Почему ребёнок начинает кусаться и щипаться: как отучить . Что о нас говорят наши вредные привычки? Привычка кусать щеки и губы

Маленькие дети часто кусаются. Это явление объяснимо у грудничков, но в 2-3 года подобная привычка должна насторожить родителей. Опытные психологи подскажут, как отучить ребёнка кусаться и щипаться.

Почему ребёнок кусается

Причины подобного проявления агрессии зависят от возраста малыша, поэтому и меры должны приниматься разные.

Дети грудного возраста

Груднички начинают кусаться в тот период, когда у них прорезаются зубки. Дёсны воспаляются и чешутся. Поэтому малыш тянет в рот любой предмет. Часто во время грудного кормления дети прижимают дёснами материнскую грудь или отцовский палец. В этот период для него надо подготовить набор мягких резиновых и пластиковых игрушек для кусания. Хорошо также давать ему морковку или яблоко. Конечно, в этот момент надо быть рядом и проследить, чтобы он не подавился. Можно обезболивать крохе дёсны с помощью гелей, если разрешил врач. Малыш меньше будет кусаться, если проводить ему каждый день массаж дёсен пальцем или мягкой силиконовой зубной щеточкой. Действия крохи вызваны неосознанным желанием устранить или смягчить зуд и болезненные ощущения в дёснах. Поэтому надо просто переждать, пока у малыша прорежутся зубки. Однако мама не должна терпеть боль от укуса. Ребёнку надо объяснить в доступной форме, что нельзя так поступать. Можно отнять грудь на минутку, посмотреть строго на малыша и одновременно предупредить, что так делать не надо. Если переждать период прорезывания зубов, то кроха постепенно отвыкнет кусаться. Годовалому малышу, если он на грудном вскармливании, стоит показать, что маму только обнимают и целуют, а не делают ей больно.

Возраст 1,5-2 года

Сложнее отучить ребёнка от кусания или щипания в 2 года. В этом возрасте действия малыша могут быть неадекватным ответом на какую-либо ситуацию. Он может не только кусаться, но и щипаться или царапаться. Поэтому родители, прежде чем что-то предпринимать, должны подумать и понаблюдать за крохой. Нужно выяснить, каковы его отношения с другими детьми. Возможно, его агрессия является формой защиты. Родителям лучше всего проконсультироваться с детским психологом и выяснить причины такого поведения.

Привычка кусаться может появиться из-за частых конфликтов в семье и дефицита внимания к маленькому человеку. Своим поведением он хочет привлечь внимание родителей. В эти годы ему больше всего нужны близость и ласка матери и отца. Ни в коем случае нельзя устраивать семейные ссоры на его глазах. Опыт психологов свидетельствует о том, что привычка кусаться и царапаться в моменты игровых конфликтов имеется у детей, растущих в конфликтных семьях.

Как отучить малыша кусать и щипать, если эта неприятная привычка появилась у него с посещением детского сада? Возможно, его поведение является ответной реакцией на стрессовую ситуацию, связанную с новой обстановкой, незнакомыми ребятами и воспитателями. Малыш по-своему реагирует на любые проблемные для него ситуации: конфликты, рождение в семье младших детей, перемену места жительства и привычной обстановки, переутомление.

С помощью укусов или щипания кроха может выражать различные эмоции. Они бывают не только негативными (злость, обида), но и позитивными. Он может кусать, выражая свою радость и любовь к маме, которая пришла домой с работы. Не нужно ругать его за проявленные эмоции. Надо просто объяснить, что можно по-другому выразить их, например поцеловать маму, попрыгать.

Причиной вредной привычки может быть и сниженная тактильная чувствительность его ротовой полости. Обычно такое случается с детьми, которые долгое время не отказываются от пустышки.

Как отучить

Если понятна причина агрессии ребёнка, возможны следующие действия.

Действенной мерой является смена деятельности ребёнка. Если он переутомился от активной игры, надо заменить её на спокойную: рисование, лепку, составление паззлов. Малыша, уставшего от долгого сидения, надо привлечь к подвижным играм. Физическая активность даёт выход негативным эмоциям, ребёнок становится спокойнее. В доме нужно устроить уголок, где он будет иметь возможность бегать, прыгать и кувыркаться.

