том числе при принятии учителем решений относительно учебных планов, преподавания оценки результатов.

    Гуманистические взгляды авторов “Шаг за шагом” выражены и в том, что в программе “Шаг за шагом” по начальной школе перечисление общих целей программы начинается с вычленения общих целей формирования характера и только потом цели обучения грамоте, математике, изобразительному искусству, естественным наукам и, наконец, социальной ориентации. Нет ничего противоречащего нашим взглядам в том, что необходимо использовать наглядные пособия, личный практический опыт ребёнка и возможность отманипулировать на физическом уровне с новыми идеями для повышения эффективности учебного процесса. В рамках программы “Шаг за шагом” предложена конкретная система организации деятельности младших школьников в учебных центрах.

    49 .Технология творческого развивающего обучения И.П.Волкова.

    Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ. Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

    По уровню применения: общепедагогические.

    По основному фактору развития: психогенные.

    По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие.

    По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творческих способностей).

    По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.

    По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные.

    По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные.

    По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

    По преобладающему методу: творческие.

    По направлению модернизации: альтернативные.

    Акценты целей:

    Выявить, учесть и развить творческие способности;

    Приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

    Школа творчества И. П. Волкова

    Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

    Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

    Блочно-параллельная структура учебного материала.

    Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

    Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

    Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

    Особенности содержания по И.П. Волкову

    Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

    Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

    Приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).

    В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической - проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.

    Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

    В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

    50. Альтшуллер Генрих Саулович (Г.Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

    Классификационная характеристика технологий творчества (см. И.П. Волкова).

    Акценты целей:

    Обучить творческой деятельности.

    Ознакомить с приемами творческого воображения.

    Научить решать изобретательские задачи.

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера

    Теория - катализатор творческого решения проблем.

    Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

    Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

    Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

    Особенности содержания:

    Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

    Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

    В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

    К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

    Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

    Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

    Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

    Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

    – полезное, обучающее андроид приложение, которое научит вас выполнять разнообразные прически поэтапно. Эта бесплатная программа обладает отличным набором материалов, которые подробно описывают всю процедуру выполнения той или иной прически. Каждый пункт пронумерован, поэтому пользователь не перепутает последовательность и сможет сделать все точь-в-точь. Проявите немного упорства, практики, чтобы добиться желаемого результата.

    Функционал:
    - Софт не обладает дополнительным функционалом, но при этом выполняет все требования тематического андроид приложения. Удобное и понятно меню позволит быстро добраться до нужной категории, где располагаются только соответствующие требованиям прически. Встроенная система рейтинга обеспечивает создание собственного списка понравившихся материалов, к которым можно получить доступ в любой момент. Здесь присутствует примеры причесок на все случаи жизни, начиная от первого класса и заканчивая торжественными мероприятиями.

    Управление:
    - Для работы с андроид программой достаточно перейти в меню, выбрать категорию, а дальше просто изучать предоставленные изображения с инструкциями. Для опытных девушек некоторые из примеров могут быть как легкими, так и заставят помучиться. Несмотря на это результат стоит того. Каждый пример можно либо скачать, либо добавить в собственный рейтинг, что очень удобно при частом использовании приложения, как источника вдохновения.


    Актуальность:
    – софт, который позволит избавиться от творческого кризиса или сомнений в выборе прически на каждый день. Из представленного материала всегда можно найти что-то интересное, свежее, оригинальное. Проявите фантазию, изменяя исходные версии под свой вкус, придавая еще больше уникальности своему образу.

    Оформление:
    - Приложение имеет приятный лаконичный интерфейс, с которым удобно работать и взаимодействовать. Все изображения имеют высокое разрешение, поэтому любые детали хорошо видны. Никакого звукового и музыкального сопровождение не имеется, ведь в таком непростом деле нужна полная концентрация, внимательность.


    Особенности:
    Большой выбор идей
    Высокое разрешение
    Хороший интерфейс
    Легкое управление
    Возможность создавать закладки
    Загрузка изображений на устройство

    Вывод:
    – хорошее творческое android приложение, которое направлено на вдохновение представительниц женского пола и людей, активно придумывающих образы для других персон.

