Невропатия: ранняя, врожденная, конституциональная, детская нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез. Детская нервность материал на тему Причины детской нервности

Наиболее психотравмирую­щим, нарушающим отношения в системе «мать - дитя», невротизирующим фактором на первом году жизни явля­ется непринятие ребенка (осознаваемое или неосознавае­мое). Нередко угроза выкидыша, преждевременные Роды. Физиологический процесс рождения ребёнка, детёныша, завершающий беременность.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip10" id="jqeasytooltip10" title="Роды">роды , гипогалактия и так называемые тугие соски трактуются как неосознаваемое непринятие ребенка. Неоправданно ранний отрыв ребенка от матери (к бабушке, в ясли и т.д.) - уже вполне осознаваемое неприятие ребенка, имеющее ощути­мые последствия в виде агрессивности, плаксивости, рас­стройств сна, утраты навыков и т.д. То же наблюдается и при госпитализации без матери.

На втором-четвертом годах непринятие может проявить­ся повышенным вниманием к новорожденному сиблингу и, кроме тревожности и агрессивности, вызывает поистине разъедающие душу невыносимые чувства - ревность и за­висть, а также неосознаваемое чувство вины с тенденцией к аутоагрессии.

В дошкольном возрасте невротизирующими могут стать эмоциональные потрясения при столкновении с незнако­мыми животными, пугающее поведение взрослых, попа­дание в угрожающую ситуацию (в подвал или в колодец), неотступная острая боль, кровоточащая рана и пр. Тревогу, страх, вины может вызвать уход из семьи отца.

Неистово реагируют дети, чрезмерно фиксированные на ма­тери, на попытки матерей изменить привычный стереотип отношений с ребенком (выйти замуж и т.д.), на что ребенок может отреагировать рвотой, энкопрезом, расстройствами сна и т.п.

К пяти-шести годам складывются истинная самооценка и истинное ощущение неполноценности, чему весьма способ­ствует потребность в общении со сверстниками и результа­ты этого общения (дискриминация со стороны сверстников, ощущение вины как «не оправдавшего» надежд родителей).

В семь-восемь лет патогенны конфликт с учительницей и трудности в усвоении программы, кроме того, явная враж­дебность одноклассников.

В предподростковом и подростковом возрасте испыта­ниям подвергаются самооценка и притязания. В межлич­ностных отношениях превалирует страх быть отвергнутым, осрамиться, не соответствовать групповому стандарту. Стремление к самоутверждению и опасение непринятия, сталкиваясь, создают психологический конфликт, способ­ный достичь степени невротического.

Между психотравмой и клиническими проявлениями мо­жет иметь место период внутриличностной переработки психотравмирующей ситуации. Чем ребенок старше, чем сложнее и дифференцированнее личностная переработ­ка информации, тем этот период дольше. Невротическое может возникнуть сразу вслед за психотравмой, невротический Энурез, -а; м. Ночное недержание мочи, наблюдающееся обычно в детском возрасте; чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, может наблюдаться у членов одной семьи. Греч, enurds. Недержание мочи до 2-3 лет явл. нормой, приблизительно у 30% детей мочеиспускание во сне происходит в возрасте до 4 лет, у 10% — до 6 лет, у 3% — до 12 лет, у 1% — до 18 лет.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip19" id="jqeasytooltip19" title="Энурез">энурез и тики - через несколько часов или дней. Чем сложнее сеть психотравмирующих факторов, тем длительнее Скрытый период ответной реакции, время между началом действия раздражителя и акцией клетки, ткани, органа или целостного организма. В течение Латентный период происходят физиологические изменения, необходимые для выполнения реакции.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip3" id="jqeasytooltip3" title="Латентный период">латентный период (до нескольких месяцев).

У детей-невропатов, инфантилов, интеллектуально де­фектных наблюдаются разные формы невротического реагирования.

Невропатия - врожденная детская нервность, в основе которой снижение порога возбудимости нервной системы, дисфункция вегетативной нервной системы. Если невроти­ческие явления возникают у «до того» здорового ребенка, то это не невропатия, ибо последняя врожденна и с рожде­ния проявляет себя расстройствами сна, отказом от груди, срыгиваниями, плохим аппетитом. Способность нервных и мышечных клеток реагировать на раздражение процессами местного и распространяющегося возбуждения. Характеристики возбудимости используются для оценки состояния нервной системы, нервно-психической напряженности.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip1" id="jqeasytooltip1" title="Возбудимость">Возбудимость , раздра­жительность, вспыльчивость и конфликтность сочетаются с быстрой истощаемостью и рассеянностью. В отличие от возбудимой или астенической психопатии, при, хорошая тонкая моторика. Они грациозны и ловки, пла­стичны и нередко музыкальны, быстро психически развива­ются, прекрасно ориентируются в окружающем, в том числе во внутрисемейных отношениях. Характерны для них бес­причинные субфебрилитеты, расстройства стула, простуды. Они требовательны, капризны, настырны. При адекват­ном воспитании, отсутствии неблагоприятных социально- средовых факторов после 10 лет невропаты перестают заметно отличаться от сверстников. В отношении невро­зов уязвимы, но невроз для невропата далеко не фатальная неизбежность.

Если же при минимальной мозговой дисфункции преимущественно поражена диэнцефальная область головного мозга, наблюдаются две специфические формы врожденной детской нервности: вегетопатия и невропатия .

Примечание : Минимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.

Вегетопатия

Головной мозг состоит из коры и подкорковых образований. В подкорковых зонах головного мозга очень важны функции диэнцефальной области, в которую входит и гипоталамус - скопление специализированных нервных клеток, образующих ядра, осуществляющие вегетативную (внутреннюю) регуляцию жизнедеятельности организма. Речь вдет о вегетативной нервной системе. Естественно, диэнцефальная область головного мозга тесно связана с его корой и психическое состояние человека мощно воздействует на вегетативную регуляцию, а состояние этой области мозга, в свою очередь, на психику.

Минимальная мозговая дисфункция с преимущественным поражением диэнцефальной области головного мозга приводит к врожденной форме вегетативной дистонии и к эмоциональной неустойчивости, возбудимости, которую называют вегетопатией.

Ребенок с вегетопатией плохо переносит психические и физические перегрузки - быстро устает и психически истощается; он плохо переносит и магнитные бури, резкую смену погодных условий и климатических зон. Таких детей часто называют метеопатами. Ребенок, страдающий вегетопатией, часто испытывает чувство нехватки воздуха, и у него "одышка", аритмичное дыхание, "вздохи", как у тяжело больного человека; у него неустойчиво артериальное давление, он жалуется на неприятные ощущения со стороны сердца, на головные боли. Отмечается бледность кожных покровов и повышенная потливость, часты жалобы на тошноту, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, на неустойчивость стула, запоры; беспокоят диатез, зуд, часты аллергические реакции, нарушения сна; ребенок возбудим, плаксив, боязлив и тревожен, раздражителен. У него нарушена терморегуляция и температура тела колеблется от 36,2 до 37,2° С. Не случайно таких детей нередко называют "инвалидами вегетативной нервной системы". Естественно, такие дети - нервные и трудные.

Таким образом, в отличие от детей, страдающих психическим инфантилизмом , а также от расторможенных и заторможенных (гипер- и гиподинамический синдром), но физически здоровых, при вегетопатии нервность сочетается с множеством жалоб на телесное нездоровье. В этом случае задача родителей - укрепление вегетативной регуляции водными и закаливающими процедурами (контрастный душ, влажные обтирания), щадящей диетой, лечебными травами: мятой перечной, валерианой аптечной, а также душицей обыкновенной, зверобоем продырявленным, ромашкой аптечной, тысячелистником обыкновенным, хмелем обыкновенным, фиалкой трехцветной. Необходимы и медико-педагогические воспитательные усилия, речь о которых пойдет ниже, в разделе о невропатии.

Невропатия

В случае, если на минимальную мозговую дисфункцию с преимущественным поражением диэнцефальной области головного мозга наслаиваются выраженные переживания женщины в период беременности (сдача экзаменов, трудности на работе, ссоры в семье), т. е. плод испытывает не только физические, но и психические травматизирующие нагрузки, врожденная детская нервность отличается доминированием нервности над вегетативными нарушениями. Конечно, вегетативные нарушения имеют место, но родители жалуются более всего на нервность, несносность ребенка. И тогда речь идет о невропатии.

