Артикуляционный массаж для детей для развития речи. Логопедический массаж – верный путь к чистой речи

1

В данной статье описывается влияние массажа шейно-воротниковой зоны на состояние речевых способностей ребёнка. Дети с ЗРР особенно нуждаются в этом чудодейственном методе. Ведь именно в шейно-воротниковой зоне проходят кровеносные сосуды и артерии, снабжающие головной мозг необходимыми питательными вещества, кислородом и кровью. Во время родов или в первые годы жизни, когда кости ребёнка ещё не окрепли, может произойти так, что позвонок в шейном отделе смещается и перекрывает или сужает кровоток, обеспечивающий питание мозга. Именно по этой причине ребёнок может не воспринимать речь окружающих, не осознавать предъявляемые к нему требования, элементарные просьбы или вовсе может отказаться от речи и пользоваться исключительно жестами, мимикой, звукоподражаниями. Также следует взять во внимание тот факт, что биологические причины (смещение позвонка) носят более устойчивый характер, чем социальные, поэтому требуют более долгой и кропотливой работы специалистов различного профиля. Методика массажа воротниковой зоны считается наилучшим медицинским методом устранения ЗРР у детей. Следует учесть, что массаж может выполнять человек, имеющий базовое медицинское образование и элементарные знания по анатомии и физиологии детского организма. Таким образом, в комплексную коррекцию ЗРР у детей помимо медикаментозного, физиотерапевтического лечения, логопедической и дефектологической помощи должен входить массаж шейно-воротникового отдела.

коррекция речи

методика массажа шейно-воротниковой зоны

комплексный подход

дети с нарушениями речи

устранение зрр

задержка речевого развития

дефектолог

шейно-воротниковый отдел

1. Дубровский, В. И. Массаж: поддержание и восстановление спортивной работоспособности. Физкультура и спорт [Текст] / В. И. Дубровский; второе издание, дополненное и переработанное. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 175 с.

2. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. – 169 с.

3. Логопедия. Методические традиции и новаторство / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. – М., 2003. – 127 с.

4. Методы обследования нарушений речи у детей / под ред. Г. В. Чиркиной. – М., 2002. – 45 с.

5. Мицан Е.Л. К вопросу об организации коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения средствами семейного воспитания // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 245-247.

6. Сунагатуллина И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Начальная школа. 2009. № 2. С. 78-81.

7. Шемякина, О. В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ [Текст] / О. В. Шемякина. – СПб: ГНОМ и Д, 2016. – 150 с.

Речь - это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность .

На сегодняшний день одной из основных проблем в области логопедии и дефектологии является задержка речевого развития (ЗРР). Согласно статистике, задержкой речевого развития страдает каждый пятый ребёнок. Задержка речи у ребёнка очень настораживает родителей и, если вовремя не принять меры по её устранению, она может перерасти в огромную проблему.

ЗРР представляет собой более позднее в сравнении с соответствующей возрастной нормой овладение устными речевыми умениями детьми младше трёхлетнего возраста. Это состояние характеризуется качественным и количественным нарушением развития словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразы к двухлетнему возрасту и связной речи к трёхлетнему возрасту .

Как утверждают многие отечественные психологи и педагоги, речь является неотъемлемым звеном в процессе социализации ребёнка в современном обществе. Кроме того, опираясь на литературные источники, с уверенностью можно сказать, что речевая деятельность - это искусный, тонкий психологический процесс, формирование которого происходит в первые годы жизни ребёнка. Соответственно, процесс овладения речью в ходе онтогенеза обладает специфическими и индивидуальными характеристиками и зависит от множества факторов, к которым можно отнести:

а) пол ребёнка (у мальчиков данный недуг встречается в 4 раза чаще, чем у девочек;

б) социальная среда;

в) внутрисемейные взаимоотношения;

г) физическое и психическое развитие;

д) функционирование нервной системы и т. д.

Теперь подробно рассмотрим возможные причины, приводящие к ЗРР. Их можно распределить на две большие группы: причины биологического и причины социального характера. Прочный фундамент, который более сложно поддаётся коррекции, таят в себе биологические причины. Они имеют органическую основу. Сюда специалисты относят пренатальное поражение головного мозга ребёнка: минимальная мозговая дисфункция, гипоксия плода, инфекционные заболевания. Кроме того, в анамнезе таких детей наиболее часто встречаются такие нарушения, как: асфиксия, родовые травмы, недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, частые заболевания. Также необходимо учитывать функционирование слухового анализатора ребёнка: если у ребёнка имеются нарушения слуха, то и развитие речевой функции будет задержано, и она будет претерпевать ряд изменений. Немаловажным фактором служит и генетическая предрасположенность к нарушениям речи: если родитель заговорил в достаточно позднем возрасте, то велика вероятность, что данный недуг передался и ребёнку .

