День козьмы и демьяна. История праздников — Кузьминки

Кузьма-Демьян - рукомесленники, курятники. Кузьминки. Встреча зимы. Первые морозы.
По народному календарю . Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага.
«Курятники». Кузьма и Демьян известны в народе под именами «курятников» и «кашников», потому что я день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать».
Еще весной старая бабка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу, она говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени! »
Неизвестно, каким образом Кузьма и Демьян, известные, по церковным преданиям, как врачи-бессребреники, превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников». Но в некоторых местах народ придумал этому даже легендарное объяснение. Так, в Вологодской губернии рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условие, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Там возник даже своеобразный обычай: на домолотках крестьяне обязательно варили кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Домолачивая последний овин, они говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».
В Курской губернии крестьяне забивали трех куриц и ели их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась. Трапеза в здешних местах сопровождалась всегда специальной молитвой: « Кузьма-Демь-ян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За едой нельзя было ломать птице кости, а то якобы цыплята будут уродливыми.
В Тамбовской губернии хозяйки были твердо убеждены, что если в день Кузьмы и Демьяна зарезать двух петухов или петуха и курицу и, съев их, провертеть на их кобылках дыры, а затем бросить в курятник, то на следующий год обязательно все куры будут с дырявыми кобылками.
Покровители семейного очага. Кузьма и Демьян в то же время известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки: они готовили для семьи кушанья и угощали всех, причем в качестве почетного угощения подавали куриную лапшу, поэтому праздник был известен в народе под названием кочетятника.
Девушки зазывали святых: Матушка Кузьма-Демыш, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! КузьмаДемыш по селам ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!
Девушки мечтали в это утро о женихах, просили с крыльца: «Кузьма-Демьян, идите жить к нам!»
«Полно девкой чужое пиво варить, пора свое затевать», - говорили, имея в виду девушек на выданье.
В Пензенской губернии кузьминки сопровождались особым обычаем - «похоронами» Кузьмы-Демьяна. В «жировой» избе девушки готовили чучело, то есть набивали соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывали к нему голову; затем надевали на чучело «ча-пан», опоясывали кушаком, клали на носилки и несли в лес, за село, где чучело раздевали и на соломе устраивалась веселая пляска.
Покровители ремесел . Кузьма и Демьян называются еще руко-месленниками и считаются покровителями ремесел, и главным образом женских рукоделий. Это объясняется тем, что с этого дня женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, - говорили они, садясь за прялку, - сравняй меня позднюю с ранними», то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше.
Праздничный стол . Справляя курячьи именины, варили пиво, пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом, чтобы оградить тем самым себя от недомоганий.
Вечер этого дня деревенская молодежь проводила в веселье: девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и прочее. Нередко обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
К столу приглашались парни. Такие пирушки, называемые кузьминками, продолжались до рассвета, причем парни обычно успевали вторично проголодаться и отправлялись воровать соседских кур, которых девушки жарили им в «жировой» избе. Молчали, конечно, сколько и у кого украли кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
Приметы . Если Кузьма-Демьян закует, то раскует. Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет. Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правит.
Снежный день обещает будущей весне большой разлив. Если на. Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то и на другой год будет мороз.
С этого дня бьют кур на продажу. Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремесел, особенно кузнечного искусства и женского рукоделия.

В этот день верующие люди чтят память бессребреников Кузьмы и Демьяна. Восточные славяне провожали осень и встречали зиму. В некоторых русских губерниях к празднику готовились заранее. Другие названия дня:

  • Кузьминики осенние;
  • День Кузьмы и Демьяна;
  • Куретники.

В течении календарного года в народе празднуются два праздника под названием Кузьминки. Сегодня 14 ноября православные отмечают Осенние Кузьминки.

По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.

Кузьма и Демьян – святые бессребреники

Косма и Дамиан Асийские, известные нам как Кузьма и Демьян, жили во второй половине III-начале IV веков. Они были чудотворцами и врачевателями, жили на территории Малой Азии. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

Праздник Кузьминки приметы и пословицы: девичий праздник

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - «матушка Кузьма-Демьян».

Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

Приметы 14 ноября День Кузьмы и Демьяна.

  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге - к морозу.

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

История праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября - вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых.

14 ноября было принято прикармливать дворового - духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете - кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Кузьминки осенние, приметы

  • «Снежный день на Кузьминки — будущей весной большой разлив»,
  • «Если на «Козьму и Демьяна» лист остается на дереве, то на другой год будет мороз»,
  • «Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)»,
  • «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».

Кузьминки осенние, поговорки

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

«Кузьминки – по осени поминки».

(под русскую – народную мелодию дети входят парами за руки в зал и садятся на стулья)

Ведущая:

Поле черно – белым стало

Падает то дождь, то снег

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

2 Ведущая:

Правильно, Ноябрь! В древней Руси 14 Ноября отмечали праздник, который называется «Кузьминки». Название этого праздника похоже на имя Кузьма.

1 Ведущая:

Жили давным – давно два брата Косьма и Дамиан. Их мать, христианка, воспитывала братьев в добре и доброй вере, и получили они от бога дар исцеления. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Но применяли они не травы, не лекарство, а слово Божье. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили, даром давайте».

2 Ведущая:

Кузьма и Демьян были кузнецами. Постепенно, в народном воображении они слились в один нераздельный облик Божьего кузнеца – Кузьмы и Демьяна. Наши предки, внимательно наблюдавшие за жизнью и изменениями в природе, заметили, что со дня святых Кузьмы и Демьяна заковывает зима земли и воды, становится морозно и холодно.

1 Ведущая :

В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

2 Ведущая:

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Обычно в эту пору умеренные морозы:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».

1 Ведущая:

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Хоровод: « Светит месяц».

2 Ведущая:

В русском народе Кузьма и Демьян назывались Курятниками, считались покровителями кур. В этот день справляли куриный праздник – Петушиные именины – Кочеты, чтобы водились цыплятки. Кур резали на продажу, подавали куриные блюда и устраивали пированье до утра. Считали необходимым резать трех кур. Есть их надо, чтобы птица водилась. Еще слушали молитвы в курятниках и кропили их святой водой, а еще варили лапшу – это было почетное угощение.

1 Ведущая:

На гуляньях устраивались шуточные «Петушиные бои», как это происходило, мы вам сейчас покажем.

Описание игры:

(В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.)

2 Ведущая:

Давай, давай себя испытай!

Слаб ты или селен?

Нам узнать не занятно,

Всем потешиться приятно!

Игра «Петушиный бой».

1 Ведущая:

Сразу по хозяйски определяли в дело и куриные перья. Крылом подметали печной шесток, из перьев делали помазки для пирогов. А еще делали из перьев кисточки для раскраски игрушек. Делали так: к большому перу присоединяли мелкие перышки и связывали ниткой в короткую, удобную кисточку. Этими кисточками дети взрослым помогали раскрашивать игрушки, сделанные своими руками.

2 Ведущая:

Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма – Демьян,

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадебку, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную.

1 Ведущая:

Молодые парни приходили свататься к девушкам. Как это происходило, мы вам сейчас покажем.

Игра «Бояре»

Описание игры: (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли! (на вторую фразу отходят)

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре нам невеста нужна,

Молодые нам невеста нужна!

Бояре, а какая нужна?

Молодые, она глупая у нас!

Бояре не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Ведущая:

Давайте споем шуточную песню карооке.

Песня «Топиться в огороде баня».

(исполняют родители)

2 Ведущая:

Очень красивы народные обряды, а русские – народные песни еще лучше!

Русская – народная песня «Ах, утушка, моя луговая».

1 Ведущая:

Еще «Кузьминки» называли «Кашниками». К 1 ноября готовили каши из зерен нового урожая, отведать приглашали Кузьму и Демьяна «Кузьма – Демьян» приходи к нам кашу хлебать». Русские крестьяне в восемнадцатом веке готовили более 20 видов разных каш.

Аттракцион «Узнай кашу».

(одному из родителей закрываю повязкой глаза, дают на пробу разные каши, нужно по вкусу определить, что за каша)

2 ведущая:

Пока не ляжет настоящая зима, дети сидели все больше по домам, кто развлекался росписью глиняных игрушек, а кто-то просто играл в «Молчанку».

1 Ведущая:

А как?

2 Ведущая:

А вот так: собирались дети в кружок и сидели друг напротив друга с серьезным видом. Смеяться нельзя, улыбаться тоже. Кто-нибудь, кривляясь и гримасничая, говорил молчанку:

Сорок амбаров сухих тараканов,

Сорок кадушек мокрых лягушек,

Кошку драну, мышь погану

Кто промолвит, тот и съест!

1 Ведущая:

Во время игры дети часто ссорились и дрались:

Как у Петьки на носу

Ели черти колбасу.

А в ответ слышалось:

Борька-Борис

На базаре прокис!

Снес морковку на базар,

На базаре не берут,

Борьку за уши дерут!

2 Ведущая :

Базары были знатные, там продавалось все и не только утварь (продукты), но разные ткани: ситцы и парча. Послушаем песню «Коробейники», а коробейники – это и есть продавцы.

Песня «Коробейники».

1 Ведущая:

Так как базары были не частыми и возможности были ограниченными, людям приходилось заниматься рукоделием, они вязали, шили, вышивали, плели самостоятельно.

Конкурс «Кто быстрее пришьет пуговицу»?

(конкурс для родителей).

2 Ведущая:

Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но много работали, а мы с вами должны в своей памяти сохранить любовь к своему народу, к своей истории.


Кузьма и Демьян - божьи кузнецы

Согласно православной традиции, различаются три двоицы святых братьев-бессребреников, носящих имена Космы и Дамиана. Соответственно православной церковью отмечаются три дня памяти в году каждой из двоиц. Это 1/14 июля - чествование римских врачевателей-бессребреников Космы и Да-миана, мучеников, убитых, согласно житию, по зависти их учителем-врачом в 284 году; 17/30 октября - день памяти мучеников бессребреников Космы и Дамиана, живших при царях Диоклетиане и Максимилиане, известных своими гонениями на христиан, эту двоицу святых называют аравлянами по происхождению (Аравийская страна) или киликийцами по месту страданий (г. Киликия); 1/14 ноября - почитание бессребреников и чудотворцев Асийских, родившихся в Малой Азии и воспитанных матерью-христианкой Феодотией. В житии последних приводятся многочисленные сказания о чудесах, совершенных братьями. Это и исцеление тяжелобольных, и вылечивание от бешенства верблюда, и спасение жнеца, в рот которому во время сна вползла змея, и избавление женщины от угрожавшего ей бесчестья и другие.

Мнения ученых относительно действительного количества двоиц святых братьев расходятся. Некоторые, в отличие от последователей православной церкви, полагают, что могло быть только две двоицы или одна, что по причине особого чествования святых в разные дни по случаю перенесения мощей, освящения церквей и тому подобного появились разные сказания, способствовавшие формированию представлений о трех разных парах братьев-бессребреников с приписыванием отличных друг от друга дат и мест их рождения и деятельности.

В народной традиции святые братья-бессребреники были чрезвычайно почитаемы, без особого различения трех двоиц. С принятием христианства на Руси в их честь строилось множество храмов и монастырей. В одном Великом Новгороде с XII по XVI в. существовало пять церквей Космы и Дамиана. Об их деяниях слагались легенды, одна из которых - «Чудо святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана о братчине» - появилась в Великом Новгороде в XIV веке и вошла в Четьи-Минеи.

В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств.

Традиционное сознание сохранило представление о Косме и Дамиане как «безмездных» врачевателях. В народе из Четий-Миней было известно, что они «прияша от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесам, врачующе всякия болезни, и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людях». Соответственно этому Кузьму и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвами об исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки), ураза (ушиба), уроков (сглаза), укуса змеи, скорби, а также от «ногтя» (падучей болезни скота) и других недугов. Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли».

Вместе с тем в народном восприятии свв. Кузьма и Демьян наделялись значительно более широким, чем в церковной традиции, спектром функций, а дни их памяти соотносились с кругом занятий крестьян и кузнецов - ремесленников, обслуживавших крестьянский труд.

В народе Кузьму и Демьяна считали «рукомесленниками», называя кузнецами-бессребрениками, а также святыми или Божьими кузнецами. Кузнечные мастера почитали их своими покровителями и отмечали осенний день их памяти - 1/14 ноября - как профессиональный праздник, в который никогда не работали. Представления о свв. Косме и Дамиане как кузнецах отчасти могут объясняться созвучием имени Космы в русской огласовке - Кузьма - со словами «кузня», «кузнец» и одноко-ренными им, если также учесть, что в народном сознании образы братьев зачастую сливались в одно лицо, называемое «Кузьма-Демьян». В загадке через имя Кузьма загадывается даже продукт работы кузнеца - кованая цепь: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Кроме того, для крестьянина, основным занятием которого являлось земледелие, ремесло братьев - врачевание, по церковной традиции, и кузнечество, по народной, - в равной степени связывалось с представлениями об особом магическом знании, недоступном обычному человеку. Еще одним основанием для восприятия святых братьев кузнецами послужило, вероятно, то, что в рамках крестьянского календаря день их памяти в ноябре соотносился с наступлением зимы и соответственно холодов. Поэтому народ воспринимал Кузьму и Демьяна как природных кузнецов, заковывающих воду и землю в ледяные оковы и создающих зимнюю стужу. В русле этих представлений с днем памяти святых связано значительное число русских пословиц и поговорок, народных примет:

Кузьма-Демьян - божий кузнец, дороги и реки кует;

Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую

Русь в ней ледяные цепи куются;

Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!;

Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом;

Кузьминки - от осени одни поминки;

Кузьма и Демьян - проводы осени, встреча зимы, первые морозы;

Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.

Образы Кузьмы и Демьяна как кузнечных мастеров встречаются также в легендах и сказках. Согласно повествованиям, они куют сохи и плуги и раздают их людям, учат человека земледельческому труду. У восточных славян известны также поверья этиологического характера, в которых Кузьма и Демьян рисуются как кузнецы, выковывающие на небе звезды.

Через причастность святых братьев к кузнечеству и соответственно к стихии огня образы Кузьмы и Демьяна в народном сознании могли быть соотносимы с языческим культом бога-гро-мовника Перуна и, в частности, с его функцией противоборства с противником хтонической природы. Мотив противостояния святых братьев врагу, например, присутствует в северном поверье, согласно которому, цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном, Михаил-архангел налагает на дьявола. В восточнославянских фольклорных текстах противником святых кузнецов может выступать нечистая сила, Змей, черт. Так, в белорусской сказке «Иван Пупялов» заглавный герой, убив трех змеев и трех змеевых дочек, прячется в кузне Кузьмы и Демьяна от летящей за ним матери-змеихи, «раззявившей рот от неба до земли»; кузнецы убивают змеиху, защемляя ее язык раскаленными щипцами и колотя по нему молотами. Мотив спасения людей от змеи или змея Кузьмой и Демьяном и использования ее (его) силы во благо встречается в южнорусских, белорусских и украинских легендах. Вот как этот сюжет представлен в гомельской традиции:

Были некогда ковали Кузьма-Демьян. И была змея. Так она поедала людей. И добирается уже до них. «Что, брат, сделаем мы железную соху!» Сделали они соху и говорят змее: «Пролизнешь трое этих дверей, так мы тебе сядем на язык, ты нас и съешь!» Она раз лизнула, другой лизнула, и третий - и пролизала трое дверей. Они ее тогда цап! Да за язык ее клещами. Да один гвоздит по голове, а другой запрягает ее в соху. Как запрягли ее, так пахали на ней лес, пахали они поля, пахали все и не давали пить, пока не припахались к Непру. Как подошли к Непру, она как вырыла ров, как стала пить - и отпряглась.

В некоторых легендах братья-кузнецы первым плугом, выкованным ими, пашут землю на лютом змее «от моря до моря».


Чудо-Юдо. Русский рисованный лубок.

Как и в христианской традиции, в народных поверьях свв. Кузьма и Демьян почитались как покровители браков. При этом их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы. Это представление отразилось в народном определении святых: «Кузьма-Демьян - свадебный кузнец». Благополучие и долговечность брака считались зависящими от качества работы святых кузнецов. Эта идея нашла воплощение в мотивах «изготовления» свадьбы в свадебной лирике, где сами Кузьма и Демьян зачастую изображаются как одно лицо, причем женского пола, что, возможно, связано с наследованием ими функции женского языческого божества, покровительствующего браку. Так, в свадебной песне к ним обращались:

Матушка, Кузьма-Демьян!

Скуй нам свадьбу

Крепко-накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки!

Кузьма-Демьян

По сеням ходила,

Гвозди собирала,

Свадьбу ковала!

Ты и скуй нам, Кузьма-Демьян, свадебку!

Чтобы крепко-накрепко,

Чтобы вечно-навечно,

Чтобы солнцем не рассушивало,

Чтобы дождем не размачивало,

Чтобы ветром не раскидывало,

Чтобы люди не рассказывали!

В некоторых случаях через образ «Кузьмы-Демьяна» обозначается непосредственно свадьба:

Батюшка посаженый

И матушка посаженая

Благословите все от старого до малого

Кузьму-Демьяна сыграть.

Осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября - входил в один из традиционных периодов проведения свадеб. В нижегородской традиции именно с него начинался свадебный сезон. Этот день назывался «Кузьминки» или «Кузьмоде-мьянки» и повсеместно в России считался девичьим праздником. Многие обряды и действия, которые совершались девушками в этот день, соотносились со свадебной обрядностью и идеей смены статуса представительниц взрослой девичьей группы.

В Кузьминки девушка, достигшая брачного возраста, становилась хозяйкой дома: она готовила еду и угощала свою семью; основным блюдом в этот день была куриная лапша. Вечером, а иногда и на протяжении трех дней девушки устраивали «кузьминскую» «ссыпчину», для чего заранее снимали избу, вместе собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку - и готовили праздничные блюда, среди которых обязательно была каша. Нередко для девичьей трапезы варили и козьмо-демьянское пиво.

В Нижегородской губернии в Кузьминки девушки группами ходили по дворам с украшенным веником, точно таким же, какой в свадебном обряде символизировал девичью красоту, и просили пшено, муку и тому подобное: «Подайте на Кузьму-Демьяна, на девичий праздник!» Продукты отдавали хозяйке, у которой снимали избу, и та варила кашу, делала «черепешники» (караваи с пшеном), блины. На Новгородчине девушки-подростки, собрав по домам крупу и масло для каши, варили ее в нескольких горшках и совместно ели: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем блюдо со скоромным маслом, а «на заглот-ку» - со свиным салом. В некоторых местностях девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между собой.

После угощения начинались пение, пляски и игры молодежи, среди которых обязательно были так называемые «поцелуйные» - завершавшиеся поцелуем парня и девушки. В Нижегородской губернии девушки делали куклу: на ухват или сковородник надевали шушпан, приставляли руки из палочек, вели ее «на ходилках». С этой куклой они по очереди плясали, парни в пляске не участвовали, а лишь наблюдали за ней.

Кузьминская посиделка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» - воровали соседских кур, причем традиционно кражи подобного рода крестьянами не осуждались.

Нижегородские девушки праздновали Кузьму-Демьяна три дня: два дня рядились молодцами, ходили на посиделки, пели, плясали. На третий день все снова рядились мужиками, а одна девушка изображала невесту. За деревней, на дороге, ее «венчали» с «парнем».

В Пензенской губернии и ряде других мест вечером в последний день праздника осуществлялся обряд «свадьбы и похорон Кузьмы-Демьяна», который до этого мог проводиться и во время летних Кузьминок (правда, летний день чествования Кузьмы и Демьяна отмечался, как правило, женщинами и считался «бабьим» праздником). Для совершения ритуала девушки изготавливали чучело, набивая соломой мужскую рубаху и штаны, приделывая к этой конструкции голову. На чучело надевали верхнюю одежду из сукна, опоясывали его кушаком и обували в старые лапти. Затем чучело усаживали посреди избы и устраивали шуточное «венчание» - «женили Кузьку» на одной из девушек. Действо завершалось тем, что «женатого Кузьку» укладывали на носилки и несли в лес, где его раздевали, разрывали на части, плясали на разметанной соломе от чучела и наконец сжигали ее. Значение этого обряда, близкого по структуре к характерным для земледельческих культур ритуалам проводов-«похорон» - проводы Масленицы, уничтожение троицкой березки, похороны Костромы и Ярилы и подобные, - соотносится с идеей продуцирования как применительно к силам природы, так и к человеку.

В целом девичий праздник, отмечаемый в день Кузьмы и Демьяна, характеризовался знакомством молодежи, играми и ухаживаниями, способствуя возникновению новых брачных пар. Тема брака поддерживалась также на уровне обрядовой пищи: основным угощением на Кузьминках были такие свадебные блюда, как каша, куриная лапша, жареные куры и петухи.

Приготовление в Кузьминки ритуальных блюд из курицы не только для девичьих трапез, но и во всех домах связано также с традиционными представлением о Кузьме и Демьяне как «курятниках» и «кочетятниках» - «куриных богах», покровителях кур. Поэтому день памяти святых братьев называли еще «курячьими именинами», «куриным праздником».

В Саратовской губернии в этот день «ломали кочетов» (резали петухов), во всяком доме считали обязанностью иметь на столе зажаренного петуха или курицу. Здесь и девушки для своей кузьминской ссыпчины приносили с собой жареных петухов и кур, которых, по заведенному обычаю, крали накануне вечером у своих родителей и родных. При этом считалось важным, чтобы никто не видал похищения, хотя никто и не стал бы преследовать этой кражи.

В Калужской губернии праздник в день Кузьмы и Демьяна назывался «Самокур». Здесь в этот день ходили по избам ряжеными - одевались цыганками, выворачивали шубы. Подходя к дому, ряженые пели песни, имеющие магическое значение:

Чтобы курочки водились,

На насеточку садились,

Ушастенькие, головастенькие!

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Ряженым подавали хлеб, сало, деньги. Если скупые хозяева не одаривали обходчиков, то им пели: «Самокур, дери кур!»

Обычай отмечать «куриные именины» существовал у русских издавна. В Москве, например, женщины утром отправлялись с курами к церкви Космы и Дамиана. После обедни пожилые женщины служили молебны для благополучия домашней птицы. В народе говорили: «На Кузьму-Демьяна - курица именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо». Хозяева отправляли родственникам кур в качестве подарка.

В деревнях Воронежской и Пензенской губерний «куриные именины» знаменовались молебнами, проводимыми в курятниках или около них, окроплением птицы святой водой, а также приношением кур и цыплят в церковь. В некоторых местах у русских было принято, чтобы женщины приходили с курами на барский двор и «с челобитьем» подносили их своей барыне на «красное житье». Та в ответ одаривала крестьянок лентами на «убрус-ник» (головное полотенце). «Челобитных кур» не убивали, а приносимые ими яйца считали целебными: их давали больным, страдающим желчной болезнью.

В день памяти святых братьев обязательно резали кур для приготовления обеда, что отразилось в народных поговорках: «На Кузьму-Демьяна куриная смерть», «Кузьма-Демьян да Жены-мироносицы - куриная смерть». На Тамбовщине говорили: «На Козмодемьяна курицу на стол!» По народным представлениям, приготовление блюд из кур и петухов являлось жертвой курьим покровителям Кузьме и Демьяну, способствующей тому, чтобы в крестьянском хозяйстве весь год велась птица. В Курской губернии с этой же целью было принято забивать трех курят, которых готовили и ели утром, в обед и вечером. Праздничная трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Во время еды старались не ломать кости птицы, так как в противном случае, по поверьям, цыплята в хозяйстве будут рождаться уродливыми. В Ярославской губернии петуха для приготовления обрядового блюда выбирал и отрубал ему голову топором старший в доме. Ноги птицы бросали на крышу избы, чтобы водились куры. Самого петуха варили и съедали за обедом всей семьей.

В Рязанской губернии о жертве Кузьме и Демьяну было принято заботиться еще с весны. Для этого ходили по деревне и просили у каждой хозяйки по два яйца со словами: «пожалуйте мне курочку да кочетка!» Яйца бережно клали за пазуху, а собрав штук двадцать пять, возвращались домой. После заката солнца яйца складывали в шапку и молились: «Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!» После этого яйца клали в кошелку, куда сажали курицу. А осенью, в день Кузьмы и Демьяна выполняли данное обещание: резали и жарили курицу и петуха, либо двух петухов и съедали их. Этот обычай назывался «кур молить».

Святые братья нередко воспринимались как покровители не только домашней птицы, но и всего скота, о чем упоминал еще протопоп Аввакум в своем «Житии»: «Кузьма и Дамиян человеком и скотом благодействовали и целили о Христе. Богу вся надобно: и скотинка, и птичка во славу Его, Пречистаго Владыки, Его же и человека ради». В связи с этим известен обычай в день Кузьмы и Демьяна задабривать мучающего скотину лихого дворового, прикармливая его. А если тот не успокаивался, то брали помело, садились лошадь, которую дворовой особенно не любил, и ездили на ней по двору, размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не поби животину». К Кузьме и Демьяну обращались также пастухи с просьбой сохранить скот во время пастьбы.

За свв. Кузьмой и Демьяном в традиции закрепилась функция покровительства не только мужского ремесла - кузнечества, но и различных женских работ. Этих святых особо почитали женщины и девушки в связи с типичными женскими занятиями. Так, к ним обращались с просьбами о помощи, когда начинали жатву: «Кузьма и Демьян, идите с нами жать». Те, кто осенью позже начал сезон прядения, чтобы не отстать от тех, кто начал работу раньше, принимаясь за пряжу, говорили: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними». На Ярославщи-не девушки-подростки молились в день Кузьмы и Демьяна: «Научи меня, Господи, и прясть, и ткать, и узоры брать». В Саратовской губернии женщины в этот день приносили в церковь к концу обедни мотки ниток и, целуя крест, складывали свое рукоделье на амвон, отмечая таким образом «запрядки» - начало прядильного сезона. В тульской традиции к дню Кузьмы и Демьяна было принято завершать «обетные» работы: хозяйки продавали свои изделия из холста, а вырученные деньги использовали для покупки свеч к иконам и для подачи нищим и странникам. На Ря-занщине женщины перед началом любого дела обращались к святым братьям: «Кузьма-Демьян, матушка, помоги мне работать!»

Сфера покровительства свв. Кузьмы и Демьяна распространялась также на земледельческие работам. При засеве нередко обращались к святым: «Кузьма-Демьян - матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!» В Ярославской губернии перед тем, как начать сеять лен, устраивали службу в честь Кузьмы и Демьяна. Во многих местах к осеннему дню памяти святых приурочивалось завершение молотьбы. Домолотки традиционно знаменовались приготовлением и вкушением праздничной каши. Одно из народных объяснений обычая варить «до-молотную» кашу содержится в вологодской легенде. Согласно повествованию, Кузьма и Демьян были простыми работниками,

которые охотнее всего нанимались молотить. При этом они никогда не требовали платы, а работали с уговором, чтобы только хозяева вдоволь кормили их кашей. Поэтому святых братьев называют «кашниками», а «домолотная каша» - обязательное блюдо, которым хозяева по окончании работы угощали молотильщиков. Работники, домолачивая последний овин, приговаривали: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок», а садясь за угощение, обращались к своим покровителям: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать». В Московской губернии в день памяти святых хозяин на гумне произносил просьбу: «Кузьма-Демьян, батюшка ремесленный, пошли, Господи, счастья и талантов, для всех доброе здравие, для всех братцев, сестриц и для всей нищей братии».


| |