Ребенок с таким диагнозом, по словам родителей, комок нервов. Бабушка, сокрушающаяся по поводу трудностей воспитания внука, страдающего невропатией, сетует: "Мне было бы легче вырастить семерых детей, чем его одного". Мать в отчаянии восклицает: "Доктор, помогите! Нет больше сил. С того дня, как я принесла сына из роддома, семья не знает покоя ни днем, ни ночью". Именно ребенок, страдающий невропатией, часто остается единственным, поскольку родители заявляют: "Так измучены им, что и думать боимся о другом".

Г. Е. Сухарева выделила два варианта невропатии - возбудимый и астенический . При возбудимом варианте ребенок импульсивен, вспыльчив, эгоистичен, двигательно расторможен и чересчур подвижен, неугомонен. При астеническом варианте он впечатлителен, раним, повышенно обидчив. Он быстро устает, истощается и тогда становится капризным, плаксивым. У него часты несварение желудка, запоры, метеоризм. Характерный для невропатии экссудативно-катаральный диатез сказывается при астеническом варианте в предрасположенности к стоматитам, заболеваниям верхних дыхательных путей, нарушениям пищеварения.

Родители больше жалуются на болезненность такого ребенка, чем на его капризность и требовательность. И о нем, как о менее беспокойном, в данном разделе сказано меньше. Однако четкая грань возбудимости и астеничности редка, и чаще имеет место переплетение того и другого в одном ребенке как выражение контрастности страдающего невропатией. Сложны причины - сложны и неоднозначны последствия. Вот он возбудился и несносен в поведении, вот истощился, сник и вызывает жалость, тревогу за него, за его здоровье.

Очевидно, что астенический вариант невропатии, выделяемый Г.Е. Сухаревой, ближе к врожденной нервности на почве нарушений вегетативной регуляции, т.е. к вегетопатии, и, тем не менее, капризность, требовательность, несносность и депрессивность этих детей позволяют отнести их скорее к невропатичным детям флегматичного темперамента. Возбудимый же, по Г.Е. Сухаревой, вариант невропатии базируется, на наш взгляд, на холерическом и сангвиническом темпераментах.

Чаще всего невропатичный ребенок грациозен, ловок, в его движениях чувство ритма, порывистость и импульсивность, у него живая мимика, выразительные жест и поза. Он чрезмерно подвижен, суетлив, несдержан, но тонок эмоционально, впечатлителен, боязлив и тревожно застывает возле матери при встрече с посторонним. Реже, если поражение головного мозга грубее и обширнее, он диспластичен, уныл, плаксив, раздражителен и капризен, поскольку повышенно истощаем, слаб, он вечно недоволен и для него - "все не так". На его лице - выражение беспокойства или недетской сосредоточенности. Он в таком случае похож на "маленького старичка" или тяжело больного человека. У ребенка с невропатией лицо и слизистые бледны, под глазами синева; волосы у него тонкие, ломкие, как бы прилипшие к головке или вьются венчиком; его руки горячие или холодные, влажные.

Различается ранняя форма невропатии - с самого момента рождения - и поздняя , манифестирующая с четырех-семи месяцев и протекающая тяжелее. При поздней ее форме ребенок сонлив, "спокоен", а по сути дозревает после родов. В этом случае предвестниками невропатии являются атония кишечника с запорами и метеоризмом, вялое сосание, плохая прибавка в весе и общая пассивность. Далее обычно формируется картина астенического варианта.

У детей-невропатов особенно велики шансы впасть в невроз (по нашим наблюдениям 22,3% детей с неврозами страдали в раннем детстве невропатией), как правило, в его истерическую форму (у каждого второго ребенка с истерическим неврозом, по нашим данным, ранее отмечалась невропатия) в связи с впечатлительностью, ранимостью, повышенной эгоистичностью, нарушениями общения. Хотя они и тянутся к сверстникам, но общение с ними неизбежно выливается в конфликт: в игре возбудимые чрезмерно импульсивны, астеничные устают, и все это кончается взаимными упреками, обвинениями, апелляцией к взрослым. Требовательные к сверстникам и взрослым, эгоцентрические, дети-невропаты порождают конфликты всюду, где бы они ни появились. При этом они не агрессивны, а конфликты с детьми возникают из-за завышенных претензий и непомерной обидчивости невропатичных.

Будучи чрезвычайно (симбиотически) привязанными к матери, невропатичный ребенок буквально порабощает ее. Мать в конце концов не выдерживает и умоляет близких дать ей передохнуть, уехать в отпуск одной. Невропатичный ребенок, оставшись без нее, заболевает, несмотря на идеальный уход со стороны отца и бабушки. По возвращении матери он становится еще более деспотичным, требовательным к ней и бдительным, не отпуская ее теперь ни на шаг. Он буквально держится за ее юбку. Ее рука крепко зажата в его ладошке во сне, или каждые полчаса, он не просыпаясь, ощупывает мать, удостоверяясь, что она рядом с ним.

Нередко дети-невропаты предрасположены к вредным привычкам: сосут палец, мнут кожу на шее, грызут ногти и т. д. Особенно трудны невропатичные дети в период оппозиции, который у них начинается раньше - с двух лет - и длится дольше - до семи-восьми лет. Тогда их негативизм с неповиновением, с агрессивной требовательностью, настырностыо, настойчивостью доводит родителей до невроза. При невропатии у ребенка родителей успокаивает только одно - заверение, что к восьми-одиннадцати годам это пройдет.

Невропатия чаще проявляется у мальчиков, чем у девочек (по нашим данным, в соотношении 1,8:1), у первенцев или поздних детей.

Первая характерная особенность детей с невропатией - контрастность . Страдающий невропатией ребенок контрастен, поскольку дисгармоничен. Он агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его злой и настойчивый плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, тонко улавливает настроение матери. Он робок, но и бесстрашен: может вступить в конфликт, в драку с более сильными и даже
с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам же обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем, но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он "вредный", но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду, аутоагрессивен - кусает себя (руки), грызет ногти, надногтевые валики, губы, равнодушен к пище и, будучи эгоистичен, в то же время, как говорит мать "не жалеет себя".

Вторая особенность - психомоторная нестабильность страдающего невропатией ребенка. Вот он весел и вдруг - гнев, слезы, надолго испорченное настроение. Родители говорят, что не знают, с какой стороны к нему подойти и какое именно слово или замечание вызовет отрицательную реакцию, недовольство. Он беспокоен на руках и в постели, а на прогулке выползает из одеяльца, как уж, оказываясь чуть ли не на голове обескураженной бабушки. Он ухитряется перелезть через кроватку или просунуть голову между прутьями решетки манежика. В больнице, яслях и детском садике знают немало случаев, когда таких детей спасали буквально в последнюю минуту. И в этом страдающий невропатией ребенок похож на расторможенных детей с синдромом сверхподвижности .

Третья особенность - сверхчувствительность . Невропатичный ребенок своего рода "принцесса на горошине". Его раздражает складка на простынке, рубчик на трусиках, а тугой воротничок он не терпит совершенно. Часто невропатичных детей беспокоит зуд кожи, волосистой части головы, ушей, промежности, и тогда они расчесывают себя до крови. Сверхчувствительны они и к запахам, и, когда на кухне стряпают, у них появляется головная боль, повышенная раздражительность. Шум и яркий свет возбуждают и обессиливают их.

Четвертая особенность - убыстренное психоречевое развитие . Ребенок-невропат учится читать самостоятельно, по названиям сказок и вывескам магазинов, знает много стихотворений. Он прекрасно ориентируется в окружающем: быстро устанавливает кто есть кто в семье, кого из приходящих в дом родители встречают радостно, кого - с досадой; ловчит, жалуется бабушке на мать, отцу на бабушку, матери на отца. При гостях он охотно танцует, поет, бойко разговаривает или, напротив, упрямо молчит, не вступает в контакт. Нередко он начинает говорить столь рано, что потрясает взрослых. Иногда речь у него задерживается, но затем в один прекрасный день его как прорывает, и с этого момента он говорит много, грамматически правильно. У невропатичных детей часты дислалии , т.е. нечистое произношение звуков или замена одних другими. Речь таких детей эмоциональна, быстра - "пулеметная", и поэтому у них часты запинки в речи. Однако это не заикание и запинки с возрастом проходят без лечения.

Пятая особенность - нарушения сна . Они отмечаются у ребенка-невропата с первых месяцев жизни. Спит он только в определенных условиях - в полной тишине, при подсветке ночником, на руках, при покачивании. Сон его чуток, беспокоен. Ребенок часто просыпается, обязательно с криком, плачем. Часто у него "спокойная бессонница": он играет ночью, как будто вовсе не нуждаясь в отдыхе, протестует при попытке уложить его, укачать или страдает, пытаясь уснуть, найти удобное положение в постели. Во сне он мечется, сбивает простынку, сбрасывает одеяло, поминутно с всхлипыванием меняет позу. Поправив одеяло и уложив его нормально, мать через минуту находит ребенка лежащим на одеяле поперек кровати или с ногами на подушке. Волосики его во сне слипаются от пота. Иногда он путает день и ночь: засыпает только в полночь и спит до полудня. В полтора-два года такой малыш отказывается от дневного сна. При астеническом варианте невропатии дети сонливы, но сон их так же беспокоен, как и у возбудимых. Сон у невропатичных детей налаживается только к трем годам.