    Образовательная программа

    «Шаг за шагом»

    Музыкальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хоровым и ансамблевым пением приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус, учат детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Эти занятия хорошо снимают напряжение, усиливают эмоциональную реакцию, повышают жизненный тонус детей. Выступления перед зрителями являются мощным воспитательным средством: переживания успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитывается чувство единения, сопереживания, дружбы, ответственности за себя и товарищей по искусству. Ребенок знакомится с разными жанрами вокального искусства: классикой, народной музыкой, современными песнями. Совместное пение воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться желаемой цели, развивает ассоциативное мышление, укрепляет память. Эстрадный вокал-один из самых актуальных и востребованных жанров в современном музыкальном мире.

    ^ Программа «Шаг за шагом» относится к художественно- эстетическому направлению. Уровень освоения: общекультурный.

    Цель программы: Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и развитие вкуса и музыкальных способностей детей через обучение вокально-хоровому пению.

    Задачи образовательной программы:

    Образовательные.


    • Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам вокального пения

    • Познакомить с приемами и терминами музыкального языка

    • Научить различать жанровые особенности и средства музыкальной выразительности (стиль, темп, ритм, интонация).
    Развивающие.

    Развить:


    • Общую музыкальность ребенка

    • Эмоциональную отзывчивость на разные музыкальные жанры и характерные особенности музыкальных произведений.

    • Творческое воображение

    • Устойчивый интерес к музыке

    • Укрепить голосовой и дыхательный аппараты
    Воспитать:

    • Хороший музыкальный вкус

    • Чувства коллективной и индивидуальной ответственности

    • Трудоспособность

    • Толерантное отношение к ошибкам других

    • Критическое отношение к собственным ошибкам.
    Срок реализации программы: 4 года

    Возраст детей: 4 - 8лет

    Условия реализации программы:

    Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

    Группа формируется из детей, желающих заниматься эстрадным вокалом на базе ДДТ" Град чудес". Форма приема: прослушивание детей в присутствии родителей.

    Наполняемость групп: 1 г. обучения - 15 человек

    2 г. обучения - 12 человек

    3 г. обучения - 10 человек

    4 г. обучения - 10 человек

    ^ Формы и методы проведения занятий:

    1. Словесные методы обучения : устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения

    2. Наглядные методы обучения: показ голосом песенного материала, прослушивание музыкального произведения.

    ^ 3. Практические методы обучения: работа над дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над музыкальным произведением (проговаривание литературного текста, повторение за педагогом мелодии, пропевание трудных интонационных мест)

    ^ Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая

    Формы проведения занятий: а) учебное занятие,) занятие- игра, занятие – репетиция, контрольный урок, итоговый концерт, праздник

    ^ Ожидаемые результаты:

    1 год обучения:

    Ребенок должен знать: Основные правила охраны голоса

    Овладеть: понятиями артикуляции и дикции, звукообразования

    Получить опыт: интонирования в пределах октавы

    ^ 2 год обучения: Знать артикуляционные упражнения

    Овладеть понятиями «опора звука»

    Уметь отрабатывать дикционные упражнения, петь фразами

    Иметь опыт работы с микрофоном

    ^ 3 год обучения: Знать правильное произношение гласных и согласных звуков

    Уметь поставить и выполнить актерскую задачу

    Различать разные виды атаки

    Иметь представление о резонаторах

    Закрепить навык работы с микрофоном

    ^ 4 год обучения: Знать актерскую задачу, воплотить её в исполнении песни

    Уметь выполнить упражнения для распевания самостоятельно

    Использовать при пении резонаторы

    Уметь справляться со стрессовой ситуацией

    Иметь опыт работы на сцене в ансамбле и сольно.

    ^ Форма подведения итогов:

    1 год обучения: Участие в концертах, организуемых ДДТ «Град чудес» в течение года (календарные даты). Итоговые занятия для родителей – 1 раз в полугодие.

    2 год обучения: Участие в творческих фестивалях и конкурсах города и района.

    3 год обучения: Выступления с собственными творческими программами (шоу, мюзиклами).

    4 год обучения: Концертное выступление коллектива с исполнением каждым учащимся песен разных жанров, мюзикл совместно с другими коллективами (хореографическими, театральными).

    Лариса Малахова
    Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом»

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ (ОБЛАСТНОЕ) СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 3

    Утверждена на заседании

    Попечительского совета

    Протокол № 1 от 21.01.2011

    Программа постинтернатного

    сопровождения выпускников

    «ШАГ ЗА ШАГОМ »

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основанием для разработки программы «Шаг за шагом » послужила следующая нормативная база :

    Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ от 30 .11.2010 г.

    Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ

    Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

    Федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

    Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам школы-интерната приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Причем наибольшие трудности в адаптации к новым условиям жизни испытывают молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни : дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

    Покидая школу-интернат, эти юноши и девушки, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы :

    Ведут иждивенческий образ жизни;

    Страдают от алкогольной зависимости;

    Совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

    Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционных школ-интернатов VIII вида оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время после выхода из школы-интерната оказывать воспитанникам поддержку в виде , которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

    Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома . К программе «Шаг за шагом » прилагаются индивидуальные программы адаптации выпускников , на основе которых составляется индивидуальный план сопровождения выпускника .

    Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов :

    Социально-педагогическая диагностика

    Социально-психологическое консультирование

    Социально-профилактическая работа

    Социальное воспитание

    Защита прав и интересов выпускников

    Цель программы

    Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и сопровождение выпускников в постинтернатный период .

    Задачи программы :

    Создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а также правовых знаний.

    Формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои планы.

    Установление с выпускниками эмоционально – смысловых связей, направленных на повышение уровня самостоятельности.

    Формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста.

    Анализ жизнедеятельности выпускника , оказание практической помощи в его социализации.

    Программа «Шаг за шагом » направлена на обучающихся, воспитанников 10-11 классов и выпускников школы-интерната VIII вида. Количественный состав – 15 человек. Из них человек относятся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

    Работа по данной программе осуществляется в два этапа :

    1 этап - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах школы-интерната. Работа начинается не менее чем за 2 года до выпуска .

    2 этап - непосредственное сопровождение выпускника в постинтернатный период .

    Основные мероприятия на этапах сопровождения выпускника

    1. Социально-педагогическая диагностика.

    Диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

    Диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

    Изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил) ;

    Диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

    Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

    2. Социально-педагогическое консультирование.

    Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

    Оказание помощи в затруднительных ситуациях;

    Совместно с выпускником составление индивидуальных программ сопровождения ;

    Оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

    3. Социально-профилактическая работа.

    Консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации ;

    Работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

    Оптимизация взаимодействия выпускников с окружением ;

    Социально-правовое просвещение выпускников ;

    Профилактика возникновения вредных привычек ;

    Профилактика межличностных конфликтов.

    4. Социальное воспитание

    Работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы) ;

    Коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т. д.) ;

    Коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т. д.) ;

    Коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

    5. Защита прав и интересов выпускников

    Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

    Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

    Представительство в правозащитных и административных органах;

    Оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

    Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

    Мероприятия на этапах постинтернатного сопровождения

    1. Подготовительный Сбор информации о выпускнике , ведение базы данных.

    Ответственный специалист за ведение базы данных о выпускниках , социальный педагог

    Составление индивидуального плана , психолог

    Составление индивидуальной программы сопровождения выпускника Психолог ,

    социальный педагог,

    классный руководитель

    Определение места жительства выпускника Социальный педагог

    Решение трудоустройства выпускника Социальный педагог

    Оказание помощи в получении паспорта выпускникам , не имеющим прописки (жилплощади) Социальный педагог, классный руководитель

    2. Адаптация Решение жилищного вопроса :

    1 Первоочерёдное предоставление жилплощади в общежитии.

    2. Обеспечение бронирования койко-мест в муниципальных общежитиях (социальной гостинице)

    3 Получение жилья.

    4. Оформление сертификатов на приобретение жилья.

    5. Оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг. Органы опеки и попечительства,

    Главы администраций

    Социальный педагог

    Трудоустройство :

    1. Работа по квотированию рабочих мест для выпускников .

    2. Профессиональное консультирование и обучение выпускников .

    3. Предоставление льгот выпускникам , впервые ищущим работу.

    4. Изучение возможностей и создание условий для продолжения образования (получение второго начального профессионального) .

    5. Реализация мероприятий по профориентации и трудовой занятости выпускников . Социальный педагог, специалист центра занятости населения, специалист органа опеки и попечительства, администрация образовательных учреждений,

    педагог-психолог

    3. Постинтернатное сопровождение Медико-социальная и психологическая помощь :

    1. Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи выпускникам .

    2. Взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) с отдельных выпускников диагнозов .

    3. Выявление молодых семей и матерей одиночек из числа выпускников , находящихся в социально опасном положении или попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    4. Оказание помощи выпускникам , находящимся в социально опасном положении или попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    5. Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи выпускникам , молодым семьям, матерям одиночкам из числа выпускников .