Если агрессия направлена на то, чтобы привлечь внимание взрослых, нужно продемонстрировать малышу, что он добился обратного результата. Встав перед ним, надо объявить, что мама с папой не будут играть с кусающимся карапузом, а своим поступком он себя наказал сам. У ребёнка очень быстро пропадёт желание самоутверждаться таким способом.

Надо с малых лет приучать малыша выражать свои чувства с помощью слов. Следует чаще хвалить его за проявление спокойствия. При правильном подходе к 3-4 годам у малыша сформируются положительные качества: чувство собственного достоинства, способность к дружелюбному общению со сверстниками, уверенность в себе.

Ребёнок должен быть окружён любовью и заботой. Он неосознанно копирует поведение взрослых. Поэтому нужно создать ему комфортную обстановку для разностороннего развития.

Некоторые родители, желая отучить ребёнка от агрессии, в ответ сами кусают его. Такие действия не приведут к желаемому результату. Малыш уверится в том, что и родители действуют таким же способом.

Для детей с пониженной чувствительностью кожного покрова можно посоветовать обогащение рациона твёрдыми фруктами, овощами, которые приходится долго жевать. Для них также полезны физические упражнения, которые укрепляют внутриротовые мышцы, например надувание воздушных шариков, пускание мыльных пузырей, игра на дудочке.

Поведение в детском садике

Как же можно отучить ребёнка щипаться и кусаться среди своих сверстников в детском саду?

Почему ребёнок начинает кусаться и щипаться: как отучить

Если подобный случай произошёл в детском саду, надо на глазах малыша подойти и успокоить пострадавшего, обработать место травмы. Кусающийся ребёнок должен видеть, что сочувствие окружающих на стороне «жертвы». Возможно, он и сам захочет помочь в обработке ранки.

Если агрессия в детском саду для малыша является защитной реакцией, надо спокойно поговорить с ним и объяснить преимущества нахождения среди ровесников.

Надо внимательно последить за ребёнком. В тот момент, когда он соберётся укусить другого малыша, следует быстро подойти к нему и закрыть рот ладонью. При этом нужно объяснить своё действие, твёрдо и строго сказав, что кусаться нельзя. Такое решительное поведение со стороны взрослых обязательно охладит его желание.

Как можно отучить ребёнка кусаться в детском саду, если ему больше 3 лет?

Проявляя агрессию в этом возрасте, он пытается влиять на окружающий его мир, подчиняя его себе. Такой малыш кусает только ребят в детском саду, а дома своих близких он не трогает. Психологи советуют практиковать более внимательное наблюдение за подобными мальчиками и девочками. Надо постараться выяснить, когда это было в первый раз и что предшествовало укусу. Возможно, в группе есть другие дети, подающие дурной пример. Разговор с малышом по душам поможет объяснить ему, что укусы - не самое лучшее решение вопроса. Взрослые никогда не будут вести себя таким образом. Одним из эффективных способов отучить ребёнка кусаться является спорт. Малыш, занимающийся плаванием, искусством самообороны или другими видами, уже не будет выяснять отношения с помощью укусов. Если же агрессия не уменьшается, лучше обратиться к специалисту. Существует множество причин подобного поведения детей. Благодаря их гибкой психике ситуацию всегда можно исправить добрым отношением и терпеливым трудом.