Шестая особенность - нарушения вскармливания, аппетита, пищеварения . Ребенок-невропат обычно уже в полтора месяца отказывается от груди, а если и берет ее, то неохотно, лениво, отвлекаясь. Один скорее играет у груди, чем сосет. Другой ведет себя агрессивно, кусает грудь, беспокоен, будто материнское молоко горчит или чем-то раздражает. Мать такого ребенка нередко отмечает злой плач, порывистость движений у груди. Нередко ребенок-невропат быстро устает при кормлении или теряет интерес к нему. Начинаются переживания родителей, связанные с плохим аппетитом ребенка. Срыгивания, рвоты, отказ от пищи - бич страдающего невропатией.

Плохой аппетит сохраняется до семи-восьми лет. Невропатичный ребенок не только "малоежка", но и плохо жует. Создается впечатление, что у него мало слюны и ему не проглотить кусок. Догадливая мать ставит на стол стакан воды, и ребенок поминутно запивает еду. Он способен играть и даже уснуть с куском за щекой, и, стремясь не допустить этого, мать требует, чтобы после еды ребенок открыл рот. На новую непривычную пищу невропатичный отвечает рвотой, иногда подолгу отказывается от мяса ("вегетарианец поневоле"), от твердой пищи или ест что-то одно: или сосиски, или макароны, или хлеб с маслом и сельдью.

Седьмая особенность - нарушения дефекации и мочеиспускания . Регуляция физиологических отправлений ребенка-невропата - постоянная проблема его воспитания. Стул у него учащен, а чаще задержан. Невропатичный малыш нередко отказывается от горшка и до двух-четырех лет при нужде забивается в угол, где и происходит дефекация в штанишки. Мочеиспускание у него, как правило, учащенное, он часто страдает дневным и ночным недержанием мочи (энурез). Иногда отмечается и задержка мочеиспускания.

Восьмая особенность - частое нарушение терморегуляции . У возбудимых это повышенная температура тела (до 37,2-37,6" С), у астеничных - пониженная. Повышенная температура чаще не отражается на их самочувствии и обнаруживается случайно, но иногда может сопровождаться ощущением нездоровья, и тогда им ошибочно ставят диагноз острого вирусного заболевания.

Девятая особенность невропатии заключается в том, что невропатичный ребенок особенно подвержен простудным и инфекционным заболеваниям . Длительно и часто болеющий - нередко невропат даже в том случае, если другие проявления этой формы детской нервности у него выражены слабо или отсутствуют. При невропатии зачастую имеет место иммунодефицит - слабая иммунная сопротивляемость инфекциям. Именно поэтому мы рекомендуем направлять детей, страдающих невропатией, в детский сад не ранее пяти лет.

И, наконец, десятая особенность при невропатии - перевозбудимость вегетативной нервной системы и аллергическая предрасположенность , что приводит нередко к таким осложнениям, как ложный круп, спазм, стеноз гортани, астматический синдром. Такие дети зачастую обнаруживают патологические реакции на прививки. Они, как и страдающие вегетопатией, чутки к переменам погоды, изменениям атмосферного давления и влажности воздуха, отвечая вегетосо-судистыми кризами на приближающееся ненастье, грозу, циклоны. Именно поэтому их также часто именуют метеопатами.

Аффективно-респираторные припадки

У детей довольно часты аффективно-респираторные припадки, когда ребенок закатывается в плаче и в результате спазма гортани у него задерживается дыхание до появления синюшности кожных покровов, он теряет сознание, глазки закрыты или закатываются. Мышцы или расслаблены - и тогда он безжизненно обвисает в руках, или они напряжены - и тогда он как деревянный. Длится это от нескольких секунд до 3-5 минут. Затем спазм гортани прекращается, ребенок с силой выдыхает воздух - "петушиный крик", возобновляется плач, возвращается сознание.

Заболевание начинается преимущественно во второй половине первого года жизни, а заканчивается в три-четыре года, лишь в единичных случаях переходя в эпилепсию. Происхождение заболевания сложное. Чаще всего оно наблюдается у детей с невропатией, реже имеет наследственную природу, или причина его коренится в микрородовой травме. При приступе следует действовать как при обмороках у ребенка: потереть пальцем верхнюю губу, подбородок, поднести к носу ватку с нашатырным спиртом. Для предупреждения приступов и излечения рекомендуем прием в течение шести месяцев подряд валерианы, пустырника и мяты. В более тяжелых случаях врач назначает на полгода-год противосудорожные препараты.

Воспитание детей с врожденной детской нервностью

Итак, возвращение к возгласу "Доктор, помогите!". Общение с ребенком, страдающим врожденной детской нервностью, требует чрезвычайной деликатности и такта. Основные требования - не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если взрослые кричат, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства.

Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, его раздражает, для него непереносимо. Включенный на малую мощность телевизор для него, спящего в соседней комнате, то же самое, что для взрослого бульдозер, работающий под окном его спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия, сдержанности. В шумной крикливой семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения.

Итак, все спокойны рядом с ребенком с врожденной детской нервностью, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно запретами, укорами, замечаниями. Родители должны многие мелочи попросту "не замечать" , ибо жизнь такого ребенка станет непереносимой, если каждый проступок (вся его жизнь до семи лет - сплошной проступок в глазах строгого родителя) будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, смял ковер на полу, потянул скатерть и разбил стоявшую на столе посуду, порвал газету, ест стоя. Конечно, все это непорядок, но у него врожденная детская нервность. Родители всего этого "не замечают". Но вот он в гневе ударил бабушку, или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или вопреки запрету подошел к плите, на которой кипит суп. Это уже принципиально. Здесь нет места колебаниям. Ему строго указывают на недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается.

Ребенок с врожденной детской нервностью предрасположен к истерическому реагированию. Он, как искусный дипломат, использует любую трещинку в отношении к себе взрослых членов семьи. Вот он бросается с криком на пол, добиваясь своего. Родители непреклонны. Крепится и бабушка, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: "Перестаньте мучить ребенка, уступите ему". А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на бабушку. Но родители не позволяют ему добиться желаемого истерическими выходками. Однако они гибки, компромиссны, отделяют мелкое от принципиального. Он просит игрушку, а мама уже отказала ему в покупке. Но коли он уж очень хочет ее и просит вежливо, следует уступить: "Ну ладно, не хотела тебе покупать, но ты сегодня был послушен, так и быть, пойдем к кассе".

Однако, если дело дошло до того, что он улегся на тротуаре у витрины, колотит ногами и кричит во все горло "Хочу!", тут уж родители не уступают. Истероидное поведение ребенка с врожденной детской нервностью в общественных местах нередко рассчитано не столько на мать, сколько на посторонних. Мать крепится, она понимает - уступи ему сейчас, и отныне каждое посещение с ним магазина превратиться в кошмар. Но не тут-то было. На нее обрушивается "общественное мнение". Особенно радикальны сердобольные старушки. Реплики типа "У этих молодых каменные сердца", "Бедный ребенок, ему и конфетки не купят" - самые мягкие из того, что порой слышишь в таких случаях. И если мать, побежденная, уступает, отныне ей лучше не выходить с ним из дому. Он только и будет ждать случая, чтобы с криком улечься в самом неподходящем месте.

Итак, не реагируя на советы прохожих, мать уходит, не оглядываясь. Ребенок долго не выдержит, побежит вслед за ней. Мать, не глядя на него, ждет у первого же светофора. Нельзя перейти улицу, ибо он помчится следом, не обращая внимания на машины. Мать молча берет его за руку и продолжает путь в молчании, потом, успокоившись, тихим голосом говорит: "Я тебя таким не люблю. Никогда ничего такими стыдными поступками ты не добьешься". Если он вырывает руку и его не перевести через дорогу, мать выбирает такой путь, при котором нет необходимости пересекать проезжую часть, а он будет бежать за ней. Не следует в такие минуты обращать внимание на его вопли, на высказывания проходящих мимо. Догадавшись, что мать больше всего опасается его выхода на проезжую часть, он может выбежать на нее. Тогда его берут на руки и несут домой. Когда он успокоится, с ним не говорят как можно дольше. Пусть поймет, что виноват.