    6. Участие в социальных мероприятиях, направленных на проблемы постинтернатной адаптации выпускников . Специалисты учреждений здравоохранения,

    социальный педагог,

    педагог-психолог.

    Юридическая помощь выпускникам Социальный педагог , юрист

    Помощь в организации досуга и отдыха :

    1. Привлечение выпускников в молодежные клубы , общественные организации.

    2. Организация молодежных активов.

    3. Организация и проведение досуга с привлечение выпускников . Социальный педагог,

    педагог дополнительного образования

    Мероприятия программы «Шаг за шагом » не предполагают целевого дополнительного финансирования и реализуются в рамках финансирования образовательного учреждения на текущий год.

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы

    1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе :

    Сформированное представление о смысле жизни,

    Стремление к благополучию, созданию семьи,

    Самостоятельность,

    Комфортность жилья,

    Правильная самооценка,

    Умение общаться и брать на себя ответственность.

    2. Профессиональная самореализация выпускников школы-интерната .

    3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников , возможность их оперативного использования.

    4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников .

    Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы

    Для оценки эффективности программы «Шаг за шагом » и проведения мониторинга по трудоустройству и адаптации выпускников разработан ряд критериев.

    Успешность выпускника интернатных учреждений можно разделить на три уровня :

    Успешный,

    Недостаточно успешный,

    Неуспешный.

    Эти уровни определяются исходя из внешних и внутренних критериев адаптации выпускников интернатного учреждения.

    Внешние критерии Показатели Результаты

    1. Работа Устроился самостоятельно; Работает

    Устроился с помощью

    Устроился через биржу

    Стоит на бирже

    Не хочет работать

    2. Проживание Живет сам Жилье в норме

    Живет на закрепленной площади Жилье не в норме

    Живет у друзей Жилье сдает

    Живет, где придется Не платит

    Живет в общежитии Жилье в норме (временно)

    3. Свободное время Культурно проводит;

    Проводит в клубе Развивает себя

    Проводит с друзьями Неформальная группа

    Проводит с родственниками Сохранение и поддержание связей

    У себя или друга На квартире

    Гуляет сам Случайные знакомые

    У телевизора, компьютера

    Занимается в соответствии со своими интересами

    4. Семейная жизнь Женился (замужем) офиц. Семья нормальная

    Гражданский брак Семья нормальная; Проблемы в семье

    Есть ребенок Нормальный образ жизни

    Не женился (не замужем) Нормальный образ жизни;

    Частая смена партнеров;

    Есть ребенок

    5. Экономическое состояние Содержит себя сам Умеет распределять доходы,

    Не умеет распределять доходы

    Денег не хватает Умеет распределять доходы,

    Не умеет распределять доходы

    Нуждается в деньгах, подрабатывает Ищет возможности заработать;

    просит денег;

    одалживает,

    берет в долг

    6. Адаптация в обществе Адаптировался

    Не адаптировался

    Самостоятелен и рассчитывает только на себя Не поддерживает связи с бывшим учреждением (не обращается регулярно за помощью)

    Сам не может жить, но справляется с ситуацией Помогает другим;

    Живет с друзьями;

    Есть значимые лица; заботится о родственниках;

    Служит в обществе

    Попал в тюрьму; бродяжничает;

    Сомнительная компания

    Внутренние критерии Показатели Результаты

    1. Личностные Чувствует себя таким как все Уверен в себе и своих силах

    Чувствует отличия Постоянно ищет помощи

    Комплекс жертвы Ходит по инстанциям

    Комплекс неполноценности Социальный патронат

    Не чувствует себя таким как все Неуверенность в себе; Страх перед будущим; Одиночество; Отчужденность; Желание находиться среди людей постоянно ; Ищет для себя учреждение; Ищет клуб; Ищет возможности развития

    2. Активность Активен в обществе Принимает участие в выборах;

    Помогает другим детям;

    Помогает другим людям;

    Помогает детскому дому, приюту, интернату

    Пассивен

    Активен асоциально Неформальные группы; хулиганство; драки

    3. Повышение образования и карьера Получает вторую профессию Постоянная работа

    Начальное образование Тратит деньги на образование

    Повышает квалификацию Постоянно учится

    4. Смысл жизни и ценности Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать Стремится реализоваться

    Только мечтает Ничего не делает

    Есть цель жизни Стремиться достигать

    Есть положительные ценности Стремиться создать для него все, что может

    Отсутствует мечта, долгосрочные жизненные планы Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей ; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях