Создание парфюмерной композиции из специй и древесины. “Секреты создания собственных духов из эфирных масел”


Правильное сочетание ароматов в композиции из нескольких ароматических масел поможет сохранить молодость кожи, придать ей великолепный и соблазнительный аромат, поднять настроение.

Ароматические композиции способны быть как женскими, так и мужскими, летними и зимними, успокаивающими и бодрящими. Научившись составлять их, легко приготовить великолепное домашнее мыло в подарок любимому человеку, или для общего использования, а маленький кусочек мыла в форме сердечка или розочки будет прекрасно смотреться на туалетном столике, заодно источая чудесный аромат.

Познакомившись с характеристиками ароматических масел и узнав их полезные свойства , можно выбрать приятный для вас аромат, но здесь стоит полагаться только на свой собственный вкус. Всегда помните о том, что если запах не вызывает у вас положительных эмоций, от него начнет кружиться и болеть голова, возникнут неприятные ощущения. Поэтому не следует его использовать, каким бы полезным он ни был.

Для составления композиции потребуются несколько полосок чистой белой бумаги длиной 10 см и шириной 5 мм. Нанесите на полоску 1 каплю понравившегося ароматического масла и заготовьте таким образом 2-3 полоски бумаги с разными ароматическими маслами, не забыв подписать каждую из них. Затем сложите полоски веером и прочувствуйте их совместный аромат. Закройте глаза и постарайтесь сосредоточиться на своих эмоциях, физических ощущениях, чувствах. Аромат может вызвать различные ассоциации, пробудить чувства и воспоминания. Если запах понравился, выбранные масла нужно нанести на носовой платок все вместе и снова оценить составленную композицию через 30-40 мин.

Если она кажется негармоничной, требуется добавить новый аромат или убрать тот, который, по вашему мнению, мешает. Процесс создания собственной ароматной композиции может занять некоторое время, но как только ее запах вам понравится, следует приступать к созданию собственных духов, которые в дальнейшем подойдут для приготовления домашнего мыла.

Найденную композицию ароматов надо смешать с маслом-основой, для чего великолепно подходит масло сладкого миндаля, не имеющее запаха и прекрасно растворяющее эфирные масла. Кроме того, оно станет прекрасным компонентом для любой домашней косметики.

На данном этапе необходимо строго соблюдать пропорции основы и ароматических масел из расчета по 2-3 капли композиции на 1 ч. л. масла-основы. Смесь должна храниться в бутылочке из темного стекла с плотной крышечкой в темном прохладном месте, как об этом было сказано выше. Варианты ароматических композиций для хорошего настроения, женской привлекательности и многого другого Композиции ароматических масел можно использовать как духи, нанеся их на кожу (за ухо или на запястье), или носить в аромакулоне на шее. Здесь, однако, нужно соблюдать осторожность, так как масло может оставить жирное пятно и испортить одежду. Допустимо также приготовить небольшой кусочек мыла, вложить его в платяной мешочек и повесить на плечики с вечерним платьем - тогда оно пропитается великолепным ароматом.

Аромат «Леди»

Смешать 2 части масла бергамота и 1 часть масла розового дерева.

Этот легкий и нежный аромат зарядит энергией и оптимизмом, повысит коммуникабельность, усилит чувственность, поможет при депрессии, сильной головной боли и укрепит иммунитет.

Аромат «Интрига»

Смешать 2 части масла иланг-иланга и 1 часть масла пачули.

Аромат праздника, чувственности, интриги подействует тонизирующе, придаст бодрости и оптимизма, поможет при головной боли, окажет противовирусное воздействие.

Аромат «Шарм»

Смешать по 1 части масел иланг-иланга и герани, 2 части масла грейпфрута.

Такой теплый горьковато-цветочный аромат по- Э может сохранить эмоциональное равновесие, добиться успехов в общении с людьми, наполнит жизнь гармонией и любовью. Кроме того, он нормализует гормональный фон, жировой обмен и при необходимости подействует обезболивающе.

С древнейших времен ароматические масла использовали как эликсиры любовной магии. К ним прибегали Нефертити, Клеопатра, Казанова, Полина Виардо и другие знаменитые искусители сердец.

теория+практика

Индивидуальные ароматерапевтические духи из 100% натуральных эфирных масел содержат природные фитоэстрогены, которые способствуют раскрытию духовного и физического потенциала личности, оздоравливают психику, нервную систему, гармонизируют семейную жизнь и интимные отношения, помогают найти «вторую половинку».