Привычка кусаться у детей - довольно распространенная проблема, начиная с полугодовалого возраста. Именно тогда начинают резаться первые «молочные» зубки и ребенок с упоением вгрызается во все, облегчая, таким образом раздражение. У детей более старшего возраста, около 2-3х лет, привычка кусаться – это один из приобретенных социальных навыков. Маленькие дети могут укусить по различным причинам. Определение причины, по которой ребенок кусается в конкретном случае, поможет вам развить соответствующую технику поведения с ним и методы борьбы.
1."Расстроенный кусальщик" Малыши часто кусаются, когда злятся, расстраиваются или возмущаются. Если их главные потребности, такие как: голод, жажда, желание сходить в туалет, когда они хотят спать - остаются не замеченными взрослыми, это может расстроить или разозлить их и вызвать у них желание укусить кого-нибудь. Даже при том, что ребенок, возможно, не намеревался вредить другому человеку, взрослые должны реагировать на это с неодобрением. Объясните кусающемуся ребенку, что укусы причиняют боль другим людям, и не разрешайте так делать. Вы можете помочь расстроенным кусающимся детям, обучая их соответствующим жестам как выражать свои чувства или получить то, в чем они нуждаются. Хвалите детей, когда они делают успехи в своих попытках. Кроме того, наблюдайте за признаками появления у ребенка плохого настроения.
2. "Защищающийся кусальщик" Некоторые дети, чувствуя, что они подвергнуты опасности, кусаются в целях самообороны. Они могут быть подавлены окружением, и их укус - это средство восстановления контроля ситуации. В этом случае, используйте уже упомянутые интервенционные методы, и уверяйте ребенка, что его права и имущество (игрушки, одежда) в безопасности. Дети могут стать жертвами ситуации, такой как недавний развод родителей, смерть дедушки или бабушки, или такой, когда мама возвращается к работе после декретного отпуска. Кусающийся ребёнок, находясь под властью одной из этих ситуаций, может требовать дополнительного внимания и ласки, особенно если имеет место опасность физического насилия дома или по соседству. В любом случае, связь между ребенком и тем, кто о нем заботится, должна быть столь же теплой и располагать к себе насколько это возможно.
3. "Властные кусальщики" Некоторые дети испытывают сильную потребность в независимости и в управлении. Как только они видят реакцию на их кусание, такое поведение усиливается. Дайте ребенку выбор в течение дня и укрепите положительное общественное поведение (например, выражаёте ему свою благодарность). Если ребенок добивается внимания, когда он не безобразничает, он не будет прибегать к агрессивному поведению, чтобы почувствовать ощущение личной власти.

Никогда не бейте и не кусайте ребенка в ответ!

Подход должен быть спокойным и поучительным. Ребенок не должен получать никакой награды за то, что он не кусается и никакой "отрицательной награды" за то, что кусается. Родители и те, кто смотрит за ребёнком, должны сотрудничать, чтобы препятствовать желанию детей кусаться. Если детям разрешают демонстрировать такое поведение дома, не будет никакого шанса на устранение этого поведения в каком - бы то ни было детском заведении, в этом случае не поможет ни одна программа для воспитания детей. Работая в команде, педагоги и родители могут определить возможные причины того, почему ребенок кусается, и среагировать соответственно. Присмотритесь и сделайте некоторые выводы. Ребенок всегда кусает одного и того же человека? Может он просто устал, не в настроении или голоден? Будьте готовы вмешаться немедленно, но осторожно. Обучение детей (соответствующими их возрасту способами) держать себя в руках поощряет развитие веры и чувства собственного достоинства. Мы можем отучить детей кусаться и научить их самоконтролю.

Как для взрослых, так и для детей, ключ к росту и осознанию - это понимание.

Если Вашего ребенка кусают в детском садике или в яслях, то в первую очередь выясните причину такого поведения детей, ведь может быть виноват именно Ваш ребенок. Довольно часто бывает так, что объектом нападений становиться застенчивый ребенок, или же Вы выбрали взрослую группу для Вашего ребенка. Даже один год разницы – это огромный шаг в развитии маленьких детей. Бывает и так, что ребенок не застенчив, а наоборот – активный и общительный малыш, но он всё равно «попадает под удар». В таком случае Вам следует выяснить и предупредить попытки ребенка спровоцировать других детей на укусы.

Вы с детства грызете ногти? Или машинально выстраиваете по линеечке флакончики на туалетном столике свекрови? Не даете зажить ранке, все время ее расцарапывать? А ведь все эти привычки — сигналы нашего подсознания.

Научившись распознавать их скрытые причины и значения, можно понять, как человек относится к себе и окружающим, что он не хочет показать миру, и даже то, чего он сам не знает о себе.

Именно потому мы решили выяснить то, о чем на самом деле говорят наши вредные привычки.

Привычка грызть ногти или школьные неврозы

Существует целая плеяда так называемых «школьных» неврозов или неврозов навязчивых движений, приобретаемых обычно в детстве - грызть ногти, колпачки, карандаши, ручки.