И если твердое и спокойное руководство матери и отца, с одной стороны, потакание бабушки всем прихотям ребенка - с другой вообще недопустимы при воспитании, то тем более недопустимы они при воспитании ребенка с врожденной детской нервностью. Такого ребенка ни в коем случае нельзя воспитывать эгоцентрически, как кумира, "единственную радость". Его любят, но без крайностей. Его хвалят, когда он достоин похвалы, но не чрезмерно. Его наказывают, если он провинился, но также без крайностей. Его не демонстрируют гостям. Он склонен общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им "тетеньками и дяденьками", а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками. Общество взрослых перевозбуждает его. В детский сад такого ребенка лучше отправить в пять или шесть лет - в старшую или подготовительную к школе группу. Но двух-трех товарищей-сверстников для него следует найти до того, как он пойдет в детский сад.

Ребенок с врожденной детской нервностью быстро устает, поэтому не следует его водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощиться от впечатлений, перевозбудиться, и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько суток выйдет из строя, будет труднее обычного. По телевизору ему можно разрешить смотреть только мультипликационные детские фильмы.

Как уже говорилось, такие дети быстро развиваются психически, но эту тенденцию не следует поощрять. Им читают сказки, дарят игрушки по возрасту, давая пищу их пытливому уму, но не форсируя умственное развитие , а уделяют больше внимания нравственному воспитанию, неустанно готовят таких детей к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют их физически.

У ребенка с врожденной детской нервностью плохой аппетит, но не следует превращать кормление такого ребенка в некий культ, ходить на голове, чтобы дитя съело "еще кусочек". Это всегда непедагогично, а при врожденной детской нервности и вовсе недопустимо. Пусть он лучше останется полуголодным. Эти дети нуждаются в диете. Исключаются кофе, какао, шоколад, пепси-кола, жареные, острые и пряные блюда, крепкий бульон. Показано ограничение мяса (не чаще 2 раз в неделю). В связи с предрасположенностью такого ребенка к аллергическим реакциям родители осторожно вводят в рацион курятину, рыбу, яйца, икру, ягоды, цитрусовые, виноград, мед и натуральное молоко. Эти продукты включают в диету один за другим, чтобы знать, что именно вызывает пищевую аллергию.

Дети с врожденной детской нервностью страдают бессонницей, однако снотворные им противопоказаны. Такие лекарства вообще не назначают ранее четырех лет. Эти дети часто дают парадоксальные реакции на снотворные и успокаивающие препараты и могут возбудиться, не спать всю ночь после приема фенобарбитала, димедрола, сибазона. Сон у них нарушен в течение многих лет, но не давать же им годами снотворные!

Если бессонница у ребенка, как и нервность, выражена резко, полезно дать ему понюхать пробочку от флакона с настойкой валерианы, повесить на спинке кроватки марлевый мешочек с корневищами и корнем валерианы, листьями мяты перечной, шишками хмеля обыкновенного. Для детей старше одного года можно применять настой из следующего сбора:

Валериана лекарственная (корни и корневища) - 1 ст. ложка;
- вахта трехлистная (трилистник водяной - листья) - столовая ложка;
- мята перечная (листья) - 1 ст. ложка;
- пустырник пятилопастный (трава) - 2 ст. ложки;
- хмель обыкновенный (шишки) - 1 ст. ложка.

Сбор смешивают, столовую ложку сбора заливают стаканом крутого кипятка (в термосе), настаивают ночь, утром процеживают, охлаждают и применяют по десертной ложке для ребенка до двух лет и по столовой ложке после двух лет три раза в день после еды. Настой хранить не более двух суток. Курс - полтора-три месяца.

Чтобы ребенок уснул, следует подержать его на руках и успокоить, что-либо рассказывая ему, согревая его своим телом. Эффективны мягкое растирание пальчиков ног (мягкое разминание их), нежное растирание кожи в области шеи до появления ощущения приятного тепла, зоны за ушами (3 см за мочкой уха) и согревание ладонью макушки головы. Успокаивает манная и рисовая каши, употребленные на ночь, капуста во всех видах. Успокаивающе действуют ванночки для рук и ног (поочередно, через день) в трех-пяти литрах воды с морской солью (6 столовых ложек). Температура воды +42° С, продолжительность - 15 минут. Воду следует подливать, поддерживая требуемую температуру. После ванночки на ручки (ножки) наденьте на 30 минут хлопчатобумажные рукавички (носочки) и уложите малыша в постель.

Врожденная детская нервность при правильном воспитании проходит к семи-восьми годам. Поэтому проявите терпение, изобретательность, отвлекая такого ребенка от капризов, соблюдайте спокойствие, ибо оно передается ему так же, как и материнская нервность и возбудимость. Спокойны родители - спокоен и ребенок. Если же его неправильно воспитывают, способствуют развитию в нем эгоцентризма, вспыльчивости, непомерной требовательности, истеричности, капризности, родители столкнуться с тяжелыми переживаниями, связанными с отклоняющимся поведением своего ребенка, когда он достигнет подросткового возраста. Правильное воспитание гарантирует нормальное формирование личности у ребенка с врожденной детской нервностью.

Детская нервность обусловлена как биологическими, так и микросоциаль-ными причинами, но чаще всего их сочетанием. Биологические причины – травматические, инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые месяцы или годы жизни, а также неблагоприятные наследственные влияния. К микросоциальным причинам относятся переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве. Зачастую микросоциальные причины настолько тесно связаны с биологическими, что их трудно разделить.

Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого периода с момента зачатия ребенка до первого вздоха новорожденного. Беременность протекает по-разному в зависимости от того, желанна она, досадна или, еще того хуже, воспринимается женщиной как катастрофа и неприемлема для мужчины, будущего отца.

Приведем несколько возможных ситуаций, способствующих неблагоприятному течению беременности.

1. Женщина беременна, с радостью сообщила об этом мужу, а он категорически против рождения ребенка. Решилась: «Буду ждать ребенка». Но беременность воспринята конфликтно, и мрачная тень недовольства уже легла на нее. Позже отец полюбит ребенка, полюбит ребенка и бабушка по отцу, издергавшая невестку в период беременности ссорами и упреками. Однако зло уже свершилось – в семье растет невропатичный, трудный ребенок. Сомнения и колебания женщины по поводу рождения будущего ребенка, ее страхи и опасения, недовольство супруга и свекрови, вызывая тягостные переживания беременной, сказываются на состоянии и развития плода. Существует мнение, что дети, которые родились в семье, где родители живут в любви и согласии, красивы, уверенны в себе и оптимистичны.

2. А вот другая житейская ситуация. Любовь, заявление о желании вступить в брак и начало половой жизни до его заключения. Но свадьба, счастливая и волнующая, состоялась, когда у будущей матери шел второй месяц беременности. Приготовления, гости, три дня шумного веселья. Поздравления, обилие впечатлений. Гости курили, облако сигаретного дыма окутывало невесту фатой, она пригубила бокал шампанского. Затем поездка по городам и на море, новые встречи, новые поздравления. А в это время происходит закладка сердца, нервной системы и органов чувств плода. Эмоциональный же стресс сопровождается выбросом гормонов тревоги в кровь матери, через пуповину они поступают к плоду, что небезразлично для него. На 5-м месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. В 6-7 месяцев плод реагирует на резкое изменение положения тела матери, спокоен, если не взволнована беременная. Следовательно, если будущая мать много нервничает, возникает риск появления на свет ребенка с врожденной нервностью – невропатией. По наблюдениям врачей, у 63,2 % матерей детей-невропатов отмечались тяжелые потрясения во время беременности.


Женщина страдает хроническим тонзиллитом, холециститом, у нее кариес зубов, пиелонефрит. Она легкомысленно не подготовилась к беременности, так как беременность “застала ее врасплох”. Лечиться теперь? Но лекарства, боли и страх, испытываемые при стоматологических или ЛОР-процедурах, противопоказаны при беременности. В первые месяцы беременности не следует принимать лекарства без жизненных на то показаний. Лекарства способны накапливаться в тканях и органах плода, и отрицательные последствия их воздействия могут сказаться через многие годы. Не лечиться? Но это еще хуже. Вследствии интоксикации при очаге инфекции у беременной буквально отравляется плод.

Если беременная женщина проводит девять чрезвычайно важных месяцев в своей жизни в душном помещении, спит с закрытой форточкой, мало гуляет, то плод развивается в условиях кислородного голодания - гипоксии. В результате ребенок может родиться с меньшими интеллектуальными возможностями.

Если беременность протекала неблагоприятно и ребенок родился слабым, осложненным окажется не только период новорожденности - первый месяц жизни, не только первый год жизни. Будут осложнены воспитание, формирование характера, личности в целом. Слабый ребенок беспокоен, у него плохой аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, где он живет, чаще заходит врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; ему уделяется больше внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особыми льготами и как-то улавливает это. В результате уже с первого года жизни у ребенка формируется трудный характер. Ребенок уже окреп, но остается по-прежнему не в меру требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманиться, покапризничает. Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто, а с претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центре внимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.

Еще одна из частых причин появления детской нервности – это подавление темперамента ребенка. В классическом варианте темперамент - проявление темпа психических процессов (Стреляу Я., 1982). Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику психических свойств (Мерлин В. С., 1973). Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания (Стреляу Я., 1982). Известна точка зрения И. П. Павлова на преобладание крайних типов темперамента при неврозах (Павлов И. П., 1938). По мнению В. Н. Мясищева, состояние тревоги и страха, тревожной мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в зависимости от темперамента, вызывают реакции эмотивного характера, переходящие в состояние невроза при непонимании со стороны окружающих (Мясищев В. Н., 1973). В концепции В. И. Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования - темпераменту (Гарбузов В. И., 1977). Последний В. И. Гарбузовым рассматривается в измерениях холерического, сангвинического и флегматического темперамента. Меланхолический темперамент объединен с флегматическим, поскольку встречается редко в детском возрасте и представляет, скорее, клинический вариант, чем вариант нормы. Подобного мнения придерживаемся и мы, так как это позволяет к тому же более равномерно распределить темперамент по полярной шкале «холерик - сангвиник - флегматик». В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый, стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик - как «медлительный, неторопливый, медленно говорит, думает, делает»; сангвиник - как среднее двух характеристик.

Характеры, вытекающие из темперамента, особенно наглядно проявляются при преодолении экстремальных обстоятельств, когда их носители, действуя по-разному, эффективно разрешают общую задачу. Родителей по той или иной причине «не устраивает» темперамент ребенка, и они пробуют изменить его, «улучшить». Особенно часто это происходит тогда, когда, например, стремительность ребенка-сангвиника раздражает флегматичную мать или, наоборот, когда мать имеет сангвинистический темперамент, а ребенок – флегматик. В таких случаях холерика хотят видеть покладистым, сангвиника – спокойным и тихим, флегматика – подвижным и быстрым.

К микросоциальным причинам детской нервности или трудности традиционно относят неблагоприятные условия жизни ребенка. Говоря о неблагоприятных условиях жизни ребенка, следует, прежде всего, иметь ввиду неприятие его родителями; отсутствие в семье отца, особенно когда оно остро переживается ребенком; злоупотребление отца алкоголем, как правило, сопровождающееся конфликтным поведением отца, ссорами в семье, исключением отца из процесса воспитания; хроническую конфликтную ситуацию в семье. Взрослые должны помнить, что все это отражается на ребенке. Его интересы страдают более всего, его воспитание тяжело и нередко необратимо нарушается. Ребенок переживает, он морально подавлен, невротизируется, нередко замыкается в себе, ведет себя негативно. Его темперамент подавляется целиком, или заостряются одни его черты при подавлении других, у него формируется трудный характер.

Как это ни парадоксально, трудное детство и у ребенка, которого любят, если на нем фиксируются, им живут, обволакивая его вниманием, удушая чрезмерной заботливостью. Его неистово ревнуют к другим взрослым, не оставляя ни на миг наедине с самим собой. Ребенок в подобных случаях не взрослеет вовремя, или, напротив, взрослеет преждевременно. Подобная любовь тяготит его. Ребенку не по силам роль “смысла жизни”, “якоря” для взрослого человека. Ответственность не по возрасту за другого, замыкание на одном человеке, сужение мира общения ребенка, ситуация “сиамских близнецов”, когда в роли одного из них выступает мать или бабушка, нередко ведут к неврозу.

Теперь посмотрим формирование представлений о том, что “можно” и что “нельзя”. “Можно” и “нельзя” возникает как реакция на “хочу”. “Хочу” - важная проблема. Пожалуй, вокруг удовлетворения или отказа в “хочу” и концентрируется процесс воспитания. Из “хочу” вырастают притязания человека. На достижение “хочу” направлен темперамент. “Хочу”, как и “не хочу”, возникает уже до года. Именно из “хочу” рождается проблема “нельзя” и “можно”, из “не хочу” - сверхпроблема “надо”. От путей ее разрешения на первом году жизни и до 5 лет во многом и чаще всего зависит, каким станет человек - социально благополучным или эгоистом, трудным. Здесь же корни нервности - от ее первых проявлений до невроза, психосоматических состояний.

Еще одной из ведущих причин детской нервности или трудности является задержка умственного развития детей. Эта причина - самое огорчительное и обидное открытие для родителей, которое порождает у них смятение и чувство вины. Она вносит в семью нервозность, иногда - разлад и омрачает отношения как между родителями, так и между ними и ребенком вплоть до неприятия его с решительным высказыванием: “У нас в роду были всякие, но дураков не было ”. Дети, желая как можно больнее унизить такого ребенка, называют его, своего сверстника дураком, а то и пишут на стене “Коля дурак ”. И нет ничего обиднее этого для нашего Коли. Ребенку с задержкой умственного развития становится трудно и неуютно уже в детском саду. Все дети идут направо, а он - налево. Всем почему-то смешно, а ему неясно - почему. Такого ребенка часто и все обижают. Он не понимает воспитательницу, она - его. Непонятное представляется ему опасным или враждебным. Ребенок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию. В школе он также среди отстающих. Учительница не скрывает своей досады, он ей мешает, и у нее невольно вырывается: “Бестолковый!”. Дети в начальных классах дружат с тем, кого ценит учительница, и отвергают того, кем она недовольна. Они презирают его, и он также начинает презирать себя. Он замыкается в себе. Молчит, когда нужно отвечать, молчит, даже если может ответить, и от этого положение его еще больше усложняется. Ребенок растерян и кажется глупее, чем есть на самом деле. Если задержка умственного развития не глубока и заключается в том, что ребенку трудно постичь сложное, абстрактное, теоретическое, а в конкретных, повседневных, практических вопросах он ориентируется, как все, то такой ребенок ощущает свою непонятливость, переживает, нервничает, и у него может возникнуть невроз. Если задержка умственного развития глубока и ребенок переоценивает свои возможности, полагая, что в его неудачах виноваты другие, что к нему придираются, то он начинает протестовать, демонстративно, вызывающе неповинуется взрослым, а сверстникам доказывает свою “правоту” кулаками. Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест может выражаться в чрезмерно раннем интересе к интимным отношениям. Непрерывные санкции, проработки в конце концов допекают этих детей, особенно подростков, вызывают у них враждебное отношение к школе, приводят к трудному поведению. Они ищут понимания и самоутверждения в уличной компании, но и там умственно неразвитых детей используют для “вытаскивания каштанов из огня”, они терпят неудачи, часто попадают в беду. В результате у них формируется невроз, и как правило, истерический.

Во взаимосвязи биологических и микросоциальных причин детской нервности или трудности особое место занимает наличие физического дефекта у ребенка. Физическим дефектом является задержка в физическом развитии, отклонения в нем, генетически неблагоприятные физические данные. Ребенок физически слаб, неловок, плохо координирован, нескладен, мал ростом. Дети обижают такого ребенка, не принимают в игру. Какой из него вратарь, защитник или нападающий, если его пальцем перешибешь? Такому в игре не устоять на ногах. Воспитательница, учительница сердятся, потому что его надо буквально водить за руку. На уроках физкультуры он раздражает тем, что при групповой форме занятий требует индивидуальной опеки. Ребенок ощущает свои неблагоприятные физические данные как неполноценность. Ему стыдно, обидно и страшно. Он избегает бывать на уроках физкультуры. Необходимость раздеваться при всех и предстать в смешном виде мучительна для него. Ему в радость даже болезнь, поскольку она хоть на короткое время избавляет его от насмешек сверстников, вызванных тем, что он не может, как они, прыгать, бегать, подтягиваться на перекладине. Каждому не составляет труда обидеть его. В итоге ребенок и сам начинает презирать себя. Мужчины, которые в школе были самыми маленькими и самыми слабыми, хорошо знают, что это такое, и нередко с горечью вспоминают те годы. Если ребенок толст, неуклюж, то над ним тоже смеются, его дразнят, не принимают в игру. В конце концов и он, будучи униженным, начинает самоуничижаться. Горестная ситуация, зачастую приводящая к детской нервности.

Встречаются у детей и дефекты внешности: косят глаза, явно некрасивы формы носа, ушей или лицо в целом, обезображены рука, нога или шея, грудная клетка. Таких детей сверстники если и не дразнят, то молчаливо отвергают, и ребенок с дефектом внешности рано осознает это, затаенно страдает. Ущемляется самое важное для человека - чувство достоинства, потребность малыша быть не хуже других. Ребенка не утешишь заявлением типа “с лица воду не пьют”. Подобное воспринимается как попытка примирить его с тем, с чем невозможно примириться. Дефект необходимо попытаться своевременно устранить, а если он не устраним - психологически компенсировать.

Как физический дефект воспринимается и хроническая болезнь. Детство проходит в больницах, ребенок подолгу прикован к постели, пропускает школу, тоскливо смотрит в окно на играющих в хоккей, футбол. Дети избегают болезненного, дразнят и не уважают его. И он начинает относится к себе также. Даже пожилому человеку трудно привыкнуть к роли хронически больного; для ребенка это и вовсе непереносимо. Детство и хроническая болезнь - несовместимые понятия. Хронические заболевания - частая причина детской нервности или трудности, источник тяжелых переживаний. Физический дефект омрачает детство, приводит к восприятию его как безрадостного, тяжелого и соответственно относится к неблагоприятным условиям жизни. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок в чем-то был последним. В каждом ребенке есть некая одаренность, изюминка, развивая которую родители примирят дитя с его физическим или иным недостатком, сохранив ему чувство достоинства и радость жизни.

Еще одной распространенной причиной детской нервности являются разводы в семьях. Отец уходит из семьи или сам, или вытесняемый женой. И в том, и в другом случае его уход - это в первую очередь, трагедия для детей. Развод происходит не сразу. Дети чувствуют нелады в семье, растущее отчуждение родителей. Неврозы нередко возникали у детей за 1-3 года до развода родителей, и мать, подумав, соглашалась - невроз начался со времени, когда в семье только возникало напряжение. Развод родителей для ребенка - катастрофа, предательство, унижение. Он не понимает его причин, по-детски бескомпромиссен и не может простить отца. Более старшие дети стыдятся ухода отца, скрывают это от сверстников, ощущают страх перед будущим, испытывают на себе ухудшение жизни после развода. Двойственность ситуации - осуждение отца и тоска по нему - невротизирует ребенка. Еще хуже, если он считает, что в уходе отца повинна мать. Ушедший отец и бабушка по отцу нередко как раз уверяют его в этом. Он живет теперь только с матерью. Ему бы сплотиться с ней, а он в разладе с матерью, конфликтует с ней, и беда удваивается. Ребенок многого не понимает, и поэтому его переживания еще тяжелее. Разочарование в родителях губительно. Как ему после происшедшего верить во все остальное в жизни? И ребенок становится нервным и трудным.

Причиной нервности или трудности ребенка может стать появление в семье отчима. Как бы внимательно не относилась мать к отцу ребенка, малыш привык к этому, воспринимает такое отношение как нормальное, не ревнует. Ребенок воюет с отцом за мать, если его уже сделали чрезмерно эгоистичным. Но и тогда причина конфликта заключена не в отце. Он, в таком случае, воюет за мать против всех и даже против ее работы. Но отчима ребенок воспринимает конфликтно. До его появления ребенок жил с матерью вдвоем, и она безраздельно принадлежала ему. И он сравнивает положение до появления отчима с тем, что стало теперь. И если исстрадавшаяся от одиночества женщина, выйдя замуж, становится менее внимательной к ребенку, полагая, что он никуда не денется, а второй муж, как и первый, может уйти, то ребенок начинает борьбу с отчимом, который как-бы отнял у него мать. Это тяжелая борьба, в которой ребенок может победить, только заболев. И он заболевает неврозом, часто истерическим. Тогда мать оказывается перед трудным выбором, но перед тем как выбрать в пользу ребенка, она борется с ним, и его невротизация усиливается.

Невротические и неврозоподобные расстройства встречаются, как правило, не изолировано, а в различных сочетаниях. Наиболее часто они проявляются в виде заикания, непроизвольного подергивания век, мышц лица, шеи, (тики, гиперкинезы), ночного недержания мочи (энурез), нарушения сна и т.д. Благоприятной почвой, на которой они возникают, является ослабленная нервная система. Поэтому не случайно такие дети обычно бывают вялыми, плаксивыми, раздражительными, часто с пониженным фоном настроения, плохим аппетитом, склонностью к страхам. Как правило, у них нарушается и сон он становится поверхностным, тревожным, сопровождается сновидениями, вызывающими чувство страха, тревоги.

Страшное название… Ранняя детская нервность. Давайте разбираться поэтапно, что же это такое, как воспитывать такого малыша?В качестве синонима синдрома ранней детской нервности выступает невропатия.

Данный синдром характеризуется повышенной нервной чувствительностью плюс ослабленное здоровье малыша.

Синдром ранней детской нервности выставляет невролог либо психоневролог в период до пяти лет включительно.

Признаки

В данный синдром входят следующие ключевые признаки:

  1. Неустойчивость эмоциональной сферы. Проявляется в бурном реагировании, которое с легкостью возникает; плач, беспокойство. Настроение колеблется в течение дня.
  2. Проблемный сон. Малыш с трудом засыпает. В одной стороны, сон чуток, ребенок просыпается среди ночи. С другой, сон, наоборот, очень глубок, ребенок имеет непроизвольное мочеиспускание. Часто плохое настроение и состояние после сна, присутствует капризность, раздражительность. Бывает, что детки до двух – трех лет отказываются от дневного сна.
  3. Нарушения пищевого поведения. Желание питаться снижено, «селективность» продуктов питания. Увеличенный рвотный рефлекс, когда рвоту вызывает, к примеру, субъективно противная по вкусу еда.
  4. Малыш утомляется сильнее при шуме и в состоянии психической напряженности. В таких ситуациях ребенок рассеян, вял и раздражен одновременно. Например, ситуации большого количества людей, парк отдыха, детские площадки, цирк, театр. Даже, когда домой приходят гости! Очень распространено, что малыш хочет попасть в данные ситуации, но по итогу – слезы, раздражение, усталость.
  5. Также у таких деток имеются особенности здоровья. Чаще всего сниженное артериальное давление, головокружения, головные боли, озноб, потливость, метеочувствительность. Также характерны боли в животе, расстройства стула на нервной почве, аллергии, нейродермиты (именно реакция на стрессовую ситуацию), астма, предрасположенность к ангинам, аденоиды. Верхние дыхательные пути подвержены заболеваниям (можно проследить четкую связь со стрессом).
  6. Вероятны нервные тики, заикания, недержание мочи или кала, как у грудного ребенка, так и у детей старше.

Наверное, как вы уже поняли, что детки с синдромом ранней детской нервности – это детки с невероятно повышенной чувствительностью. Обычные для других детей ситуации, для детей с невропатией являются чрезмерными. Такая повышенная чувствительность проявляется даже в коже.

Часто малыши с синдромом ранней детской нервности не охотно принимают ванную, не разрешают расчесывать, мыть волосы, жалуются на «кусачие» вещи.

Ребенок с синдромом ранней детской нервностью может иметь опережающее развитие в интеллектуальной и речевой сферах. Это является последствием сверхактивности нервной системы грудного ребенка. Немного позже такой малыш имеет большой словарный запас, как правило, может рано научится читать.

Признаки невропатии можно увидеть уже у младенца – они имеют беспокойный сон, вздрагивают при малейшем шуме, часто срыгивают еду, имеют метеоризм и колики.
К первому году признаки становятся заметнее, достигают своего пика к двум – трем годам. К пяти годам идут на спад, к десяти почти исчезают, по причине того, что нервная система почти дозрела.

Факторы синдрома

Хочу отметить, признаки, которые я описала выше, могут проявляться отчасти или же в совокупности (когда синдром ранней детской нервности имеет выраженность).