Основная задача семинара – научится составлять индивидуальные ароматерапевтические духи, оказывающее как лечебное, так и эстетическое воздействие. Семинар направлен на практическое освоение методов составления духов.

Программа может представлять интерес как для профессионалов в области ароматерапии, так и для любителей.

Программа:

  • Ароматерапевтические духи – их назначение и виды (спиртовые и масляные). Достоинства и недостатки каждого из видов духов. Технология изготовления. Различие в технологии приготовления духов, туалетной воды, одеколона, дезодоранта, душистой воды, ароматического масла.
  • Ароматестирование и подбор композиции.
  • Правила составления композиции, «тона» (ноты) композиции. Расчет пропорций.
  • Аромапсихологическая направленность композиций: тонизирующие, расслабляющие, антистрессовые, эротические (примеры).
  • Мужские и женские композиции. Семейства ароматов: шипровые, фужерные, цитрусовые, цветочные, восточные, пряные, кожаные, зеленые, морские.
  • Создание ароматов «по мотивам» известных марок. «Постановка носа» на определение основных нот аромата.
  • Сочетание ароматов. Применение «доминантных» ароматов. Взаимодополняющие ароматы.
  • Сочетание ароматов и особенностей индивидуального имиджа.
  • Практическое задание по составлению тематической композиции (работа на тестерах).
  • Примеры сложносоставных арома-духов.
  • Практическая работа по составлению индивидуальных арома-духов.
  • Вопросы и ответы.

Семинар проводит: преподаватель-методист ЦА «Ирис», психолог-тренер, сертифицированный коуч (сертификат ECF)

Основы составления парфюмерных композиций.

Парфюмерная композиция, или назовём это «духи» - всегда являются результатом творчества автора. Но существует ряд основополагающих принципов.

    Духи могут быть спиртовыми (на основе спирта), масляными (на масляной основе) и твёрдыми (на основе воска).

    Рассмотрим, например, масляные духи.

    В таких духах эфирных масел может быть от 10 до 30 % , остальное представляет масляная основа — например масло жожоба, которое само по себе не имеет запаха, нейтрально.

    Эфирные масла в духах делятся на три основные группы:

    Верхняя нота или «голова духов» - эти эфирные масла очень летучи и «активны», их аромат мы воспринимаем первым и он как бы подготавливает нас к основному аромату духов. Этот запах недолговечен и быстро улетучивается

    Сердечная нота — сердце духов, составляет основной аромат, проявляется позже и действует в течении длительного времени. Одновременно этот аромат является как бы связующим звеном между первой и третьей группой эфирных масел. В сердечную ноту нужно добавлять наиболее приятные нам эфиры.

    Основа — эфирные масла со стойким ароматом, который держится дольше всех остальных и хорошо сочетается с остальными эфирами, образуя как бы общий фон.

Некоторые эфирные масла могут плавно перетекать из одной группы в другую, важно чтобы при этом парфюмерная композиция сохраняла целостность.

3. При составлении духов:

При смешивании в основу добавляются сначала эфиры основной ноты, затем «сердце», затем верхняя нота. Другой вариант утверждает, что сначала в основу добавляют сердечную ноту, за ней основу а после верхнюю ноту. Если после всего какой-либо аромат неуместно выделяется или наоборот затерялся — можно уравновесить композицию, добавив нужные нам эфиры.

Чтобы аромат духов проявился в полной мере, они должны «созреть». Составив духи, дайте им «настояться» в течение четырех недель, чтобы компоненты слились в единое целое. По другой версии дастаточно 15 дней.

    Как составить нужную нам композицию?

    Нужно сделать несколько полосок из бумаги, нанести на них по капле эфирные масла и подписать каждую полоску, указав какое эфирное масло на неё нанесено. Затем, продигустировав каждую внимательно — отложить те, которые по Вашему мнению подойдут Вам для композиции. Затем стоит посмотреть как они звучат вместе в разных сочетаниях — сначала сердечные, затем основа, затем с верхней нотой...

    Найдя наиболее на Ваш взгляд гармоничное сочетание — составьте пробник на салфетке. Если пробник удачный — можно его реализовать.

    После добавления пары эфирных масел дайте им "сыграться", оставив флакон на 20-30 мин., затем добавляйте следующие эфиры.

    Добавляя эфирные масла в основы нужно слегка встряхивать флакончик, чтобы масло «вошло», но не сильно, а мастер Каннингем и встряхивать не рекомендовал, но советовал просто немного повращать флакон.

    Примеры эфирных масел для верхней ноты: бергамот, вербена, лимонная трава, лиметт, мандарин, апельсин, мята перечная, лимон, колокольчик, розмарин.

    Примеры эфирных масел сердечной ноты: герань, ирис, жасмин, ромашка, лаванда, мелисса, мимоза, мускатный шалфей, мирт, нероли, роза, тубероза, иланг-иланг, иссоп. (я лично воспринимаю нероли и лаванду как эфиры верхней ноты)

    Примеры эфирных масел основной ноты: бензой, элеми, гальбанум, эфирное масло меда, мускус, гвоздика, пачули, розовое дерево, сандаловое дерево, стиракс, ветивер, можжевельник, ладан, кедр (В.И.Захаренков относит его к сердечной ноте), корица, кипарис, амбра, фиалка, ваниль.

    Цветочные: парфюмерные масла этой категории имеют запах одного цветка или целой цветочной группы. Пример - розовое, лавандовое и жасминовое масла. Эти парфюмерные масла обладают сильным сладким запахом.

    Цитрусовые: парфюмерные масла этой категории отличаются резким терпким запахом, поэтому их чаще всего используют в производстве мыла, скрабов для лица и других косметических средств для ухода за кожей. К этой категории относится масло лимона, грейпфрута и мандарина.

    Восточные: это масла с пряным и пьянящим запахом специй и амбры, ванили и мускуса.

    Древесные: к этой группе можно отнести масла с запахом кедрового и сандалового дерева, пачули и камфары.

    Кожаные: эти парфюмерные масла обладают запахом дерева, табака или меда, поэтому используются в основном в мужской парфюмерии и средствах для ухода за кожей после бритья.

    Фужерные: к этой группе относятся масла с запахом лаванды, кумарина и дубового мха.

Для написания этого поста использованы материалы из книги В. И. Захаренкова "Энциклопедия ароматов" и с сайта

От себя коротко добавлю, что составлять парфюмерные композиции лучше всего в дни, когда Луна идёт по знакам Воздуха: Близнецы, Весы, Водолей, при том лучше всего Весы. Так же хорошо составлять «личные» духи, когда Луна идёт по Вашему АСЦ — по точке восхода эклиптики над горизонтом в момент Вашего рождения. Духи «на любовь» - Луна по Венере, на цель — по МС (верхняя точка эклиптики в момент Вашего рождения), на магические практики - Луна по Луне и др.

Лучше не составлять композиций в дни квадратуры между Луной и Солнцем, а так же когда Луна сильно ущербная или совсем молодая.

И ещё по поводу чёрного мускуса: неправда что он не работает, просто в продаже афродизиаки с мизерной долей чаще всего имитации этого компонента, а не натуральный продукт в полноценном виде. По поводу афродизиаков: их можно проверять на кошках, если кошка оживляется и тянется носиком к пробнику — то оно годится, если нет, тем более если резко отрицательно относится к запаху — не годится. ИМХО.


Традиционно духи представляли собой смесь фитоэссенций, экстрагированных из пряностей, трав, цветов, листьев и древесины, в которую добавлены фиксаторы (вещества, которые увеличивают длительность действия запахов).


Для создания парфюма своими руками нам понадобятся эфирные масла и база-носитель, в нашем случае это миндальное масло (либо масло жожоба), флакон для смешивания, фотобумага, нарезанная полосками, в качестве блоттеров.



Из эфирных масел для начала можно приобрести несколько для каждой ноты.
Например, к верхней ноте относятся, в основном, цитрусовые – бергамот, грейпфрут, апельсин, петитгрейн, лимон.
К ноте сердца можно взять цветы: розу, жасмин, иланг-иланг (как более экономный вариант: герань, гвоздика). Специи: корица, кориандр, мускатный орех. Травы: чабрец, шалфей мускатный.
К базовым нотам относятся древесные масла, смолы, корни растений.
Нам подойдут – ветивер, сандал, пачули и ваниль.


Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое эмоциональное восприятие запахов.
Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. И поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо развить свою обонятельную память.
На это может уйти некоторое время, от одного дня до нескольких недель, смотря, сколько времени вам понадобится для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел.
После того, как вы познакомились, творчески охарактеризовали ароматы и зафиксировали их в своей памяти, можно приступить и к задумке парфюмерной композиции.



Структура духов, как говорилось выше, состоит из трех частей: начальных нот, которые раскрываются самыми первыми, нот сердца и, так называемого, «шлейфа» или базовых нот. Они зависят от времени испарения эфирных масел и длительности звучания аромата на коже.
Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов, и в последнюю очередь добавляются верхние ноты.


Я приведу пример, как, в принципе, работает натуральный парфюмер. Это поможет Вам в дальнейшем самостоятельно создавать любые композиции, лишь добавляя собственную индивидуальность.


Для начала выбираем направление будущих духов.
Допустим, это будут цветочно-ориентальные.
Берем нарезанную полосками в 1 см фотобумагу.
Наносим по капле эфирных масел на край полоски из каждой ноты.



Совместив их веером, чистыми краями вниз, подносим к носу.
Так же для более отчетливого восприятия смешения ароматов, можно использовать большой бокал для коньяка.



Вначале слушаем ноту сердца, пусть это будет: корица, жасмин, роза, гвоздика.
Пробуем также сочетания: роза, жасмин, иланг-иланг, шалфей мускатный.
И т.д.


Например, останавливаемся на сочетании: жасмин, роза, корица, шалфей, иланг-иланг.
Также поступаем с базовыми нотами, выбирая лучшее сочетание среди подходящих эфирных масел.
Для придания фруктово-цитрусовой ноты, в качестве топа выбираем апельсин, грейпфрут и бергамот.
После этого надо послушать выбранные масла в виде аккордов.
Для этого берем по одному ведущему эфирному маслу из каждой ноты на блоттерах и слушаем вместе. Например, роза-ветивер-грейфрут, затем жасмин-пачули-бергамот.
Выбираем удачный аккорд, на который стоит сделать акцент в виде количественного преимущества в смеси.



После всех проб, сравнений и поисков следующим этапом в создании духов будет составление формулы.
Пропорции необходимы для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.
Итак, учитываем, что концентрация парфюмерной композиции в несущей субстанции должна составлять 20-25%.
То, например, на 15 мл духов, нам потребуется 3 мл эфирных масел, это примерно 50-60 капель.


Из них 50-60% - верхние ноты, 25-30% - сердце аромата и 15-20% - нижние ноты.


Допустим, наша формула духов будет выглядеть следующим образом:


Верх:
грейпфрут – 15 к.
апельсин – 8 к.
бергамот – 5 к.


Сердце:
жасмин – 7 к.
роза – 4 к.
корица – 3 к.
шалфей – 2 к.
орех мускатный – 1 к.
кориандр – 1 к.
иланг-иланг – 0, 5 к.


База:
сандал – 5 к.
ветивер – 4 к.
пачули – 2 к.
ваниль – 1 к.


После составления приступаем к смешиванию масел, но и тут не стоит торопиться и сразу добавлять все так, как записано на бумаге.
Эфирные масла стоит добавлять по капле, каждый раз слушая смесь на аромат.



Все изменения и добавления вносятся в формулу.


Не забываем, что вначале создается сердце, на него накладываем базу и в конце завершаем топом всей композиции.



После составления, разбавляем композицию нужным количеством масла.
Оставляем на 3-4 дня в прохладном темном месте настояться.
Спиртовые духи созревают дольше – от 3-х недель до полутора месяцев.


Переливаем в удобный флакон и гордимся собой как начинающим парфюмером.


Данный мастер-класс подготовила Бардина Анна.
Анна настоящий художник, она делает различные украшения – бижутерию, расписывает керамику и создает новые ароматы. Ознакомиться с ее работами, и приобрести, Вы можете на страничке в Городе Мастеров

Основы составления парфюмерных композиций

из "Основы производства парфюмерии и косметики"

Составление композиций является основой парфюмерного искусства. Создание парфюмерных изделий - одновременно наука и искусство.
В табл. 6 приведены компоненты, входящие в состав некоторых композиций с цветочным запахом (фиалки, ландыша, розы, гвоздики, жасмина).
Как видно из табл. 6, в композициях с запахом фиалки можно найти компоненты розы, гвоздики с запахом ландыша - компоненты жасмина, розы с запахом жасмина - компоненты ландыша, розы и т. д. Поэтому парфюмер может создать неограниченное количество различных запахов путем подбора сочетания душистых веществ. Характер запаха будет обусловлен сочетанием и соотношением душистых веществ.
При составлении цветочных композиций парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ. Однако установлено, что цветочные духи с запахом сирени, ландыша, фиалки и др., созданные разными парфюмерами, значительно различаются между собой оттенками запаха. Это объясняется тем, что разные парфюмеры неодинаково воспринимают и воспроизводят запах природного цветка. В значительно большей степени проявляются способности парфюмера при создании фантазийных композиций, например с запахом шипра, фужера, кожи и др. Парфюмерные композиции с фантазийным запахом являются основой многочисленных духов (Триумф, Визит, Огонек, Золушка, Каменный цветок, Только ты, Опера, Сардоникс, Ноктюрн, Русская шаль, Ночной аромат, Шипр и др.). Запахи шипра и фужера обусловлены сочетанием душистых веществ, обладающих цитрусовым запахом, с дубовым мхом и компонентами розы, жасмина и гвоздики.
Рассмотрим построение парфюмерной композиции с фантазийным запахом на примере композиции с запахом шипра.
Различают три ступени запаха парфюмерных композиций, зависящие от скорости испарения душистых веществ начальный запах (чувствуется вскоре после испарения спирта из духов), основной (запах, характерный для данного наименования парфюмерного изделия) и конечный (запах, который остается после длительного испарения духов).
Поиски соединений для начальной ноты являются более легкими, так как имеется большой ассортимент легколетучих душистых веществ с приятным запахом. Можно ввести, например, апельсиновое и бергамотное масла, альдегиды с содержанием углеродных атомов в молекуле от 9 до 12. Варианты этой рецептуры могут увеличиваться практически неограниченно, оставаясь при этом в рамках запаха шипра с различными оттенками. Таким образом, парфюмер может варьировать духи с заданным характером запаха, выбирая понравившиеся ему сочетания. При этом он не должен пытаться ввести в состав композиции все существующие душистые вещества. Прежде всего он выбирает те продукты, с которыми предполагает работать для создания задуманного запаха.
Для получения желаемого запаха парфюмер обычно исходит из 1 -дивидуальных синтетических душистых веществ и эфирных масел, /ю может также комбинировать одну с другой композиции-базы, беря/их в равных количествах или одну в большем, а другую в меньшем. Зачтем к этим сочетаниям добавляет индивидуальные душистые веще) тва, определяющие начальный, основной и конечный запахи композиции. При этом многие душистые вещества определяют одновременйо начальную и основную ноты запаха (например, лавандовое масло, бергамотное, розмариновое и др.).
Таким образом, вначале парфюмер создает основной, или так называемый ведущий запах. Затем к основному запаху подбирает душистые вещества, дополняющие и гармонично сочетающиеся с основным запахом и придающие духам определенную полноту, тембр, тональность и окраску.
Как в отечественной, так и в зарубежной практике новая композиция, как правило, разрабатывается не для одного вида парфюмерного изделия, а преимущественно для полной серии, в которую входят духи, одеколон, туалетная вода, препарат для ванн, душистый тальк и др. Хотя композиция может быть предназначена и для более узкой серии (только для духов и одеколонов или только для духов).
Необходимыми компонентами парфюмерных композиций для классических одеколонов являются натуральные цитрусовые масла апельсиновое, мандариновое, лимонное, бергамотное, а также лавандовое, розмариновое, петигреневое и неролиевое. Цитрусовые масла обусловливают свежесть начального запаха одеколонов. Другие продукты, входящие в состав парфюмерных композиций для классических одеколонов, лишь подчеркивают ноту цитрусовых масел и дополняют ее. Лавандовое, розмариновое, петигреневое и лимонные масла придают композиции свежий цветочный оттенок.
Кроме классических одеколонов существуют также одеколоны с фантазийным запахом, которые представляют собой классические одеколоны при добавлении других продуктов.
В зарубежной практике в течение последних лет преобладающим направлением являются композиции цветочного характера с различными оттенками. Особо популярными становятся цветочные ароматы сладковато-пряного характера, близкие по запаху к так называемому восточному стилю в парфюмерии.
Параллельно с ведущим направлением, представленным цветочными композициями, в зарубежной парфюмерии последних лет получило развитие еще одно - мускусное. Резкий малоприятный запах так называемых мускусных масел отличает их от традиционной парфюмерной продукции, а также более сложные композиции, основанные на сочетании запаха мускуса с ароматами жасмина, сантала, дубового мха, ванили и иланг-иланга.
Одним из существенных показателей качества современной косметики, туалетного мыла и моющих средств является их запах. Эти изделия должны быть в меру парфюмированы и при использовании вызывать приятное ощущение.
Для отдушивания косметических изделий могут быть применены почти все душистые вещества, но в оптимальной для них концентрации. Некоторое исключение составляют те, которые не переносят определенной среды, вызывают раздражение кожи или слизистой оболочки или несовместимы в сочетании один с другим.