По мнению психологов, привычка грызть ногти свидетельствует о внутренней тревоге, о неосознанном напряжении. Пытаясь разрешить внутренний конфликт, “грызун” переводит его во внешнюю, физическую плоскость - он буквально гложет самого себя.

Как правило, эта привычка связана с недостатком любви к себе, с заниженной самооценкой. Обкусывая ногти и делая свои руки отвратительными, человек неосознанно наказывает себя за то, что не достоин любви.

С точки зрения психоанализа, любой вытянутый продолговатый предмет (будь то ручка или палец) для нашего бессознательного является фаллическим символом.

Привычка посасывать, покусывать что-то подобное является неосознанным способом получать оральное удовольствие. Возможно, это свидетельствует о значительной концентрации на эротических удовольствиях.

Привычка справляться со стрессом через курение

Психологи единодушны во мнении: разговоры о физиологии — не более чем попытка оправдать нежелание отказаться от вредного пристрастия. Курение прочно ассоциативно связано с отдыхом, оно дает иллюзию расслабленности, исполняет роль неких психологических «обезболивающих».

Компенсируя сосательный рефлекс, курильщик испытывает покой и умиротворение младенца, сосущего материнскую грудь, удовлетворяя тем самым потребность в любви и пище.

Многие уверяют, что курят для того, чтобы сконцентрироваться, считая, что курение помогает сосредоточиться. Кому-то курение облегчает установление социальных связей - в курилке проще завязать разговор ни о чем, чем в офисном коридоре.

Какая бы причина ни лежала в основе эмоциональной зависимости от сигареты, для того, чтобы бросить курить, необходимо избавиться от нее, отыскав иные способы концентрации, расслабления или общения с окружающими.

Привычка бесконтрольного приема пищи - переедание

Пищевые зависимости по степени распространенности прочно выходят на первое место, опережая наркоманию и алкоголизм. Мы едим, не ощущая вкуса и запаха пищи до тех пор, пока не становится дурно и ремень не врезается в бока.

Как следствие — тяжелый сон, проблемы с пищеварением и набранные килограммы, ненависть к себе и - как в заколдованном круге - возвращение неконтролируемого желания эту ненависть заесть.

Причина большинства вредных привычек — это желание получения наслаждения. Еда — это сильнейший и самый доступный его источник. Переедая, мы восполняем недостаток положительных эмоций, притупляем реакции на стрессовые ситуации.

Многие эмоциональные едоки защищают себя от более сильных в психическом отношении людей. К тому же, в нашем подсознании существует сильная связь еды и секса: и то, и другое вязано с нарушением границ нашего тела и несет наслаждение.

Недостаток любви мы зачастую пытаемся компенсировать сексом. А когда ощущаем нехватку любви и секса, компенсируем это едой.

Привычка кусать губы и щеки

Людям, которые имеют привычку обкусывать губы и щеки с внутренние стороны, хорошо знакома проблема стоматита - появления язвочек во рту. Однако эта проблема - не единственная.

Рот — это место, через которое мы принимаем огромное количество чувственных удовольствий, связанных со вкусом и эротикой. Бессознательно нанося себе повреждения этой зоны, человек наказывает себя за излишнюю внутреннюю ориентацию на эти наслаждения.

Часто подобное навязчивое действие означает также стремление к независимости и автономии от окружающих. Например, уже взрослый человек психологически больше не может жить с родителями, но у него нет возможности отделиться от них.


Привычка хрустеть пальцами

По наблюдениям врачей, мужчины чаще хрустят суставами пальцев, нежели женщины. Любители похрустеть утверждают, что такая привычка помогает им снять напряжение, разработать затекшие суставы и расслабить кисти рук.

Но чаще всего эта привычка говорит о внутренней неуверенности в себе.

Фанатичная любовь к порядку

Они наводят порядок везде, где бывают, независимо от того, насколько это уместно. Эта привычка говорит о компульсивной тяге человека к совершенному, которая мешает чувствовать себя комфортно, если вдруг кто-то поставил бокал не в ровень с остальными.

Если Вы постоянно обрываете отовсюду этикетки (от упаковок с шампуней, баночек, бутылок) - это также свидетельствует о Вашем перфекционизме. Чистая и гладкая поверхность выглядит более совершенной.