Сейчас следует ознакомиться с факторами, которые имеют влияние на появление у малыша синдрома ранней детской нервности:

  1. Наследственность.
  2. Осложнения в ходе беременности (токсикоз, повышенное давление).
    Стрессовые ситуации при беременности.
  3. Теперь стоит обсудить рекомендации, если в вашей семье растет ребенок с синдромом невропатия?
  4. В первую очередь создаем в жизни ребеночка «охранительный режим». Он должен длиться до пяти летнего возраста, этого времени достаточно, чтобы нервная система укрепилась. Сюда входят такие показатели, как спокойное общение в кругу семьи, уменьшение бытовых шумов (беседы окружающих людей, звуки телевизора, музыка), разумное ограничение контактов и будоражащих впечатлений (гости, парки, цирки и т.д.).
  5. Следует много времени уделять уединенным прогулкам на свежем воздухе в паре мама — малыш (любая родительско — детская пара).
  6. Вторая половина дня ориентирована только на спокойные игры (рисуйте, читайте книжки, играйте с водой, глиной). Вторая половина дня должна проводиться с уравновешенным взрослым (тот, кто спокойно говорит, более терпелив и т.п.).
  7. Не стоит делать упор на развитие интеллектуальных навыков и способностей ребеночка, с синдромом ранней детской нервности стоит обратить свое внимание на развитие эмоциональной сферы малыша. Учитесь узнавать и называть эмоции, как себя самого, так и окружающих; учитесь рисовать и с помощью рисунка выражать эмоциональное состояние; учитесь отзывчивости.
  8. Важно выработать ритуал засыпания. Ритуалы снимут возбуждение, расслабят такого ребеночка, помогут ему уснуть. Это могут быть гигиенические процедуры в определенном порядке, чтение перед сном, расслабляющая, спокойная музыка, нежные поглаживания и легкий «мамин» массаж перед сном.
  9. Не рекомендуется кормление малыша через силу. Вы добьетесь лишь фиксации негативного отношения к еде. Можете сами представить последствия. В помощь вам красивое и интересное оформление пищи, увеличьте ее притягательность. Предложите малышу еду, которую он принимает. Но позаботьтесь о предотвращении запоров. Они часты у таких деток из-за проблем с питанием. Для восстановления стула предложите овощи, фрукты, настои сухофруктов.
  10. Нередок у детей с невропатией и детский онанизм. Если вы заметили, что ребенок онанирует, не стоит сразу кричать, плакать, бить по рукам. Ваша тревожность зафиксирует внимание на этих пока еще неосознанных действиях. Часто мастурбация у маленьких детей – это способ снять эмоциональное и физическое напряжение. Вы должны наладить эмоциональный контакт, поощряйте отзывчивость и искренность, показывайте свое доверие. Так же рекомендуются вечерние прогулки, разговоры с мамой – папой, и купание перед сном.
  11. Обратите ваше внимание, в ситуации истерики не стоит воспитывать малыша. В состоянии охвативших его эмоций, он вовсе не поймет, что вы от него хотите. Только после полного успокоения вашего малыша, спокойно поговорите с ним. Я подчеркиваю, спокойно. Часто плач – это разрядка, он носит позитивную функцию. Если плач – это манипуляция, не закрепляйте данное поведение своим вниманием.

Детский сад. Как быть?

Детский сад для ребенка — невропата – это чрезмерная нагрузка для «несильных» нервов.

Раздражители, такие как неприятная пища, сильный шум, новые люди и вещи вызывают у ребенка раздражение, плаксивость, проблемы с засыпанием, ребенок попросту отказывается ходить в садик.

В период адаптации к саду, у детей с синдромом невропатия снижается состояние общего здоровья. В некоторых случаях малыш продолжительно и сильно болеет.

В лучшем случае отложить поступление в детский сад до пяти летнего возраста. За этот период, как я уже отмечала, нервная система укрепится. У ребенка будет еще один год, чтобы влиться в детский коллектив, в общество.

Если не все выше перечисленные признаки отмечаются у вашего ребенка, они имеют небольшую выраженность, можно попытаться отдать в садик немного раньше, чем в пять лет.

Привыкание у детей — невропатов займет больше времени, чем у других людей. Также это потребует внимательного отношения со стороны взрослых.

  1. Родителям следует осведомить воспитателей в детском саду о свойствах реагирования вашего ребенка. Воспитатель должен дать возможность малышу переключится с активных игр на обычный ритм ребенка: поиграть самому, отвлечься.
  2. Попросить не кормить ребенка насильно.
  3. Рекомендуется забирать малыша пораньше.
  4. После группы необходимо час – два активно поиграть на свежем воздухе, чтобы ребенок снял напряжение.
  5. Вечернее время – спокойное время в дружественной обстановки. Не «напрягайте» малыша, он и так слишком утомлен.

Важно знать «правила» воспитания в семье.

Мы уже говорили про «охранительный режим». Он вовсе не означает сверхопеку.

Синдром ранней детской нервности требует специального отношения к ребенку. Следует учитывать эмоциональную, поведенческую сферы, но, и не забывайте, про физическое здоровье.

  1. Следует отказаться от таких средств воспитания как угрозы, моральные осуждения (частые), физические наказания вообще недопустимы. Следует подкреплять желаемое поведение с помощью доброты, ласки. Поощряйте совместной деятельностью (игры, творчество, познание).
  2. Руководствуйтесь последовательностью и терпением, когда требуете что-нибудь от малыша. Ваши требования должны опираться на возможности ребенка, а не на ваши желания. Это помогает снятию тревожности.
  3. В процессе воспитания вы как семья должны быть сплоченными. Противоречия в вопросах воспитания увеличивают напряженность в чувствах ребенка.

Не бойтесь проконсультироваться с детскими специалистами: психоневрологом, психологом, неврологом. Они порекомендуют нужные средства и проконсультируют по тревожащим вас вопросам.

Для невропатии у детей характерна повышенная возбудимость, чрезмерно быстрая истощаемость, нарушение аппетита и пищеварения, расстройства сна, развитие тиков и заиканий, появление разнообразных аллергических реакций. Очень часто такие схожие симптомы испытывают дети с задержкой психического развития или так называемой умственной отсталостью. Но сравнивать эти 2 разных диагноза недопустимо.

На сегодняшний день в медицине под термином невропатия подразумевается целый ряд специфических психических нарушений, которые присущи для раннего детского возраста. Дети-невропаты активны, любопытны, чересчур эмоциональны, отличаются резким перепадом настроения. Им очень сложно успокоиться и держать себя под контролем.

Слыша диагноз – невропатия или врожденная детская нервность, у родителей возникает много вопросов, ответы на которые мы постараемся дать в этой статье.

Основные причины болезни

По мнению врачей, одной из главных причин развития такого недуга является неблагополучное протекание беременности:

  • стрессы;
  • некоторые хронические заболевания;
  • чрезмерно сильный токсикоз;
  • родовая асфиксия.

В первые месяцы жизни своего малыша стоит очень внимательно следить за протеканием заболеваний, как кроха их переносит (диспепсические расстройства, инфекции).

Ребенок активно развивается, и нервная система испытывает огромную нагрузку. Может возникнуть легкое органическое поражение некоторых зон головного мозга.

Причиной могут также стать травмы, инфекционные поражения и даже недостаточность витаминов.

Невропатия у детей: симптоматика

  • Врожденная детская нервность проявляет себя чаще всего уже с первых дней жизни. Младенец беспокойный, не спит, неохотно берет грудь, вздрагивает от малейшего шума. Плачет и кричит без повода. В дальнейшем возможны частые срыгивания, запоры или поносы.
  • После 2 лет малышам очень сложно сосредоточиться на чем-то одном, они не усидчивы, быстро утомляются.
  • Признаками невропатии могут быть головные боли, астматические приступы, обмороки, резкие колебания артериального давления.

Специалисты по симптомам выделяют две группы больных:

  1. Дети имеют неустойчивые эмоции, повышенную возбудимость, аффективные вспышки, сменяющиеся сильным утомлением.
  2. Больные другой группы имеют повышенную истощаемость, угнетенное состояние, истерические приступы. Им сложно приспособиться к переменам в жизни, они не уверенны в себе.

Впоследствии детская нервность переходит в другие нервно-психические расстройства.

Виды и формы заболевания

Медики выделяют типы невропатии:

  • Периферический. Такой тип болезни вызван нарушением периферической нервной системы. Он поражает нервные окончания, которые находятся в конечностях человека.
  • Краниальный. Вызывает нарушения работы одного из 12-ти пар черепно-мозговых нервных окончаний. Вследствие чего может нарушаться зрение или слух.
  • Автономный. Поражает вегетативную нервную систему. Она отвечает за работу сердца, пищеварение и другие важные функции организма.
  • Местный. Этот тип недуга может повреждать лишь один или группу нервов конкретного участка тела. Симптомы проявляются внезапно.

Возможные осложнения и последствия

Очень редко случается так, что к 6-7 годам ребенка исчезают все психоневрологические расстройства.

Но в большинстве случаев симптомы лишь ухудшаются (возникают вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения двигательной сферы, развивается детский невроз) и создается фон для формирования психопатии.

В двухлетнем возрасте может уже проявляться гиперкинетический синдром, то есть дети становятся гиперактивны, но не целенаправленны. Регрессируют психические процессы.

В дальнейшем часто возникают ночные страхи и кошмары, периодически наступают нарушения дыхания. Могут быть жалобы на боль в области сердца, живота.

Как осложнение проявляются пароксизмальные нарушения. Больные страдают эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, энурезом и энкопрезом.

Диагностические мероприятия

В случае проявления нескольких, даже на первый взгляд неясных симптомов, которые могут напоминать невропатию, необходимо немедленно обратиться к доктору (детскому неврологу).

После осмотра внешнего вида ребенка, нужно пройти стандартное обследование:

  • общий анализ крови, который определит СОЭ (иными словами - скорость оседания кровяных телец эритроцитов);
  • расширенный анализ мочи;
  • рентген грудной клетки;
  • измерить уровень глюкозы плазмы после еды;
  • сделать электрофорез сывороточных белков.

В зависимости от результатов доктора назначают дальнейшую тактику обследования. Проводят электромиографию, измеряют скорость проведения у больного его нервного импульса и берут на биопсию нервное волокно.

Как проводится лечение

Лечение невропатии проводится как комплекс медико-педагогических действий. Применяются меры для контролирования симптомов недуга и борьбы с первопричиной болезни.

Медикаменты назначаются только врачом. Это могут быть:

  • общеукрепляющие средства;
  • и так называемые седативные препараты.

Коротким курсом выписывают раствор бромида натрия 1% (200 мг) и кофеин-бензоат натрия 0,05 г по 1 чайной ложке трижды в день. Клизмы с сульфатом натрия применяют в дошкольном возрасте.

Подростки под наблюдением доктора проходят курс лечения легкими транквилизаторами. Это могут быть Либриум (от 10-ти до 30-ти мг в сутки), а также Седуксен (от 5-ти до 20-ти мг), Аминазин (не более 100 мг в сутки). Но чаще всего к лекарственным средствам советуют не прибегать, особенно в раннем возрасте.

  • прием витаминов;
  • водные процедуры;
  • гимнастику;
  • массаж;
  • и полный покой, чтобы дать восстановиться нервным клеткам.

Нужна ли реабилитация после лечения

Ребенок после лечения патологии нервной системы нуждается в домашней реабилитации. Но родителям следует понимать, что тяжелые повреждения в детстве нервного волокна, к сожалению, не поддаются восстановлению.

При прохождении курса реабилитации, очень важно, чтобы дети уделяли особое внимание физическим упражнениям, закалялись, часто пребывали на свежем воздухе. Обязательно стоит придерживаться беспрекословно всех рекомендаций лечащего доктора. Консультироваться с детским психологом, педиатром.

Средства и способы профилактики невропатии

Профилактика невропатии заключается в том, чтобы, в первую очередь, обеспечить нормальные условия беременности.

А после рождения ребенка уделять особое внимание сбалансированному питанию, мерам воспитательного и гигиенического характера, рационально организовывать занятость и отдых ребенка.

Опыт родителей

Как показывает статистика форумов, где обсуждалась тема невропатии у детей, родители справлялись все же с расстройствами у детей.

Известно, что кроме медикаментозного лечения, применяли они и другие меры. Пытались окружить ребенка заботой и лаской, проводили лечебные массажи, записывали детей в бассейн или возили к морю.

Доктор советует

Важно своевременно распознать признаки невропатии у ребенка и обратиться в медицинский центр. Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос и развивался в атмосфере любви и спокойствия, придерживался постоянного режима и избегал высоких эмоциональных/физических нагрузок.

Видео к статье

Вы еще не лайкнули?

Нервная система играет определяющую роль в функционировании человеческого организма и выполняет множество функций. Даже незначительное нарушение в ее работе может привести к развитию серьезных неврологических заболеваний. Возникновение таких патологий у детей, к сожалению, довольно распространенное явление, и невропатия среди них занимает не последнее место.

Детская невропатия – это врожденная или приобретенная аномалия развития центральной нервной системы. Возникновение детской невропатии сопровождается такими симптомами как:

  • повышенная возбудимость;
  • отсутствие аппетита;
  • расстройство пищеварения и сна;
  • частые проявления разного рода аллергических реакций;
  • в некоторых случаях могут наблюдаться такие явления, как нервный тик и заикание.

Невропатию в зависимости от количества пораженных нервов разделяют на:

  • мононевропатию – поражение одного или нескольких одиночных нервов, которое может развиваться параллельно или последовательно;
  • полинейропатию – патологический процесс охватывает множественные нервные образования, в частности, спинно- и черепно-мозговые нервные стволы. Поражения развиваются одновременно.

На сегодняшний день выделяют 4 уровня нервно-психического реагирования (сформулированные В.В. Ковалевым):

Особое место занимает слуховая нейропатия (нарушение слуха, при котором происходит искаженная передача звука в головной мозг). При данном виде нейропатии у ребенка часто наблюдается задержка речевого развития.

Слуховая невропатия была выявлена недавно, но уже установлено, что одной из основных причин ее возникновения в большинстве случаев является генетический фактор (наследственность).

Чтобы лечение было назначено своевременно, очень важно знать по каким причинам может возникать данная патология и как именно она протекает (какими симптомами может сопровождаться).

Причины и симптоматика

Основными причинами возникновения патологии у ребенка являются:

  • инфекционные поражения (невропатия, которая возникает в результате патологического воздействия инфекций на организм, в том числе внутриутробных);
  • полученные травмы (невропатия, которая возникает в результате полученной травмы);
  • сахарный диабет;
  • компрессионно-ишемическая невропатия (происходит в результате сдавливания нервного волокна в области костного канала).

Диабетическая нейропатия

Причиной развития данной патологии может также стать неблагополучное (сложное или тяжелое) течение беременности матери, сопровождаемое такими явлениями как:

  • стрессы и депрессии;
  • родовая асфиксия;
  • сильный токсикоз;
  • хронические болезни.

Симптомы невропатии зависят от ее вида, возраста, причин возникновения и других факторов, но общая клиническая картина выглядит следующим образом:


В зависимости от возникающих симптомов специалисты также выделяют 2 основные группы больных:

  1. Дети с неустойчивой психикой, проявлениями повышенной возбудимости (нервностью) и аффективными вспышками, сменяемыми сильным утомлением.
  2. Ослабленные дети, что проявляется угнетенным состоянием и истерическими приступами.

Неврологические заболевания доставляют множество неудобств детям и родителям. Поэтому если наблюдаются такого рода нарушения, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Диагностика и лечение

Для выявления невропатии (постановки точного диагноза) понадобится комплекс диагностических мер:


Схема терапии

Тактику лечения определяет лечащий врач. Чаще всего при невропатии проводится терапия, включающая также комплекс медико-педагогических действий. Лечение лекарственными средствами проходит с назначением следующих медикаментов:


Для ребёнка с диагнозом «невропатия» полезны также физиотерапевтические мероприятия: гимнастика, массаж и водные процедуры (водные ванны, плаванье, контрастный душ и субаквальный массаж).

Народные методы лечения редко назначаются для лечения невропатии у детей. Но иногда могут быть рекомендованы к применению чаи из разнообразных лекарственных трав, оказывающие успокоительное действие. Могут применяться:

  • липа;
  • мята;
  • пустырник;
  • мелисса;
  • зверобой;
  • ромашка;
  • душица.

Нетрадиционная медицина должна использоваться по назначению и под строгим контролем лечащего врача, так как может не только не оказать лечебного действия, но и навредить (особенно это касается лечения пациентов детского возраста).

Нормализация психологического состояния ребенка при невропатии играет чуть ли не главенствующую роль, поэтому очень важно, как родители будут справляться с проявлениями данной патологии. Несколько правил для родителей:

  • общаться с ребенком спокойно и сдержанно (не стоит переходить на крик);
  • не дергать постоянными укорами, замечаниями и запретами (дети с данным неврологическим расстройством чрезвычайно впечатлительны);
  • не стоит постоянно уступать и потакать (истерики часто бывают всего лишь способом манипуляции);
  • проявлять любовь, не впадая в крайности;
  • не поощрять ребенка сладостями (дети с невропатией часто страдают от аллергии и расстройства пищеварения).

Профилактика

При своевременном лечении невропатии, прогноз благоприятный. При отсутствии адекватного лечения и правильного психологического воздействия на ребенка позднее родители могут столкнуться с множеством проблем: эгоцентризмом, вспыльчивостью, истеричностью, непомерной требовательностью и др.

Профилактическими мерами являются:


При наличии у малыша данной патологии, родителям стоит запастись терпением, так как терапия данного заболевания – достаточно длительный и изнуряющий процесс. Важно понимать, что капризность ребенка в данном случае это не признак избалованности, а серьезная проблема со здоровьем.

Якутина Светлана

Эксперт проекта OInsulte.ru