Социальные причины имеют иной фундамент и более легко поддаются коррекционному вмешательству. Социальные и педагогические предпосылки кроются в неблагоприятной окружающей среде внутри семьи, которая, как правило, приводит к дефициту речевого общения. К причинам социального характера можно отнести педагогическую запущенность, гипо- или гиперопеку, «синдром госпитализма» по причине частых болезней ребёнка, переездов или по причине нахождения в неблагополучной семье; присутствие двуязычия в семье, неблагоприятной речевой среды и стрессов .

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что огромное воздействие на развитие речи в раннем возрасте оказывают как недостаток речевого общения, так и слишком информированная окружающая среда. Здесь ребёнок, как правило, сталкивается с избытком информации, которая не интересна ему и не соответствует возрасту. Итогом такой ситуации становится отказ ребёнка слушать речь, вникать в сказанное; малыш отказывается осмысливать и осознавать значение слов и фраз. В дальнейшем ребёнок начинает пользоваться в речи шаблонными фразами, которые не имеют отношения к возникшей ситуации.

Также следует отметить, что процесс речевого развития напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка. Именно по этой причине с самого рождения ребёнка окружающие его люди должны принимать меры, которые позволят развить это необходимое умение и обеспечить дальнейшее развитие речевой функции и, как следствие, его успешную учёбу и социализацию. К таким мерам можно отнести массаж пальцев и ладоней младенца, приобретение игрушек и погремушек с шершавой и неоднородной поверхностью и деталями; в дальнейшем игрушки со шнуровкой, Су-Джок шарики, кольца и т.д.

Задержка речевого развития не может изначально протекать бессимптомно. На различных стадиях речевого развития у таких детей проявляются характерные признаки, которые указывают на нарушенное развитие. Например, в течении доречевого периода у ребёнка может наблюдаться малая активность гуления, лепета, беззвучность речи, вокализации однотипного характера. Самой яркой причиной выступает отсутствие на звуки речи, игрушек у ребёнка в возрасте 1 года. Эта причина должна всерьёз насторожить родителей. Позднее ЗРР может проявляться в неактивных попытках повторения слов окружающих людей ребёнком в возрасте 1,5 лет, невозможность выполнить простую словесную инструкцию, воспринимаемую на слух, отсутствие самостоятельных слов в активном словаре; использование неречевых средств коммуникативного общения. В итоге, к трём годам у ребёнка может возникнуть полное отсутствие самостоятельной, ситуативной речи. Его речевые возможности будут ограничиваться лишь употреблением в речи заученных слов, фраз .

Устранение задержки речевого развития - очень трудоёмкий, комплексный, длительный процесс, требующий внимания специалистов педагогического, психологического, дефектологического и медицинского направлений. Ребёнку назначается педиатром полное медицинское обследование, которое включает в себя следующие процедуры: ЭКГ, ЭЭГ, МРТ. Далее обследование проводят отоларинголог и невролог. С ребёнком практически ежедневно будут проводить коррекционную работу детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог.

Родителям необходимо понять, что исключительно логопедической помощи в устранении ЗРР у ребёнка будет недостаточно. Необходим приём медикаментозных средств, осуществление различных физиотерапевтических процедур. Но терапия с применением лекарственных препаратов будет приносить мало результатов, если родители откажутся от вспомогательного педагогического влияния со стороны дефектолога и психолога. Также близким родственникам необходимо освоить логопедический массаж и специальные упражнения, которые помогут гораздо быстрее и продуктивнее справиться с недугом своего ребёнка.

Безусловно, каждый специалист в процессе обследования, лечения и коррекционной работы использует свои средства и методики, которые исключительно в положительном направлении влияют на психическое, физическое и речевое состояние ребёнка. В первую очередь, специалистом с родителями обговаривается необходимость создания благоприятной и комфортной речевой среды, в которой необходима демонстрация правильной речи, которая должна служить «толчком» в стимулировании речевой деятельности ребёнка. Далее речь ребёнка корригируется на логопедических занятиях.

Логопед в своей работе с детьми с ЗРР может применять различные методики: игровые технологии, работу со стихотворениями, мнемотехнику, пескотерапию, моделирование, метод проектной деятельности, массаж. Массажные методики в данном случае делятся на две категории: логопедический массаж (массаж лица, языка, щёк) и массаж воротниковой зоны. Подробнее хотелось бы остановиться на работе с воротниковой зоной.

Трудно переоценить важность и необходимость такого коррекционного средства при ЗРР, как массаж шейно - воротниковой зоны. Многие специалисты медицинского профиля изучали зависимость речи и состояние шейного отдела ребёнка: очень часто встречались застойные явления из-за постоянного напряжения воротниковой зоны (неправильно положение туловища во время сна, родовые травмы, долгое нахождение в сидячем положении и т.д.). К сожалению, на сегодняшний день этому средству коррекции речевых патологий отводится мало внимания. Именно по этой причине ниже мы раскроем необходимость внедрения в логопедию этой методики.

Согласно медицинским источникам, массажные методики шейно-воротникового отдела могут привести в нормальное функционирование не только речевые умения ребёнка, но и функционирование его нервной системы в целом. Самым уязвимым местом в рассматриваемом нами сегменте тела является первый позвонок Атлант, который локализуется в самом основании шеи. Статистика нарушения строения этого позвонка шокирует - более чем у 90% людей он смещён. Причиной тому служат неправильные роды, так как при родах малыш подвергается очень сильной механической нагрузке. Ситуация усугубляется, если роды проходят неестественным путём, а при помощи акушерских приборов. Итогом такой ситуации является смещение этого жизненно важного сегмента позвоночника.

Необходимо учитывать, что даже минимальное повреждение шейного позвонка Атлант чаще всего приводит к его смещению. Результатом данного повреждения становится нарушение, снижение мозгового кровотока из-за сужения или пережатия артерий каналов позвоночника. Так как кровообращение во всём организме нарушается, его жизнедеятельность начинает заметно страдать. Это проявляется в проблемах с ОДА, понижении умственных способностей и осознанности, болезни органов и систем, мигренях, головокружениях, эпилепсии, нарушении функционирования речевых зон (возможен отказ от речи, непонимание сказанного), ЗПР и ЗРР; в тяжёлых случаях это проявляется в умственной отсталости, нарушениях темпа роста и физического развития. При смещении Атланта изначально уже существуют предпосылки в организме, приводящие к возникновению радикулита, остеохондроза шейного отдела, зажатия нервных отростков и заболеваниям, связанным с деформированием позвоночника человека. Естественно, что при таком раскладе ребёнок будет развиваться неполноценно. Помимо вышесказанного, неправильно расположенный шейный позвонок оказывает значительное давление на спинной мозг. Сигналы организма доходят до нервной системы с опозданием, что снижает способность мозга к обработке инфорации, влияет на время и правильность, адекватность реакции.

Так как смещенный Атлант пережимает кровеносные артерии, питающие головной мозг, ребёнок заметно начинает отставать в развитии, у него снижается интерес к речи, внимание, ясность ума, осознанность и память. Ребёнок не желает вникать в речь окружающих людей, не может выполнить элементарные инструкции; у него не формируются или заметно отстают звуки раннего онтогенеза и другие компоненты речи, развивающиеся позднее: словарь, грамматика, фразовая и связная речь.

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что логопед в работе с ребёнком, имеющим ЗРР, должен использовать не только методики, развивающие речевые умения, но и массажную технику шейно-воротникового отдела, необходимую для восстановления нормальной физиологической базы детского организма. Массаж воротниковой зоны у детей способствует увеличению притока крови к мозгу (в частности лучше снабжается кровью речевая зона), питательных веществ и кислорода. Далее подробно рассмотрим методику массажа при ЗРР.

Чтобы использовать в логопедической практике массажную технику шейного отдела, специалисту необходимо пройти медицинские курсы, получить основные, базовые медицинские знания анатомии и физиологии детского организма, чтобы не навредить ребёнку ещё больше. В методике использования массажа первый и самый важный шаг - расположить к себе ребёнка. Процедура должна проводиться в непринуждённой обстановке, даже если логопед работает в медицинском кабинете. Комната должна быть оборудована игрушками, кушеткой, табуреткой либо небольшим креслом для проведения процедуры массажа. В обстановке комнаты ни в коем случае не должно встречаться предметов, которые могут напугать ребёнка или вызвать у него негативную реакция - шприцы, клизмы, градусники - всё это необходимо убрать с глаз. В ходе выполнения массажа на заднем фоне можно включить расслабляющую классическую музыку либо весёлые детские песенки. Перед процедурой необходимо поинтересоваться у ребёнка, как он себя чувствует, как у него прошёл день, болит ли у него что-нибудь и т. д. Главная цель - максимальное расслабление ребёнка .

Если ребёнок посещает логопедические занятия у специалиста (логопеда, логопеда-дефектолога), который делает ему массаж, то занятие можно построить следующим образом: речевая разминка, знакомство с темой занятия, побуждение ребёнка к говорению с помощью различных методик и игровых упражнений и, как только ребёнок ощутит усталость, необходимо прекратить занятие и сделать ему массаж по требованиям, изложенным ниже. Во время выполнения массажной техники необходимо общаться с ребёнком, повторять пройденный материал.

Во время массажа движения выполняются сверху вниз, при этом необходимо избегать область позвоночного столба. Массаж начинают с легкого поглаживания, давление постепенно увеличивается, движения переходят в «растирание» и «выжимание». После «выжимания» переходят к растиранию. Его выполняют тремя пальцами: указательным, средним и большим; разминают, как правило, трапециевидную мышцу. Завершается массаж растиранием и разминанием по верхней части спины и по плечевым суставам. Продолжительность одного сеанса массажа составляет на начальных этапах 15 минут, позднее - до 25 минут. Следует отметить, что при наличии табурета в массажном кабинете или комнате, необходимо приобрести высокий стол. В таком случае, массаж будет выполняться следующим образом: табурет необходимо поставить перед высоким столом. На стол кладётся мягкая, удобная подушка (желательно яркая, детская), на которую опускается голова ребёнка .

Так как массаж выполняется логопедом, специалисту ни в коем случае нельзя молчать во время процесса: любое движение сопровождается речью в спокойном, нежном тоне (тем самым мы провоцируем ребёнка с ЗРР на говорение). Необходимо учитывать тот факт, что при выполнении массажной техники ребёнок может испытывать болевые ощущения. В таком случае необходимо уменьшить силу давления и постараться максимально расслабить напряжённую мышцу.

Вообще, детский массаж имеет ряд специфических особенностей и требует повышенного внимания со стороны специалиста и особого оснащения рабочего кабинета. Кроме того, для каждой возрастной группы детей в медицине существуют определённые требования, предъявляемые к специалисту: например, детям до годовалого возраста можно выполнять массаж исключительно после достижения ими семи недель. Для таких пациентов разрешается только поглаживание воротниковой зоны. После достижения ребёнком 6 месяцев допускается применение приёма растирания шейно-воротниковой зоны. Трапециевидные мышцы необходимо массажировать сверху вниз и ни в коем случае не допускать давления на позвоночник, так как кости и мышцы ребёнка ещё не окрепли и вместо пользы можно нанести необратимый урон.

Необходимо отметить, что при правильном выполнении массажной техники, можно уже после первого посещения массажного кабинета убедиться в положительном эффекте массажа шейно-воротниковой зоны. Если ребёнок был гиперактивным, неусидчивым, то после процедуры ребёнок становится более расположенным к занятиям, может дольше слушать, выполнять задания и словесные инструкции. Самочувствие ребёнка заметно улучшается, исчезают головные боли и головокружение. В некоторых случаях после посещения пяти процедур ребёнок начинал проявлять речевые функции, желание общаться с окружающими, объяснять свои желания при помощи слов, фраз. При дальнейшем выполнении такой терапии у ребёнка снижается вероятность появления вторичных нарушений в структуре речевого дефекта, сколиоза и проблем с осанкой.

Таким образом, можно сделать вывод, что массаж шейно-воротниковой зоны очень полезен детям, имеющим задержку речевого развития. Воротниковая зона, к которой относят шею, надплечья, область затылка, - это одна из рефлексогенных зон человеческого организма, богатая кровеносными артериями, которые снабжают головной мозг кровью, необходимыми микроэлементами и кислородом. В случае постановки ребёнку такого диагноза, как ЗРР, следует обратиться к врачу, который назначит данную процедуру. Уже после нескольких сеансов массажа кровоснабжение головного мозга ребёнка, имеющего ЗРР, заметно улучшается и логопедические занятия в комплексе с массажной техникой шейно-воротникового отдела дают великолепные результаты. Вскоре речевые способности ребёнка будут соответствовать норме развития в его возрастной категории .

Библиографическая ссылка

Сунагатуллина И.И., Александрова И.А. МАССАЖ ШЕЙНО-ВОРОТНИКОВОЙ ЗОНЫ КАК СРЕДСТВО УСТРАНЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18104 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как ответственные родители, вы должны понимать, что интеллектуальному здоровью следует уделять не меньше внимания, чем физическому. Умение правильно и красиво разговаривать, грамотно излагать мысли напрямую зависит от того, насколько вы готовы вкладывать в свое дитя.

В целях предупреждения логопедических проблем, а также для их устранения можно освоить массаж рук для детей для развития речи, который станет любимым занятием вашего малыша.

Способов развития речи существует множество. Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием. И напрасно. Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса. Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой). В этом случае проблем с речью у него быть не должно. Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

Для чего это нужно:

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.

Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

Насколько это эффективно?

Еще первобытные люди использовали руки для общения. С появлением речи жесты помогают добавить ясности сказанному. Психоневрологи утверждают, что в коре головного мозга сохранилась прочная связь между произношением и жестикуляцией. Улучшения произношения после воздействия на руки были замечены еще в XIX веке.

Дети с развитой моторикой рук имеют большой словарный запас, стойкую память и более внятно произносят звуки даже в период их становления.

Достаточно уделять 15 минут в день, чтобы увидеть результат.

Техника выполнения

Пообщайтесь с вашим педиатром. Он посоветует подходящие упражнения. Регулярный массаж можно проводить, начиная с трех месяцев. При отсутствии проблем с невралгией, процедура будет сводиться к легкому поглаживанию, разминанию пальчиков, их растиранию и пощипыванию.

Перед проведением процедуры обязательно вымойте руки с мылом или продезинфицируйте спиртом. Возьмите несколько капель детского масла и разотрите их по ладоням. Во-первых, это смягчит их перед контактом с кожей малыша, а во-вторых, немного согреет. Руки обязательно должны быть теплыми.

Ближе к полугоду можно добавить небольшие предметы: шарики, резиновые кольца, карандаши, махровое полотенце.

Приемы, оптимальные для манипуляций с руками:

  • поглаживание пальцев сверху вниз;
  • растирание по спирали;
  • вращение кисти по часовой стрелке и против нее;
  • нажатие на подушечки;
  • поочередное сгибание пальчиков.

Обязательно заканчивайте процедуры приятным поглаживанием ладоней.

Приемы пассивного массажа

Массирующие движения должен выполнять взрослый.

Как делать пассивные упражнения и какие приемы подойдут?

  1. Улитка – разминание ладони по спирали от краев к центру.
  2. Метели – зигзагообразные движения по ладошкам и пальцам.
  3. Паучок – «распиливание» ладони сверху вниз и по диагонали.
  4. Сорока-ворона – постукивание по ладошке и загибание пальцев.

Приемы активного воздействия

Освоив пассивные игры, привлекайте к действиям самого ребенка.

Подойдут такие упражнения:

  1. Огород – одна рука вытягивает пальцы противоположной руки, словно хочет собрать урожай.
  2. Мячики – катаем круглый предмет при помощи ладошек. Можно взять пупырчатые резиновые и пластиковые шарики.
  3. Утюжок – одна рука гладит ладошку другой.
  4. Вертолет – при помощи карандаша имитируйте движение пропеллера на руке.
  5. Догонялки – попросите пальчики побегать по ладошке.

Замечательно, если при выполнении упражнений, вы будете использовать рифмованные строчки или небольшие стихотворения. В крайнем случае, эмоционально описывайте каждое действие. Крохе это обязательно понравится. Такие приемы подходят при нарушении дикции и произношения любой сложности.

Интересные варианты пальчиковой гимнастики

Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций. Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

Что можно использовать?

  1. Сказка при помощи рук. Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки. Пусть персонаж расскажет свои слова. Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности. Можно ладошками поиграть в театр теней. Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
  2. Берем бумагу. Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения. Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку. Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро. Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
  3. Полезная крупа. На большой поднос насыпьте любую крупу. Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение. Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи. Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится. А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

Массаж рук для развития речи ребенка видео

Лечение задержки речевого развития – это проведение комплексной коррекционно-развивающей работы, направленной на нормализацию речевой функции у ребенка. При таком диагнозе важно начать лечение как можно раньше, это повышает шансы на полное устранение проблемы. ЗРР – это сложная патология, при которой процесс формирования речи сильно отстает от возрастных норм. Лучше всего заболевание поддается коррекции с помощью .

Преимущественно такой диагноз «задержка речевого развития» ставится малышам в 3-4 года. При такой патологии наблюдается медленное освоение ребенком норм родного языка по сравнению со своими сверстниками.

При задержке речи страдают все ее компоненты, начиная от звуков и словаря, заканчивая фразами. Чаще такое заболевание выявляется у мальчиков, чем у девочек. Подобное и накладывает определенный отпечаток на психических процессах у детей.

С учетом данной особенности патологии чаще всего такие нарушения, как ЗРР и ЗПР, протекают одновременно, и ставится диагноз «задержка психо-речевого развития». Речевые нарушения в детском возрасте – это медико-педагогическая проблема, решение которой проводится при участии различных специалистов.

Виды лечения и особенности

При диагностировании такого нарушения, как , чем лечить патологию определяет специалист.

Важно: родителям следует помнить о том, что чем раньше выявлено нарушение, тем выше шансы на полное выздоровление. Специалисты утверждают, что начинать работать следует сразу же, как возникли подозрения на болезнь.

В 3-4 года с детьми уже работают специалисты, которые занимаются коррекцией речевых нарушений. Борьба с ЗРР у детей обычно проводится с применением следующих методов:

  1. . После тщательного обследования малыша невролог назначает ему прием определенных лекарственных препаратов, действие которых направленно на активизацию деятельности речевых центров и подпитку нейронов головного мозга. Родителям категорически запрещено самостоятельно давать такие препараты ребенку, поскольку назначать их должен только специалист, с учетом запущенности заболевания и индивидуальных особенностей организма.
  2. Физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия при задержке речевого развития у детей включает проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии. Благодаря им удается нормализовать работу отдельных участков мозга, отвечающих за речь. Проводить такие процедуры разрешается с 2 лет, но противопоказаниями служат расстройства психики, судороги и эпилепсия.
  3. Занятия с педагогом-дефектологом. Прием лекарственных препаратов и физиотерапевтическое лечение должны сопровождаться работой со специалистами по коррекции речи. Благодаря ежедневным занятиям удается устранить дефекты развития и не допустить возможного возникновения речевого торможения. Кроме этого, специалисты учат ребенка преодолевать трудности в процессе лечения, а вся работа проводится по индивидуальному плану, .

По назначению невролога может проводиться ЭЭГ при задержке речевого развития, благодаря которому удается оценить биопотенциалы мозга и выявить очаги функциональной и патологической активности.

Эрготерапия для детей с задержкой речевого развития предполагает проведение коррекционной работы в комфортных условиях. Это обозначает, что для достижения положительных результатов необходимо хорошее настроение ребенка и заинтересованность в сочетании с другими лечебно-восстановительными мерами.

Еще одним методом лечения является транскраниальная микрополяризация головного мозга при задержке речевого развития, эффективность которой подтверждена множественными исследованиями. В основе методики лежит воздействие электрического тока на мозг, причем сила его намного меньше той, которая применяется при электрофорезе.

Важно: после проведения курса лечения при ЗРР наблюдается уменьшение импульсивности, восстановление внимания, усидчивости и памяти. Кроме этого, появляются новые слова, фразы и активно развиваются двигательные функции.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Несмотря на множество положительных отзывов специалистов о такой процедуре, как транскраниальная микрополяризация при задержке речевого развития, добиться эффекта не получится в том случае, если нарушение обусловлено психиатрическим заболеванием в тяжелой форме.

Врачи утверждают, что именно комплексное лечение задержки речевого развития у детей считается самым эффективным. Кроме этого, важное место в борьбе с недугом отводится родителям ребенка.


Применение массажа для лечения

Важной частью занятий считается логомассаж, который используется для постановки звуков речи и формирования артикуляционного аппарата. Чаще всего такую процедуру делают детям старшего дошкольного возраста, у которых при поступлении в школу уровень речи отстает от нормы.

Обычно массаж при задержке речевого развития делают специалисты, и важно, чтобы он был выполнен аккуратно, профессионально и безболезненно. После курса лечения у ребенка нормализуется тонус мышечной и мимической мускулатуры, а также восстанавливается функционирование артикуляционного аппарата.

Логомассаж рта проводится с применением специальных приспособлений либо зубных щеток. В домашних условиях логомассаж при задержке речевого развития можно заменить поеданием твердой пищи, что также помогает разрабатывать артикуляционный аппарат.

Для того чтобы лечение речевой патологии было эффективным, родителям необходимо принимать активное участие в этом процессе. В домашних условиях можно выполнять с ребенком некоторые упражнения и задания:

  • Музыкальные игры. Они помогают концентрировать внимание ребенка, учат его быть сосредоточенным и замечать изменения ритма. Следует предложить малышу поиграть на различных музыкальных инструментах либо угадать голоса домашних животных.
  • Пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук отражается на работе артикуляционного аппарата. Малышу можно предложить поиграть с конструктором, фасолинами, пуговицами, шнуровкой либо сложить паззлы.
  • Подвижные игры. Словарь стимулируют игры, которые требуют навыка ориентировки в окружающем пространстве и умения изменять скорость движений.
  • Совершенствование зрительного внимания. Особенно эффективны при формировании речи у ребенка игры с различными фигурами, специальными карточками и цветными предметами.

В домашних условиях родителям необходимо как можно чаще общаться со своим ребенком и стимулировать у него желание подражать им. В речи лучше всего использовать простые предложения и обязательно озвучивать все свои действия.

Рекомендуется ограничить просмотр телепередач либо вовсе от него отказаться, а читать доступные возрасту ребенка сказки и рассказы. Для развития дыхательной системы можно учить кроху играть на дудочке, губной гармошке либо надувать мыльные пузыри. Кроме этого, можно массировать руки ребенка и пальчики специальными приспособлениями либо использовать обычные шишки. Ни в коем случае не стоит заострять внимание на дефекте речи и стесняться ее, а обязательно поощрять любые его достижения и успехи.

В заключение

Даже самые борьбы с задержкой речевого развития могут оказаться неэффективными, если малыш растет в неблагоприятной обстановке. Родителям следует запомнить, что чем раньше начата коррекционная работа, тем выше шансы на положительный результат.

Особой эффективностью отличается лечение задержки речевого развития в Израиле, которое осуществляется в нескольких клиниках и практикует комплексный подход.

К сожалению, статистика говорит о том, что с каждым годом количество детей с задержкой психического развития растет. Такая задержка, в свою очередь, провоцирует нарушение речи и умственных функций. Справиться с нарушениями речевого развития помогут занятия по специальным методикам: массаж мочек ушей, массаж языка для развития речи ребенка, артикуляционная гимнастика. Все они направлены на одну цель – помочь малышу развить свою речь.

Логопедический массаж – что это?

Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.

Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).

Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?

  • Привести в тонус мускулатуру лица.
  • Нормализовать работу малоподвижных мышц.
  • Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
  • Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
  • Сформировать произвольные артикуляционные движения.
  • Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.

Эффективные виды логомассажа

Самыми популярными признаны следующие виды логопедического массажа.

  1. Классический, или ручной массаж. Проводится специалистом с помощью рук и различных приспособлений (зубная щетка, шпатель). Используются похлопывания, поглаживания, растирания, легкая вибрация.
  2. Зондовый массаж по Новиковой. Этот вид воздействия предложила логопед Елена Викторовна Новикова. Проводится с помощью приспособлений (топорики, вилочки и другие).
  3. Точечный массаж , в ходе которого специалист воздействует на точки, связанные с речевым аппаратом. Стимуляция этих точек способствует активации речи.
  4. Массаж вибрационными аппаратами.
  5. Самомассаж , в ходе которого малыш сам себе массажирует мускулатуру лица.

Все виды массажа (кроме последнего) проводятся квалифицированными специалистами. Если нет возможности постоянно проводить занятия у специалиста, делать логомассаж могут родители. Для этого им необходимо пройти курс обучения по необходимой технике массажа.

В зависимости от конечной цели массаж разделяется на 2 вида:

  1. успокаивающий (при гипертонусе, парезах);
  2. активизирующий (при ДЦП).

Показания к проведению

Массаж для развития речи имеет четкие показания к проведению:

  1. все виды заикания;
  2. различные дефекты речи (афазия, дислалия, брадилалия);
  3. потеря голоса (частичная);
  4. незначительные нарушения голоса;
  5. неконтролируемое слюноотделение;
  6. ДЦП (детский церебральный паралич);
  7. патология произношения, вызванная сильным напряжением мышц лица;
  8. гипертонус лицевых мышц;
  9. проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  10. дизартрия (ограничение подвижности языка, неба, губ).

Показания для проведения логопедического массажа определяет врач. Родителям малыша выдается направление на посещение массажиста или логопеда в детском медицинском учреждении. Если у родителей нет желания посещать государственного специалиста, они могут обратиться к частному. При этом обязательно стоит проверить его квалификацию (наличие дипломов и сертификатов).

Противопоказания

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Участковый невропатолог должен выдать родителям справку об отсутствии противопоказаний для проведения логопедического массажа. Опытный и квалифицированный логопед обязательно потребует у родителей данный документ.

Особенности проведения логомассажа

Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей. Поэтому важно знать определенные правила подготовки.

Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:

  • чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
  • одноразовые или продезинфицированные инструменты;
  • частое мытье рук или использование антисептического раствора;
  • применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
  • использование стерильных салфеток.

Также важна подготовка родителей и малыша.

  • Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение.
  • Ребенок не должен быть голодным. Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит.
  • Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж.
  • Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс.

Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом.

  • Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
  • Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
  • Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Первый сеанс логомассажа не должен длиться больше 5-10 минут. В первый раз происходит знакомство малыша с логопедом, новый опыт механического воздействия. Если ребенок нормально отреагировал на первый раз – смело увеличивайте длительность работы.

Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

Различные техники логомассажа

Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.

Логопедический массаж языка

  • Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
  • Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
  • При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.

Логопедический массаж лица

  • Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
  • Проводится воздействие на специальные точки.
  • Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.

Логопедический массаж рук

  • Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
  • Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
  • Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.

Массаж мочки уха

  • Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
  • Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
  • Все движения плавные, нежные, но ритмичные.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.


У вас родился малыш. Все мысли заняты только им – как он растет, развивается. Сначала ребенок учится фиксировать взгляд, улыбаться, говорит первое желанное «АГУ»! Именно с этого первого гуленья и начинается . Но не всегда все идет так гладко, как хотелось бы маме и папе – речь у ребенка может появляться с задержкой или иметь дефекты. Последнее десятилетие стал очень распространенным такой способ устранения речевых дефектов, как логопедический массаж с помощью специалиста или самостоятельно, при наработке опыта.

Важность речевого развития

Заметьте, что заниматься развитием речи нужно не с первых слов, а первого дня рождения малыша. Хотя в последнее время стало модно слушать – спокойную, классическую, мамину колыбельную и, конечно же, папин голос. Речь – один из важных этапов развития ребенка. Сначала малыш издает звуки, после звуков наступает лепет: «ба-ба-ба», «да-да-да», «та-та-та», «ду-ду-ду», «бу-бу-бу». Лепет – это предречевая вокализация, своего рода тренировка мышц артикуляционного аппарата.

Если родители замечают какие-то признаки отставания в речевом развитии малыша, то в таком случае может понадобиться помощь специалиста. Перед посещением логопеда было бы неплохо посетить невропатолога, сделать энцефалограмму и нейросонограмму.

Логопедический массаж для детей в борьбе с задержкой речевого развития

Самым древним методом лечения многих заболеваний считается массаж. С давних времен люди методом нажатия на определенные точки пытались лечить разные недуги. Логопедический массаж – это тоже массирование и нажатие определенных точек языка, щек, губ, мочек ушей и рук.

Существуют различные виды логопедического массажа – это и , и логопедический массаж по Дьяковой, Краузе, Приходько.

Конечно же, наиболее эффективно проводят его квалифицированные и опытные специалисты, обученные по любой из методик или наработавшие свой личный опыт. Но при желании мама может научиться мастерству и делать речевой массаж ребенку самостоятельно. Самые простые и легко выполнимые упражнения мы и опишем в данной статье.

Логопедический массаж рук

Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами. Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете спиртом или стеллириумом, намажьте детским маслом.

  1. Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
  2. Надавливайте на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая и силу нажатия и их количество.
  3. Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша, как вы делаете сороку-белобоку.
  4. Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
  5. Кольцевой массажер наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
  6. Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажеры, водите ими по ладошке от запястий к пальчикам.

Логопедический массаж рук для детей не имеет противопоказаний. Его можно начинать делать с первых дней жизни. Главное чтобы у ребенка не было аллергии на массажное масло.

По поводу массажа языка лучше проконсультироваться со специалистом. В домашних условиях массаж языка можно делать зубной щеткой, можно так же использовать электрическую зубную щетку или детский набор зубных щеток фирмы кампол.

Логопедический массаж языка делается точечными и круговыми движениями поочередно и повторяется от 3 до 10 раз.

  1. Точечными движениями от левой стороны к правой от основания по краю языка (в виде U) и по средине.
  2. По такому же маршруту, только круговыми движениями.
  3. По всему языку зигзагообразным (Z) маршрутом с лева направо сначала точечными и затем круговыми движениями.
  4. Теперь по левому краю языка, от основания к кончику, проделайте те же упражнения
  5. По правому краю языка, от основания к кончику, чередуя точечные и круговые движения.
  6. В виде птички (V) от уздечки к кончику языка, начиная с левой стороны, чередуя точечные и круговые движения.
  7. Как две прямые параллельные линии, проводите от уздечки к кончику языка, сначала по левому краю, затем по правому. Не забывайте сначала делать точечные движения, затем круговые.

Логопедический массаж губ

Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.

  1. Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
  2. Поставьте указательные пальцы по средине над верхней губой и проглаживайте и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
  3. По этакому же маршруту, как и в упражнении №2 проделайте пощипывание двумя пальцами.
  4. Пощипывание тремя пальцами.
  5. Теперь нужно повторить упражнение №3.
  6. Повторить упражнение №2.

Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.

После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.