Зацикленность на теме порядка в психологии называется “акцентуацией” и даже имеет фрейдистское объяснение. Люди, которых в детстве приучали к горшку, прибегая к жестким командным методам, всю жизнь не выносят малейшего нарушения порядка, трут, чистят и расставляют все по линеечке.

Это особенность характера, а не заболевание. Однако стоит учесть это и не повторять ошибкок своих родителей при воспитании собственных детей. А также осознать, что мир не идеален, и это нормально.

Привычка расцарапывать ранки и прыщи

Если Вам не дает покоя появившийся прыщик или заживающая ранка, появляется острое желание их расковырять, то скорее всего, Вам необходимо предпринять действия в отношении восстановления внутренней гармонии.

Эта привычка сродни обкусыванию ногтей, и говорит о беспокойстве, тревожности и неудовлетворенности. По исследованиям финских психологов, человек, имеющий такую привычку, пытается подобным способом наказать себя за глупые или непристойные мысли.

Это можно воспринимать как символическую расправу с собственной агрессивностью. Подобные действия можно рассматривать как аутоагрессию (агрессию, направленную против себя) в целях привлечения внимания к собственной персоне.

Привычка рвать бумагу

В привычке рвать бумагу выражается стремление человека реализовать собственную агрессию, направленную вовне.

В случае, когда невозможно высказать собственные злость, раздражение, неудовольствие напрямую “виновнику”, человек выбирает социально приемлемые варианты замещающих действий.

Источник сайт

Кусание - поначалу просто игра, носящая экспериментальный характер, ведь дети не понимают, что этим они причиняют кому-то боль. Он уже много раз кусал кольцо для прорезывающихся зубов, погружал зубы во многие мягкие игрушки, грыз ограждение своей кроватки и не слышал в ответ ни единой жалобы. Но когда ребенок впервые сталкивается с человеческой реакцией, она часто бывает такой, что поощряет его продолжить свои действия, для того чтобы вызвать новую реакцию. Он нашел смешным выражение лица матери, когда укусил ее за плечо, испуганный вид и шутливое 0й! укушенного отца его развеселили, а слова бабушки:

Как мило, он меня укусил - счел прямым одобрением. Как ни странно, даже сердитое 0й! или строгий выговор могут усилить привычку кусаться, поскольку ребенок находит забавной и такую реакцию или видит в ней вызов своему растущему чувству независимости. Если вы укусите его в ответ, то тем самым можете только ухудшить ситуацию: это не только жестоко, но, кроме того, подобный поступок с вашей стороны даст ребенку основание считать, что такое поведение вполне допустимо, поскольку его демонстрируют родители. Наилучший способ - это спокойно отстранить ребенка от укушенного места и строго сказать ему: Нельзя кусаться. Затем быстро отвлечь его внимание каким-либо способом. Делайте это каждый раз, когда он вас укусит, и в конце концов он поймет, чего от него хотят.

Грудные дети, пробуя всё на зубок, часто кусаются. Таким образом

они удовлетворяют своё природное любопытство или выражают восторг.

Иногда, ребёнок покусывает, чтобы ослабить боли в дёснах, когда у него режутся молочные зубы.

Одни кусаются меньше, другие больше, а некоторые, попробовав укусить свою маму однажды и увидев её искажённое от боли лицо, оставляют навсегда это

занятие, настолько сильным оказывается потрясение, которое переживают и они сами и их мамы, укушенные острыми молочными зубами.

Другие же, по разным причинам так и не поняв меру дозволенного, продолжают кусаться и в 2-3 года, а в отдельных случаях даже и в 4-5 лет!

Причем, потерпевшими могут оказаться и они сами. Это случается, как правило, с детьми, требующими особенного и повышенного внимания.

Часто дети кусаются, выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию.

Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя не адекватно,

не могут сдержать своих отрицательных эмоций.

Несколько конкретных советов психолога:

*Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.

*Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в вход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

*Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.

*Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что »кусаться нельзя!». На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

*Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам,

по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что »ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей».

Нужно добавить, что »если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку» и дать ему в руку один из указанных предметов.

*Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что »игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.»

Спросите,почему укусил: »Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог.»

Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.

*Разумеется, что не следует наказывать ребёнка. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.

Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребёнка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит.

У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью(чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребёнка.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко), т.е. пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости